КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции эмоций
Эмоции и телесные (физиологические) состояния
Эмоции сопровождаются органическими (телесными, физиологическими) изменениями. Что первично: эмоции или телесные изменения? Что возникает раньше: радость или улыбка? Печаль или слёзы? Гнев или учащение сердцебиения? На этот вопрос разные учёные давали разные ответы. 1. Согласно теории У.Джемса–К.Ланге (американский и датский учёные) вначале возникают физиологические изменения, а затем – эмоции. Они говорили, что мы радуемся, потому что смеёмся; печалимся, потому что плачем; побежали – потом испугались, «боимся, потому что дрожим» и т. д. Да, так бывает, и именно на этой теории построена методика аутотренинга. Например, с исчезновением проявлений ярости исчезает и сама ярость. 2. Согласно теории У.Кеннона–П.Барда (Уолтер Кеннон – американский учёный, 1915 г., и) физиологические изменения и эмоции возникают практически одновременно. 3. Согласно современным представлениям вначале возникают эмоции, а затем – физиологические изменения (классическая теория эмоций). Этот процесс показан на рисунке.
Восприятие информации ↓ Головной мозг ↓ Эмоция ↓ Физиологическая реакция
Рисунок. Последовательность этапов возникновения эмоции и физиологической реакции
Ч. Шеррингтон доказал, что эмоциональное переживание возникает первым при восприятии той или иной ситуации, а изменения со стороны соматической или вегетативной сферы – явления вторичные. Наличие потребности – обязательное условие возникновения эмоции, но не единственное. Нужна ещё вероятность её удовлетворения, и возникает она на базе информации о необходимых и имеющихся средствах для удовлетворения потребности. Все эти факторы связал воедино в структурной формуле советский физиолог П. В. Симонов в 1926г., назвав свою теорию потребностно-информационной. Его формула эмоции Э, [Айсмонтас, с. 195]: Э=f[ П, (Иис – Инс)], где П – потребность (вид и интенсивность); Иис – информация об имеющихся средствах; Инс – информация о средствах, нужных для удовлетворения потребности; (Иис – Инс) – вероятность удовлетворения потребностей. Если средств для удовлетворения потребности у человека достаточно, то он испытывает положительные эмоции, а если недостаточно – то отрицательные. 900 тыс. руб.–500 тыс. руб. 200 тыс. руб.–500 тыс. руб. Чем сильнее потребность, тем сильнее будет эмоция. Чем сильнее дефицит средств для удовлетворения этой потребности, тем сильнее отрицательная эмоция – огорчение, отчаяние, печаль, расстройство и др.
Считается, что эмоции сформировались в процессе эволюции как механизм приспособления. И это их главная функция. Но есть и другие. Итак, функции эмоций: 1. Приспособительная: заключается в переключении организма на аварийный режим работы. Эмоция вводит в действие резервные механизмы человеческого организма. 2. Сигнальная: эмоции сигнализируют о необходимости действий, которые помогут человеку избежать неприятных или вредных воздействий. 3. Оценочная: с помощью эмоций оценивается значение ситуации для организма. 4. Подкрепляющая: эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий в процессе обучения. 5. Переключательная: отрицательные эмоции, которые испытывает человек, когда он сделал что-то неправильно и получил за это наказание, и это переключает человека на другие действия (приносящие положительные эмоции). 6. Коммуникативная (информирующая). 7. Регуляторная (включает в себя функции 1–5).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |