Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития психики

 

В развитии психики выделяются три стадии [Головин с. 461:

1. Стадия элементарной сенсорной психики (сенсорика – это ощущения) – у простейших организмов, прежде всего многоклеточных, живущих в воде. Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

2. Стадия перцептивной психики (перцепция – это восприятие). Деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а предметами в целом. Воспринимаются не отдельные факторы, а целостные образы. Стадия характерна для рыб, насекомых и животных более высокого уровня развития.

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

 

3.Стадия интеллекта. Характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Эта стадия характерна для высших позвоночных животных – птиц, собак, дельфинов, обезьян и др.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т.д.

Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов, не осознаются ими, не обобщаются и не передаются через речь, письмо и т.п. Передаются только через подражание действию, а не понимание результата. Подражание для получения результата у обезьян не доказано [Гамезо, с. 51].

 

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врождённые и приобретённые в процессе жизни формы поведения животных [Гамезо].

 

Инстинкты и их классификация

 

Инстинкты врождённые, т.е. наследственно закреплённые формы поведения. Например, комар откладывает личинки на любую блестящую поверхность, а не только на воду. Т. е. он не понимает значения воды для выживания личинок. Паук бросается не только на попавшую в паутину муху, но и на вибрирующий камертон. Лягушка набрасывается лишь на летящую мошку. В окружении неподвижно сидящих насекомых она умрёт с голоду. Птица высиживает «яйцо» из мела или камня, не отличая его от настоящего.

Инстинктивное поведение целесообразно только в стабильных условиях, типичных для способа жизни данного вида животных. Достаточно несколько изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное поведение потеряло целесообразность.

Рис.5. Врожденная реакция птенцов черного дрозда на приближение кисти руки человека к гнезду

Так, пчела будет продолжать откладывать мед в соты, даже если их дно срезано. Детеныши бобров, искусственно вскормленные и выросшие в помещении, начинают воздвигать плотину, если им дать строительный материал, хотя никакой надобности в этом уже нет.

Таблица 6 – Классификация инстинктов (по Симонову) [Еникеев, с. 49]

 

Витальные Ролевые Саморазвития
Пищевой Половой Имитационный (подражательный)
Питьевой Родительский Игровой
Оборонительный Резонанса, «сопереживания» Преодоления сопротивления
Регуляции сна Территориальный Свободы
Экономии сил Иерархический Исследовательский

 

Приобретённые и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.

Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (например, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян не доказано [Гамезо].

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды развития человека | Структура сознания. Сознание и его функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.