Сегмент рынка -
| это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием
|
Объекты сегментации рынка
|
группы потребителей
| группы продуктов (товаров, услуг)
| каналы сбыта
| предприятия (конкуренты)
|
Сегментация рынка по группам потребителей
| Сегментация рынка по группам продуктов-
| Сегментация по каналам сбыта
| Сегментация по предприятиям (конкурентам)-
|
это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
| это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).
| это группировка по способам организации товародви-жения
| это группировка конкурентов по факторам конкуренто-способности в продвижении на рынок.
|
Сегментация рынка производится по критериям и признакам
|
Критерий
| способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Наиболее распространенными критериями сегментации являются
|
Емкость сегмента
| определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;
показатели емкости: количество товаров, реализованных за определенный период в натуральном или стоимостном выражении, доля сегмента в общей ёмкости рынка, общее число потребителей.
|
Доступность сегмента
| – условия привлечения каналов товародвижения, возможности доставки и складирования товаров. Позволяет решить вопросы о формировании сети сбыта
|
Перспективность сегмента
| – темп роста рынка, ориентация, основные тенденции
|
Устойчивость рынка
| позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия
|
Прибыльность (рентабельность) сегмента
| показывающая уровень рентабельности (норму прибыли на вложенный капитал) предприятия на данном сегменте рынка
|
Защищенность выбранного сегмента от конкуренции
| их количество и возможности. Совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте
|
Оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
|
Признак
| это способ выделения данного сегмента на рынке
|
Основные признаки сегментации рынка
|
по группам потребителей
| по группам продуктов
| по каналам сбыта
| по предприятиям (конкурентам)
|
Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков.
| функциональные и технические параметры, цена и т.п.
| однородность торговых точек, длина канала, характер отношений и т.д
| качественные показатели продукта (НТ), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.
|
Сегментация рынка по потребителям, сегментация по продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
|
| | | | | | | |