Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. 1.1. Строение костной ткани и костей

Учебное пособие

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Часть І


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

СТРОЕНИЕ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.. 20

1. ОСТЕОЛОГИЯ.. 20

1.1. Строение костной ткани и костей.. 22

1.2. Классификация костей.. 24

1.3. Развитие костей.. 24

1.4. Классификация соединений костей.. 27

1.5. Скелет туловища. 30

1.5.1. Позвоночник. 30

1.5.2. Грудная клетка. 36

1.6. Скелет головы – череп.. 37

1.6.1. Мозговой отдел черепа. 37

1.6.2. Лицевой отдел черепа. 43

1.6.3. Возрастные изменения черепа. 46

1.7. Скелет конечностей. 47

1.7.1. Кости верхних конечностей. 50

1.7.2. Кости нижних конечностей. 53

2. МИОЛОГИЯ.. 63

2.1. Вспомогательный аппарат мышц.. 65

2.2. Классификация мышц.. 65

2.3. Синергизм и антагонизм в действиях мышц.. 68

2.4. Двигательная функция мышц.. 68

2.5. Строение основных мышечных групп тела человека. 69

2.5.1. Мышцы головы.. 72

2.5.2. Мышцы шеи. 72

2.5.3. Мышцы туловища. 75

2.5.3. Мышцы конечностей. 79

СПЛАНХНОЛОГИЯ.. 84

3. СТРОЕНИЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ... 85

3.1. Функции желудочно-кишечного тракта. 85

3.2. Строение пищеварительной системы.. 86

3.3. Развитие пищеварительной системы в филогенезе. 111

3.4. Развитие пищеварительной системы в онтогенезе. 112

4. СТРОЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ... 116

4.1. Функции дыхательной системы.. 116

4.2. Строение дыхательной системы.. 116

4.3. Органы дыхательной системы в филогенезе. 131

4.4. Органы дыхательной системы в онтогенезе. 131

СТРОЕНИЕ МОЧЕПОЛОВОГО АППАРАТА.. 134

5. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.. 134

5.1. Строение мочевыделительной системы.. 134

5.2.Возрастные особенности строения выделительной системы. 141

5.3. Филогенез выделительной системы.. 143

6. ПОЛОВАЯ СИСТЕМА.. 144

6.1. Мужские половые органы.. 145

6.1.1. Внутренние мужские половые органы.. 145

6.1.2. Наружные мужские половые органы.. 148

6.2. Женские половые органы.. 150

6.2.1. Внутренние женские половые органы.. 150

6.2.2. Наружные женские половые органы.. 154

7. СТРОЕНИЕ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ... 157

7.1. Классификация эндокринных структур. 158

7.2. Центральные регуляторные образования эндокринной системы.. 161

7.2.1. Гипоталамус. 161

7.2.2 Гипофиз. 162

7.2.3 Эпифиз. 164

7.3. Периферические эндокринные железы.. 166

7.3.1. Щитовидная железа. 166

7.3.2. Паращитовидные (околощитовидные) железы.. 168

7.3.3. Надпочечники. 169

7.3.4. Вилочковая железа (тимус). 172

7.4. Эндокринные части смешанных желез. 172

7.4.1. Эндокринная часть поджелудочной железы.. 172

7.4.2. Эндокринная часть половых желез. 173

7.4.3. Плацента. 174

7.5. Диффузная эндокринная система: АПУДоциты.. 175

8. СТРОЕНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ... 177

8.1. Сердце. 177

8.2. Кровеносные сосуды.. 182

8.3. Круги кровообращения. 185

8.4. Развитие сердечно-сосудистой системы в фило- и онтогенезе. 188

9. СТРОЕНИЕ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ... 190

9.1. Лимфатическая система в фило- и онтогенезе. 195

9.2. Возрастные особенности лимфатической системы.. 196

10. ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ И ИММУННОЙ СИСТЕМЫ... 197

10.1. Центральные органы иммунной системы.. 199

10.2.Периферические органы иммунной системы.. 202

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 210

 


АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма, изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.

Как живое существо человек принадлежит к животному миру. Поэтому анатомия изучает строение человека с учетом биологических закономерностей, присущих живым организмам, особенно млекопитающим. В строении тела человека отмечают возрастные, половые и индивидуальные особенности. В детском, подростковом и даже юношеском возрасте еще растут органы, продолжается дифференцировка тканевых элементов. У человека зрелого возраста строение тела более или менее стабильно. Однако и в этот период происходит перестройка в органах соответственно условиям жизни, воздействию внешней среды.

Основными МЕТОДАМИ АНАТОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome – рассечение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая анатомия изучает строение органов при помощи микроскопа.

Все методы делят на 2 группы: на трупе и на живом организме.

1 группа – на трупе
Препарирование Рассечение с помощью инструментов (скальпель, пила)под контролем невооруженных глаз – позволяет изучить строение и топографию органов
Вымачивание Труп вымачивают в жидкости для выделения скелета и изучают его строение
Распиливание замороженных трупов Предоставляет возможность изучить взаимоотношение органов
Коррозия Вводят в полость или просвет сосудов жидкий металл или пластмассу, затем разрушают ткани органов крепкими растворами кислот, после чего остается слепок изучаемого образования
Инъекция В полости вводят красящие вещества, затем осветляют ткани и изучает строение органов
Микроскопия Изучают структуры органов с помощью увеличительных приборов
2 группа – на живом человека
Соматоскопия Осмотр тела (конституция тела, искривление позвоночника и пр.)
Антропометрия Измерение частей тела, изучение внешних форм и пропорции тела
Ренгеноскопия и ренгенография Изучает структуру органов и их топография
Эндоскопия С помощью световодной техники изучает внутреннюю поверхность полых органов
Компьютерная томография Вокруг исследуемого объекта помещается ренгеноизлучатель, а детектор регистрирует изображение разных срезов исследуемого объекта
Ультразвуковая эхолокация Основан на излучении ультразвука и регистрации сигналов, отраженных от поверхностей раздела тканей, имеющих разную эхоплотность, и поэтому по-разному поглощающих и отражающих ультразвук, позволяет оценить состояние внутренних органов
Ядерно-магнитный резонанс Основан на избирательном поглощении веществом электромагнитного излучения, позволяет изучить структуры и молекулярное движение в разных веществах, механизм действия БАВ, а также получить изображение объекта в любом сечении

 

Современную анатомию называют функционально й, поскольку она рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Нельзя понять механизм пере­стройки кости без учета функций действующих на нее мышц, анатомию кровеносных сосудов без знания гемодинамики.

Познание строения тела человека по системам (костная, мышечная, пищеварительная и т. д.) получило название систематической анатомии. Включает остеологию (науку о скелете), синдесмологию (науку о соединении костей), миологию (науку о мышечной системе), спланхнологию (науку о внутренностях), кардиологию (науку о сердце), ангиологию (науку о сосудах), эндокринологию (науку о железах внутренней секреции), иммунологию (науку об иммунной системе), неврологию (науку о нервной системе) и эстезиологию (науку об органах чувств).

Патологическая анатомия изучает изменения строении органов в связи с болезнями. Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями. Одни аномалии не изменяют внеш­него вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений друг с другом, со скелетом – предмет изучения топографической (хирургической) анатомии.

Строение и функции органов анатомия рассматривает с учетом происхождения человека. Для понимания развития человека в филогенезе анатомия использует данные палеонтологии, ископаемые остатки костей предков человека. Изучению тела человека помогают материалы сравнительной анатомии, которая исследует и сопоставляет строение тела животных, стоящих на разных этапах эволюции.

Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе, в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие человека до рождения рассматривает эмбриология, после рождения изучает возрастная анатомия.

В связи с увеличением продолжительности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, кото­рый изучает наука о закономерностях старения – геронтология.

Каждому человеку присуши свои, индивидуальные особенности строения. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся. Так, в соответствии с длиной тела и другими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека:

Типы конституции Особенности
строение функции
долихоморфный (от греч. dol ichos – длинный), астеник Узкое и длинное туловище, длинные конечности, узкая и плоская грудная клетка, длинная шея, узкие плечи, продолговатое лицо, слаборазвитая мускулатура, тонкая и бледная кожа Повышенная возбудимость нервной системы, склонность к неврозу, опущению внутренних органов, язвенной болезни, туберкулезу
брахиморфный (от греч. brachys – короткий), гиперстеник Короткое, широкое туловище, короткие конечности, голова круглая, широкая грудь, выступающий живот Люди общительные, подвижные, практичны, склоны к ожирению, диабету, атеросклерозу, желче-каменной болезни, повышена функция половых желез и надпочечников
мезоморфный (от греч. mesos – средний), нормостеник Относительно пропорциональные размеры тела, хорошо развита костная и мышечная ткани Люди энергичные, склоны к заболеваниям верхних дыхательных путей, двигательного аппарата, к развитию атеросклероза, инфаркта миокарда

 

Таким образом, задача анатомии – изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов {функциональный подход). При этом во внимание принимаются призна­ки, характерные для каждого конкретного человека – индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм.

Для обозначения областей тела, органов и их частей, различных понятий в ана­томии пользуются специальными терминами на латинском языке, список которых назы­вают анатомической номенклатурой (Nomina Anatomica). Международная анатомическая номенклатура на латинском языке, которой поль­зуются в настоящее время, была принята на VI Международном конгрессе анатомов в Париже (1955) и получила название Парижской анатомической номенклатуры. Список русских эквивалентов с поправками, сделанными на следующих международных конгрессах был утвержден в 1974 г. на VIII Всесоюзном съезде анатомов, гистологов и эмбриологов (г. Ташкент).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | История развития анатомии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.