Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории межличностных отношений и взаимодействия




Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. В них реализуется система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции обусловлены содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и общения и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

В работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и показано влияние организации совместной деятельности иуровня развития группы на становление межличностных отношений, а также обратное влияние межличностных отношений на становление сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива.

Экспериментальные исследования межличностных отношений имеют давнюю традицию ибогатый методический арсенал (социометрия; метод референтометрический). Взаимодействие представляет собой частный случай отношений.

В таблице 10 приведены основные теории межличностных отношений и взаимодействия [Столяренко Л. Д., с. 423].

1. ТЕОРИЯ ОБМЕНА (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо) 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА (Мид) 3. ТЕОРИЯ АТТРАКЦИИ
А) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается Б) Человек стремится к «максимуму выигрыша» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем ваша) В) Закон агрессии – если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится более ценной для него, чем взаимодействие Г) «Закон насыщения» - чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды Д) «Принцип наименьшего интереса» - человек, который менее заинтересован в продолжении социальной ситуации обмена и общения, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть Е) «Принцип монополии» - если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю – отношения власти Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам А) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей Б) Люди реализуют социальные ожидания – «экспектации» (ожидания) друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли В) Люди реализуют социальные роли через «подражание» в детстве, через «исполнение» и «выбор» тех ролей и групп, где человека ценят А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают друг к другу симпатию, расположение, аттракцию Б) Симпатия возникает, если есть: - частота контактов - физическая привлекательность - «равенство» по привлекательности и интеллекту, статусу - сходство интересов, мнений - сходство происхождения - взаимодополнение: оно важно для продолжения отношений - физическое сексуальное влечение. Нам нравятся те, кому мы нравимся. Нравятся те, кто доброжелательно внимателен к нам, понимает нас.  
4. ТЕОРИЯ ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ (Гарфинкель) 5. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 6. ТЕОРИЯ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (Гофман)
А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями – это центр социального взаимодействия Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил А) При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт: (подчиняются лидерам группы подобно тому, как подчинялись в детстве отцу), (конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей) А) Люди как актеры разыгрывают роли, хотят произвести впечатление на других, скрывают свои недостатки и позор. Взаимодействие людей – это театральная пьеса
7. БАЛАНСНЫЕ ТЕОРИИ (Хайдер, Ньюком) 8. ТРАНСАКЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Э.Берн) 9. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ (Парк, Рекс)
А) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению друг к другу и третьим объектам (предметам, людям) Б) Продолжение отношений при сбалансированных связях между мнениями людей «Друзья моих друзей – мои друзья», «Враги моих врагов – мои друзья» В) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль = диссонанс, который может привести к непониманию друг друга, к охлаждению и разрыву отношений) А) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия В) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников Г) Выделяют следующие формы взаимодействиия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры-манипуляции, уход, соревнование, конфликт А) Движущая сила развития взаимодействия людей – это конкуренция, которая может привести к конфликту. Конкуренция, соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контактов) Б) Причины конфликтов – наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей, конфликтогенов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.