Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональные процессы и состояния




 

В терминах физиологии высшей нервной деятельности различие между эмоциями и чувствами определяется степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов. Термин “эмоциональные состояния” в равной мере относят к чувствам и к эмоциям [27].

Чувство – переживание человеком своего отношения к кому-либо или чему-либо. Чувство обязательно имеет предмет или объект – что-нибудь или кого-нибудь, по отношению к которым и испытывается то или иное чувство.

Чувство – одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям [Лук А. Н., с. 17].

 

Таблица 8 – Виды чувств

 

Чувства
Высшие моральные или нравственные – патриотизм, долг, гуманность, сочувствие любовь, дружба, стыд, чувства справедливости, отзывчивость, солидарность, ответственности и др. Низшие моральные или аморальные – жадность, алчность, эгоизм, жестокость, злоба, злорадство, зависть и др.   Эстетические Чувства прекрасного, возвышенного, комического, трагического; восторг, презрение, отвращение, тоска и др. Интеллектуальные (познавательные) Любознательность, радость открытия, уверенность, вдохновение, энтузиазм, горечь поражения, сомнения и др.

 

Моральные чувства – переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу [Гамезо, с. 191].

Основная задача педагогики – формирование нравственных чувств [Рогов, с. 376].

Выделяют также чувства практические (праксические), связанные с деятельностью; предметные – материальные, интеллектуальные, эстетические; мировоззренческие [Стол.Л.Д., с.236] и др. Как видим, единого понимания, как и классификации, нет.

Еникеев М. И.: «Праксические чувства (от греч. praxis – опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Чувства, как и эмоции, могут быть положительными и отрицательными. По содержанию их можно классифицировать на простые и сложные, в зависимости от того, какого уровни потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся страх, гнев, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма, интеллектуальное чувство. Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, исходящую от более сильной стороны. Если угрожающая сторона более слабая, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев. Соответственно говорят о реакции «льва» и реакции «кролика».

Грановская Р. М.: «В первое мгновение сильный страх сопровождается ступором, оцепенением, которое сковывает мышцы, парализует мышление. Затем мышцы мобилизуются («только пятки сверкают»). Чувство страха выражено неодинаково у разных людей. Попадая в одну и ту же ситуацию, некоторые испытывают лишь неуверенность, другие – чувство паники, третьи ощущают ужас, а четвертые сильные боли в животе.

. Если тревожность – это эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность – проявление избыточной уверенности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным. Отчаяние – эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить.

Надежда на этой шкале ожиданий занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх – между беспечностью и отчаянием. Если страх - объективная тревожность, то стыд – тревожность социальная, это тревога за свою репутацию, когда есть вероятность не отвечать ожиданиям окружающих. Логика переходов здесь такова: от страха «что со мной сделают?» к стыду «что обо мне подумают?» и от него к вине «что я сам о себе подумаю». Из этого понятно, что вина понимается как озабоченность человека по поводу личных качеств, за которые он чувствует себя полностью ответственным».

Еникеев М. И. пишет: «Нравственные чувства – эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас». Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

Регуляционная роль нравственных чувств первична – они могут подстраивать под себя и доводы разума.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности — моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек — не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности.

Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга — это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть — способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести — повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, — это утверждение индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos — чувствующий) — восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.

Прекрасно, по определению И. Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство — образное отражение сущностных сторон действительности — рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений человека.

Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.

Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis — очищение) — духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии — смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией — смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.

Познавательные (интеллектуальные чувства). Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.

Любопытство – направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность – устойчивое состояние познавательной направленности личности. Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания, все более глубокого и широкого освоения действительности».

 

Эмпатия – способность к сопереживанию, включения в эмоциональное состояние другого [Гамезо, с. 191].

Никакое перечисление не может исчерпать многообразия эмоциональных состояний. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра: основных тонов семь, но сколько еще промежуточных цветов и оттенков может быть получено при их смешении! [27, с. 18].

Дадим определения некоторым эмоциональным состояниям.

Аффект – это сильное и относительно кратковременное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными, физиологическими, физическими и психическими реакциями с утратой волевого контроля (изумление, ярость и др.) Заканчивается эмоциональным шоком, упадком сил, ступором (оцепенением). Он может возникать в случаях конфликта, противоречия между желанием и возможностью и т.п.

Если удивление мы называем чувством, то изумление – то же самое по содержанию чувство, доведенное до степени аффекта; аналогично ярость – аффект гнева, блаженство – радости и удовольствия, отчаяние – горя, ужас – страха.

Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся как положительный или отрицательной фон психической жизни индивида.

Настроение – устойчивое чувство умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени [Стол. Л. Д., с. 235].

Настроения, в свою очередь, способны влиять на эмоциональные реакции и поведение [43], на работоспособность и отношения с окружающими по механизму психического заражения, индуцирования.

Настроение влияет на все психические процессы и деятельность человека. Например, в одном исследовании было показано, что испытуемые могли вспомнить 78 % слов из тех, которые они запоминали, находясь в хорошем настроении, и 47 % слов из тех, которые они заучивали, находясь в плохом настроении [Арг., с. 199].

Фрустрация (с лат. – обман, расстройство, разрушение планов)– состояние человека, состояние, возникающее при появлении на пути к цели непреодолимого препятствия и сопровождающееся чувствами безысходности, крушения надежд в достижении цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций. Переживается как тревога, отчаяние, гнев, напряжение. Реакцией может быть генерализованная агрессивность, проявляющаяся в оскорблениях, физических нападках (ударить, толкнуть, сломать и т. п.). Или же человек впадает в депрессию и т. п.

Страсть – это сильное стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Страсть к знанию, науке, музыке, к коллекционированию, к деньгам и др.

Христианская мораль рассматривает страсть как непостижимую фатальную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов.

Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и ярко характеризующих ее эмоциональную сферу. Заметное место среди них – особенно в юношеском возрасте – принадлежит любви, которое может рассматриваться как пример устойчивого чувства.

Любовь – одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. Понятие “любовь” в психологии употребляется в двух значениях. В широком значении (родовое понятие) любовь – высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта.

В более узком смысле (видовое понятие) любовь – это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Имеющее глубоко интимный характер, чувство любви сопровождается ситуативно возникающими и изменчивыми эмоциями нежности, восторга, уныния и др., приподнятым или подавленным настроением, иногда аффектами ликования или же горя. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, т.е. дающей личности оптимальные возможности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанным с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

Удовольствие и неудовольствие – основные состояния человека, к которым сводятся результаты воздействия всех эмоций и чувств.

Многообразие индивидуальных эмоциональных проявлений обусловлено, прежде всего, особенностями нервной системы человека. Ими определяется степень эмоциональной возбудимости, сила эмоциональной возбудимости, сила эмоционального возбуждения и устойчивость эмоциональных состояний

Симптомы расстройств настроения [Коркина и др., Психиатрия. с.104]

 

Расстройства настроения характеризуются двумя вариантами: симптомами с усилением и ослаблением эмоциональности. К расстройствам с усилением эмоциональности относятся гипертимия, эйфория, гипотимия, дисфория, тревога, эмоциональная слабость.

К нарушениям настроения со снижением эмоциональности относятся такие состояния, как апатия, эмоциональная монотонность, эмоциональное огрубение, эмоциональная тупость.

Апатия (от греч. apatia – бесчувственность; синонимы: анормия, антинормия, болезненное безразличие) – расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и полной бездеятельностью. Больные в таком состоянии не проявляют никаких интересов, не высказывают никаких желаний, не интересуются окружающими, часто не знают, как зовут соседей по палате, лечащего врача – не из-за нарушений памяти, а из-за безразличия. На свиданиях с близкими молча забирают подарки и уходят.

Эмоциональная монотонность – эмоциональная холодность. У больного наблюдается ровное, холодное отношение ко всем событиям независимо от их эмоциональной значимости.

Эмоциональное огрубение. Оно проявляется в утрате наиболее тонких дифференцированных эмоциональных реакций: исчезает деликатность, сопереживание, появляется расторможённость, назойливость, бесцеремонность. Такие состояния могут наблюдаться при алкоголизме, при атеросклеротических изменениях личности.

Эмоциональная, или аффективная, тупость – расстройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоциональной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность. Такие больные равнодушны и холодны к близким людям, их не трогает болезнь или смерть родителей, иногда сохраняются грубоэгоистические интересы.

Нарушения настроения и эмоционального реагирования могут сопровождаться изменениями мимики и выразительных движений, которые могут быть неадекватными по силе и выраженности эмоциональному состоянию или не соответствовать переживаемым эмоциям.

Гипермимия – расстройство, сопровождающееся живой, быстро меняющейся мимикой, отражающей картину быстро появляющихся и исчезающих аффектов. Проявление мимических реакций часто утрировано, чрезмерно бурно и ярко. Выразительные действия усилены, ускорены, быстро меняются, достигая в ряде случаев маниакального возбуждения.

Амимия, гипомимия – ослабление, обеднение мимики, однообразная застывшая мимика горя, отчаяния, характерная для депрессивных состояний. На лице застывшее скорбное выражение, губы плотно сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты, между ними залегают складки. Характерна складка Верагута: кожная складка верхнего века на границе внутренней трети оттянута кверху и назад, в связи с чем дуга превращается в этом месте в угол.

Выразительные движения ослаблены, замедлены, смазаны. Иногда двигательная активность полностью утрачивается, больные становятся обездвиженными, но мимика сохраняется скорбная. Это картина депрессивного ступора.

Парамимия – неадекватность мимики и выразительных действий ситуации. В одних случаях это выражается в появлении улыбки на похоронах, слез и гримас, плача при торжественных и приятных событиях. В других случаях мимические реакции не соответствуют каким-либо переживаниям – это различные гримасы. Например, больной зажмуривает глаза и открывает рот, морщит лоб, надувает щеки и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.