КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И. Сельвинский
Педагогика как наука и искусство. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ Студент……………………………………………..гр………ФТБКиСИ 2011/2012 уч.г. Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура
ПЛАН 1. Педагогика как наука и искусство. 2. Основные категории педагогической науки. 3. Связь педагогики с другими науками. 4. Система педагогических наук
ЛИТЕРАТУРА 1. Подласый И.П. Педагогика. М., 2000 и последующие гг. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992 3. Харламов И.Ф. Педагогика. М, 1990 и 2000 г.г. 4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.,1998 5. Психолого-педагогический словарь для учителей и рук. Ростов н/Д.,1998 6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: 1999. 7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2001 Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература.
Педагогика определяется как наука о воспитании. А что же такое воспитание? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. По-гречески педагог – «……………………………..». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать(белорусское песціць): от слова пест - ……………………………………………….. По-белорусски это выхаванне. “Этымалагічны слоўнік беларускай мовы” [т.2, С.289] трактует как заимствование из польского (wychowanie), где оно является калькой французского (éducation). При этом понятие “ адукацыя ” тот же словарь [т.1, С.92] считает также заимствованным из польского (edukacja), восходящего к латинскому duco, ducere – вести. Таким образом, этимологически все эти понятия восходят к древнегреческому образу детоводителя. Но в современном звучании и восприятии белорусского слова носителями языка проявляется «народная этимология». Как свидетельствуют опросы студентов БГУ культуры и искусств, в слове «выхаванне» им отчетливо слышен призвук понятия “хавáць” в его современном значении – прятать. Воспитатель как бы помогает ребенку выявить, достать из глубин своего естества то, что упрятала туда сама природа. С точки зрения артпедагогики (педагогики искусства) этот образ представляется очень выразительным. Обратимся к трактовке интересующего нас процесса в современной поэзии.
ЛЕСНАЯ БЫЛЬ В роще убили белку, Была эта белка мать. Остались бельчата мелкие, Что могут они понимать? Сели в кружок и заплакали.
Но старшая, векша лесная, Сказала мудро, как мать: -Знаете что? Я знаю: Давайте будем линять! Мама всегда так делала. (1960)
И.Губерман. (Из гариков) Сперва, резвясь на жизненном просторе, мы глупы, словно молодость сама; умнеем после первого же горя, а после терпим горе от ума. (1990-е)
Что общего в этих процессах? Что успели приобрести бельчата, и что приобретаем мы с вами, переживая несчастья? (жизненный опыт) Итак, процесс воспитания можно определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества). Зачем нужна такая передача? Почему младшее поколение часто противится этому процессу? Как сделать этот процесс комфортным для обеих сторон – воспитателя и воспитанника? Как сделать процесс передачи опыта максимально эффективным, т.е. экономным по временным, материальным, психологическим затратам? Почему в процессе воспитания педагоги нередко получают совсем не те результаты, на которые рассчитывали? На эти и многие другие вопросы ищет ответы педагогика. Педагогика как наука считает процесс воспитания поддающимся наблюдению изучению проектированию контролю коррекции Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемыхрезультатов. Проверка результатов педагогической деятельности представляет собой сложную и активно исследуемую проблему. Почему же возможен вопрос об отнесении педагогики к искусству?
Приведите примеры педагогических ситуаций, протекающих по законам искусства:
Итак, педагогические процессы располагаются не только в сфере науки, но и в сфере искусства, поскольку ü нередко они протекают неосознанно. ü Опыт поколений накапливается не только в научной, но и в образной форме (от «Сороки-вороны» до «Тимура и его команды»). ü Иногда происходят интуитивные открытия (например, «опорные сигналы» Шаталова не что иное, как легализованная шпаргалка). ü Для продуктивной педагогической деятельности необходимы не только знания и умения, но и особый комплекс способностей, который можно назвать педагогическим ……………………….
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |