КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесса воспитания
ПЛАН 1. Педагогическая сущность понятия «воспитание» 2. Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания. 3. Задачи воспитания в свете общечеловеческих ценностей. 4. Принципы воспитания
Мы уже говорили на первой лекции о воспитании в самом широком смысле – как о процессе............................................................ Но воспитание можно рассматривать и в узком смысле, в том, в котором мы обычно сопоставляем или даже противопоставляем два процесса: воспитание и образование. Например, по В.И.Далю ОБРАЗОВАННЫЙ – обогащенный сведениями (противоположность – невежда); ВОСПИТАННЫЙ человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположность – невежа). Следовательно, воспитанный человек подчиняется неким правилам (нормам, моделям поведения), существующим в современном ему обществе. Поэтому процесс воспитания может отчасти рассматриваться как процесс формирования динамических стереотипов, которые проявляются в виде....................................................................................................................(Вспомним построенные на несоответствии сформированных в разных обществах привычек кинокомедий «Иван Васильевич меняет профессию» или «Человек ниоткуда»). Современная педагогика определяет воспитание как целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активной деятельности личности воспитанника по овладению социальным опытом.
Как видим, центральное место в этом процессе уделяется.................................................................................
Между тем, философы эпохи Просвещения придерживались несколько иного мнения. Англичанин Джон Локк писал: «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми». Ему вторит француз Гельвеций: «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»
А теперь обратимся к важнейшим отличительным особенностям процесса воспитания. Для этого вслед за Далем сравним процессы образования и воспитания. Мы обнаружим в них ряд различий: 1. В содержании понятий: Образование –.....................................................................................; Воспитание –....................................................................................... 2. В последовательности этапов этих процессов: Обучение как основная часть образовательного процесса строится линейно:.......................→..........................→...............................→.................................→..............................→........................................ В воспитании схема часто теряет ряд звеньев, иногда их традиционный порядок нарушается: следом за восприятием нередко сразу идет применение (подражание), которое закрепляется в качестве динамического стереотипа. И лишь позднее (иногда гораздо позже) воспитанник проходит стадию осмысления и обобщения. Так мы усваиваем, к примеру, большинство бытовых норм поведения. ПРИМЕР:
Раскрытие механизма овладения нормами поведения в обществе может иметь не только научный интерес, но и создавать интересный эстетический эффект. ПРИМЕР:
3. В применимости к этим процессам понятий «целостность» и «дискретность». Учебный материал членится на...................................................и т.д. Воспитание –............................................., в котором можно выделить своего рода «доминанты»: сензитивные периоды, зоны актуального развития и т.д. 4. В возможностях проверки результатов педагогической деятельности. Проверить результаты процесса обучения возможно с высокой степенью достоверности:.............................................................и т.д. Результаты процесса воспитания проявляются неявно, отсроченно. Трудно доказать, что полученный результат является результатом усилий именно этого педагога. 5. В характере мотивов, а, следовательно, в возможности использования стимулов. У процесса обучения, как мы выяснили, только два мотива –...............................................................………………Это облегчает выбор педагогических стимулов. У процесса воспитания (и самовоспитания) необозримое разнообразие мотивов и стимулов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |