Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и технологии стратегического менеджмента




Отличия стратегического менеджмента от оперативного

Понятие стратегии предприятия

Тема 8. Особенности стратегического управления.

Информационное обеспечение управленческих решений

Ценность и своевременность управленческого решения в огромной степени зависят от способности менеджера в нужный момент произвести сбор, анализ и толкование информации.

Стадии управления. Потребность в информации

1. Выявление проблем и возмож- Контроль деятельности. Отобра-

ностей, установление критериев жение изменившихся условий и

новых возможностей

2. Точное определение проблем Оценка факторов, влияющих на

и возможностей результаты, прогнозы, оценки

 

3.Принятие решения Прогнозирование результатов для

разработки альтернативных вариантов

деятельности

 

4.Исполнение

 

5. Контроль исполнения Оценка деятельности

 

Информационное обеспечение —одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие «коммуникация».

Общая характеристика стратегического менеджмента:

 

1. Управление предприятием предполагает учет множества факторов: экономических, технологических, социальных, политических, правовых, каждый из которых дает свое видение и понимание ситуации. Стратегия же синтезирует различные видения и предоставляет целостную картину текущего состояния и перспектив развития. Стратегические решения (например, решения о вхождении в рынок, строительстве завода, изменении организационной структуры) инерционны, что не позволяет их сразу по принятии радикально менять. Различные стратегические решения могут принадлежать к разным типам как совместимым, так и несовместимым.

Формирование стратегии предприятия требует интегрированного учета различных финансово-экономических и социально-политических аспектов. Каждый из них определяет свой подход к стратегии и рассматривается как по отдельности, так и в сравнительном анализе.

Управление предприятием строится на основе рациональных и общечеловеческих подходов. Рациональные подходы учитывают влияние экономических, финансовых, маркетинговых, технологических и правовых факторов. Общечеловеческие подходы - факторы психологические, социальные, политические, культурные. Пренебрежение каким-либо подходом или фактором может привести к управленческим ошибкам со всеми вытекающими последствиями, например:

• финансовые потери;

• потеря клиентов и рынков сбыта;

• конфликты и развал коллектива;

• формирование логически стройных, но абсолютно нереализуемых решений.

Стратегический менеджмент (СМ) отличаетсяот оперативного (ОМ) тем, что:

миссия организации в СМ - выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, в ОМ - производство товаров и услуг с целью получения прибыли;

• СМ занимается в основном проблемами внешнего окружения, ищет новые возможности в конкурентной борьбе, средства адаптации к изменениям в окружении, ОМ - обращает первоочередное внимание на внутренние проблемы предприятия, связанные с более эффективным использованием ресурсов;

• СМ ориентирован на долгосрочную перспективу, а ОМ - на кратко- и среднесрочную;

основными факторами построения системы управления для СМ являются сотрудники, система информационного обеспечения и1 рынок, для ОМ -организационные структуры, техника и технология;

• при управлении персоналом СМ рассматривает работников как основу организации, источник благополучия, ОМ - как ресурсы организации, исполнителей работ;

эффективность в СМ выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения, в ОМ - в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

Таблица Отличия стратегического менеджмента от оперативного

Признаки сравнения Стратегический менеджмент Оперативный менеджмент
Миссия Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением. Производство товаров и услуг с целью получения прибыли
Решаемые проблемы Проблемы внешнего окружения, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе Проблемы, возникающие внутри предприятия, связанные с более эффективным использованием ресурсов
Ориентация На долгосрочную перспективу На кратко- и среднесрочную перспективу'
Основные факторы построения системы управления Люди, система информационного обеспечения и рынок Организационные структуры, техника и технология
Эффективность Насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и насколько они изменятся в зависимости от изменения внешней среды Максимизация прибыли, рациональное использование производственного потенциала

 

Методы и технологии стратегического менеджмента. Приведем таблицу из книги А.В. Бандурина и Б.А. Чуба "Стратегический менеджмент организации";

Таблица

Вид работ (операций, действий) Методы, подходы, технологии
Ситуационный анализ Макроокружение организации: - экономика и политика - технология и экология - правовое обеспечение - демография, общество - обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты - кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки - PEST-анализ
Непосредственное окружение (внешние связи, субъекты рынка): - заказчики - посредники г конкуренты - внешние влияния - общественность - поставщики - анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке и престижа организации - анализ конкуренции и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения)
Собственно организация: - результаты реализации целей прошлой стратегии - оценка состояния маркетинговой совокупности - возможности, ресурсы - маркетинговая инфраструктура - сравнительный анализ "цели — план — факт - оптимизация - отклонения" - причинный анализ, пирамидальная структура - анализ, балльная оценка возможностей и способностей - информационная служба, бухгалтерский и оперативный учет
Конфронтационный анализ (организация - конкуренция): идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности -анализ SWOT - методы сравнительного анализа
Детальный анализ параметров маркетинговой совокупности: - анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен - анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия - анализ доли торговых расходов - анализ цикла "продукция — рынок - товарооборот - прибыль - затраты" - анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Me Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств) - классификация продукции по П. Дракеру - метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий - ABC-анализ, оптимум Парето
Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков - причинный анализ - анализ SWOT, анализ портфеля заказов
Прогнозы и предсказания: - динамика окружения организации - динамика параметров рынка - динамика параметров организации - сценарий развития - нормативный метод - анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей - операционные исследования, имитационные модели - методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др.
Планирование целей: - миссия организации, ее идентификация, путь развития - выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков) - профилирование предложений - целевые приоритеты, целевые траектории - масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров) - портфель заказов (план) - SWOT (план) - модели принятия решений, методы оценки вариантов - операционные исследования, моделирование - анализ риска - методы творческого мышления при стоимостном анализе - методы экспертных оценок
План стратегических операций: - выделение стратегических предпринимательских подразделений - типовая стратегия роста, конкурентная стратегия - стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности - формулирование стратегических вариантов - идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков - коррекция на основе обратной связи - портфель заказов (план) -SWOT (план) - операционные исследования, моделирование - методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей) - методы сетевого анализа - анализ риска - метод мозговой атаки, - прочие методы стоимостного анализа - методы экспертных оценок

 

2. Стратегический менеджмент как процесс, его структура и содержание основных элементов:

Анализ среды

Определение миссии организации и целей

Анализ и выбор стратегии

Реализация стратегии Оценка и контроль выполнения, стратегий

Анализ среды является начальным процессом в стратегическом менеджменте; на его основе определяется миссия и цели фирмы, вырабатывается стратегический план развития. Внутренняя среда фирмы анализируется по следующим направлениям:

• маркетинг;

• финансы и учет;

• производство;

• персонал;

• организация управления.

Анализ внешнего окружения проводится с целью:

• познания окружающей среды;

• распознавания:

• изменений;

• трендов;

• возможностей;

• факторов риска и форс-мажора.1

Процесс определения миссии и целей состоит из трех этапов:

• определение миссии фирмы, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;

• определение долгосрочных целей;

• определение среднесрочных целей.

В настоящее время к процессу формирования стратегии подходят с точек зрения:

• воплощения намерений руководства;

• реализации потенциала коллектива;

• рационального управления;

• создания конкурентных преимуществ;

• отслеживания адекватности окружающей среде.

Выбор стратегии базируется на одном из сценариев:

• стратегия ограниченного роста;

• стратегия роста;

• стратегия сокращения;

• комбинированная стратегия.

Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Существует несколько составляющих успешного выполнения стратегии:

• цели стратегии и планы хорошо доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны не только понимания того, что делает фирма, но и их вовлечения в процесс реализации стратегии;

• руководство не только своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имеет план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксирует достижение каждой цели;

• в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются:

• определение того, что и по каким показателям проверять;

• осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами;

• выяснение причин отклонения, если они вскрываются в результате оценки;

• осуществление корректировки при ее необходимости.

3.Особенности анализа внешней среды фирмы в стратегическом менеджменте:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.