Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спектр изъятия инвестиций (по Дж.Койну и М.Райту)

Стратегии выхода

Даже не оставляющий надежды на благополучный исход прогноз посткризисного развития не отменяет необходимости рационального подхода к построению последовательности действий корпорации перед угрозой банкротства. Такие просчитанные, рациональные действия называются стратегиями выхода. Выход из отрасли ставит перед корпорацией задачу минимизировать ущерб. Это достигается рассмотрением и анализом альтернатив действий по изъятию инвестиций или выкупом предприятия у собственников. Рассмотрим конкретные рекомендации по проведению этих операций.

а) Изъятие инвестиций

Изъятие инвестиций может быть внутренним внешним. В первом случае оно осуществляется путем закрытия не приносящих прибыли безнес-единиц или подразделений, во втором – продажей части предприятия. В таблице представлены варианты изъятия инвестиций, которые мы далее рассмотрим более подробно.

Договор о франшизе. Формы его различны, но в своей основе это деловое соглашение, по которому одна сторона разрешает другой вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения операций в обмен на вознаграждение. (Если лицензирование связано с производственным компонентом деятельности, то договор о франшизе – со сбытом.)

Часто такой способ изъятия инвестиций используется в розничной торговле, работе закусочных, гостиничном деле и широко применяется в международном масштабе (например, «Макдоналдс»).

Договор о франшизе обычно требует выплаты вознаграждения вперед, а затем процентов с прибыли. В обмен на это предоставляющий привилегию обеспечивает компании необходимую помощь и в некоторых случаях может требовать закупки товаров или поставок, чтобы поддерживать уровень качества.

Этот договор может быть лучшей возможностью для изъятия инвестиций и обычно представляет собой некий вид соревнования за исключительное право выпускать товар или услугу фирмы в конкретной области и на данный период.

Таблица

 

Тип Разделение собственности Относительная частота Новая форма собственности
Договор о франшизе Полное; ограниченный период Высокая Дочерняя или независимая компания
Передача подрядов Полное, однако сохраняются торговые связи Высокая Дочерняя компания  
Продажи Полное; обычно постоянное Малых – высокая; больших – в зависимости от кризиса Дочерняя компания
Выкуп управляющими (выкуп за счет заемных средств) Обычно полное и постоянное; материнская компания может оставить за собой долю в капитале Малых – высокая; больших - всевозрастающая в Европе; высокая – в США. Независимая компания.
Отделение - разделение Скорее разрыв, чем разделение; может включать дробление собственности; обычно постоянное Малых – высокая, особенно в передовых технологиях, где управляющие получают долю акций Псевдонезависимая компания
Обмен активами (стратегическая торговля) Полное, а обмен не ведет к изменению размеров материнской компании Необычная; небольшие обмены активами возникают при антитрастовых изъятиях; крупные обмены средств добровольны Дочерняя компания

 

Договор о франшизе дает обеим сторонам ряд выгод, в частности следующие:

- обеспечивает предоставляющего франшизу притоком дохода, а получившего ее – товаром (услугой) и маркетинговым комплексом, обеспечивающим быстрое развитие рынка;

- позволяет компании быстро развиваться в нескольких местах без значительных вложений капитала, который мог бы понадобиться, если бы она росла иным способом;

- устраняет часть потребностей в развитии управленческих навыков, необходимых для того, чтобы справиться с большой распыленной организацией;

- является подходящей стратегией для вовлечения в бизнес малых фирм, которые рискуют значительно меньше, чем при независимом начале дела.

Существует несколько факторов риска, связанных с договором о франшизе. Сюда входят проблемы контроля качества, плохие показатели собственной сети розничной торговли и в конкуренции друг с другом торговых организаций, получивших франшизу.

Передача подрядов. Этот вид изъятия схож с договором о франшизе тем, что фирмы участвуют в торгах на право производства услуги. Отличие состоит в том, что после продажи предприятия продавец требует от него поставки определенного количества товаров (услуг) по фиксированной цене в течение определенного периода времени. Контрагент приобретает на период действия контракта монопольное положение. Такой вариант может обеспечивать эффект масштаба. Он устраивает компанию, в том случае, если она не желает вести внутри своей структуры часть операций, но хотела бы оставить за собой выгоды владения ими.

Продажи. Это обычное соглашение, которое включает в себя продажу материнской компанией принадлежащего ему предприятия другой компании и, таким образом, разделение существующих связей. В подобные действия обычно вовлекают подразделения, размеры которых по сравнению с материнской компанией невелики. Продажи могут осуществляться путем серии изъятий инвестиций, единичного изъятия инвестиций или быть крупномасштабными.

Выкуп управляющим (выкуп за счет заемных средств) В настоящее время это очень популярный вариант действий в российских условиях. Он подразумевает ситуацию, в которой значительная часть компании продается ее руководству или объединению стейкхолдеров. Материнская компания может сохранять за собой на короткий или средний срок долю в капитале, которая обычно равна сумме отстроченных платежей.

Отделение –разделение В этом случае вопрос о немедленном и полном изменении владельца не стоит. Часть материнской компании становится самостоятельным юридическим лицом, но, как правило, продолжает принадлежать прежним акционерам материнской компании. Отделенная часть имеет статус псевдонезависимой компании, так как она все-таки может сама определять собственную структуру управления и иметь собственные активы.

Обмен активами (стратегическая торговля) В данном случае передача собственности осуществляется в форме обмена некоторых активов одной компании на активы другой. Это возможно только при наличии соответствия между тем, что компания имеет и хочет продать, и тем, какую часть предложенного может принять другая компания, и наоборот. Масштабность такого варианта ограничена.

Существует множество причин, по которым происходит изъятие инвестиций. Они определяют выбор стратегии выхода из кризиса и, соответственно, подразделяются на наступательные и оборонительные. Первые свидетельствуют о необходимости предвосхитить надвигающиеся события (например, нет ни одного члена семьи, кому могло бы перейти в руки предприятие). Возникновение вторых является реакцией по принципу обратной связи и требует от организации ответа на происходящие события. Рассмотрим основные причины, которые ведут к выбору наступательной или оборонительной антикризисной стратегии выхода.

Наступательные причины:

-необходимость мобилизовать значительные денежные средства для увеличения оборотного капитала;

- желание повысит прибыль на инвестиции организации;

- технологические инновации требуют больших ресурсов, чем компания способна вложить;

- прибыль ниже, чем у других стратегических хозяйственных единиц (бизнес-единиц), и возможны лучшие варианты инвестирования.

Оборонительные причины:

- компания не соответствует и не может соответствовать стандартам прибыльности;

- необходимо продать подразделение (бизнес-единицу), чтобы избежать банкротства;

- контроль управляющих над изымаемым предприятием стал слишком сложным;

- необходимо продать бизнес-единицу, чтобы избежать риска (дальнейшее расширение подразделения может происходить на таком уровне, с которым компания не хочет иметь дело);

- необходимо продать часть компании, чтобы избежать ее приобретение «хищниками»;

- доля рынка недостаточна для построения оптимистичных прогнозов развития.

 

Изъятие инвестиций является сложным решением для управляющих. Ниже приводятся группы факторов, которые делают его таковым.

Структурные факторы. Если подразделение имеет долгосрочные и специфические активы, которые могут быть полезными для компании в целом или отдельных его подразделений, изъятие инвестиций может создать проблемы, вызванные ростом издержек. При этом существует угроза недостатка информации для принятия решения, учитывающего долговременные интересы компании и отдельных направлений ее бизнеса.

Факторы стратегии. Чем более взаимосвязаны взаимодополняемы подразделения корпорации, тем сложнее осуществить изъятие инвестиций. Кроме того, может вообще отсутствовать желание продать хозяйственную единицу другой компании, в особенности удачливому конкуренту, способному превратить ее в прибыльную структуру. Это может быть особенно важно, если подобное действие создает угрозу оставшимся бизнес-единицам. Средства, полученные за реализованные активы, могут быть гораздо меньше издержек, связанных с их утратой.

Факторы управления. Эффективное изъятие инвестиций, как отмечает Г.Дэлвин, это мастерство, которым обладают не все стратегические лидеры. Более того, оно может порождать следующие управленческие проблемы:

- задеть деловую репутацию управляющего (СЕО) и рассматриваться им, его окружением и стейкхолдерами как признак поражения;

- осложнить работникам отождествление изымаемого подразделения с фирмой и вредить карьере специалистов;

- конфликт с задачами социальной ответственности;

- в организациях проявляется тенденция к увязке вознаграждения управляющего с размерами подразделения.

 

 

б) Выкуп управляющими

Этот вариант требует более глубокого анализа, в основном потому, что является популярным средством вложения, и включает значительное число сторон. Выкуп обычно осуществляет команда управляющих, которая состоит из служащих организации, обеспечивающих большую часть акционерного капитала, а также представители банков и других учреждений, сужающих предприятию деньги.

Команда управляющих. Те, кто оказывает компании финансовую поддержку, вправе надеяться, что группа управляющих будет командой, компетентной в фундаментальных областях бизнеса, обладающей навыками, необходимыми для успеха в конкурентной борьбе и способностью выйти в жизнь с новыми стратегическими идеями. Ее члены также должны понимать, каких показателей ждут стейкхолдеры, и демонстрировать желание осуществлять необходимые изменения для уменьшения расходов и восстановления положения компании.

Финансовые учреждения. Существует необходимость поиска соответствия ожиданий потенциальных заинтересованных лиц и способности предприятия удовлетворить их. Банки, как правило, к ставке на 5-10% больше базовой ставки по займам, обеспеченным активами компании. В российских условиях институциональные инвесторы обычно ждут минимальной нормы прибыли на свои вложения, равной примерно 40%. Фактическая прибыль будет зависеть от уровня риска.

Выкуп управляющими имеет определенные преимущества для обеих сторон. Рассмотрим, в чем конкретно они заключаются.

Для продавца:

- предлагается быстрый и гибкий подход к решению проблемы;

- нет необходимости искать покупателя, все лица вовлеченные в действие, знакомы компании;

- положительно сказывается на общественных отношениях;

- может уменьшить заемные средства, изъять вложения из убыточного дела и предоставляет возможность для специализации или концентрации;

- переговоры обычно сосредотачиваются на финансовом комплексе вопросов, а не на «скрытой повестке дня»;

- в случае, если существует взаимосвязь с теми сферами деятельности, которые сохранены, должна обеспечиваться преемственность.

Для команды управляющих:

- есть перспектива постоянной занятости;

- сохраняется их преданность предприятию в связи с возможностями личного финансового участия;

- улучшается ситуация для определения ожидаемого движения денежных средств в предприятии;

- выкуп может привести к значительной долгосрочной прибыли.

Кроме того, команда управляющих находится в лучшем положении при переговорах, если их знание дела столь глубоко, что отставка может привести к падению стоимости компании. Поскольку управляющие в курсе проблем и, вероятно, должны будут повысить производительность и уменьшить накладные расходы, что благоприятно скажется на общем положении дел в компании.

Необходимо различать выкуп управляющими от закупок под управляющих. Последние случаются тогда, когда организация создается с тем, чтобы купить компанию. Обычно эта процедура начинается с работы финансистов, которые выявляют стратегические возможности развития компании, а лишь затем формируется команда управляющих для реализации этих возможностей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегии поворота | Особенности АКУ в НКО
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.