Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение мотивации достижения

В результате почти 30-летних исследований в области мотивации достижения, проведенных большой группой исследователей, построена не только одна из наиболее тщательно разработанных теорий мотивации, но и создан на основе этой теории валидный и надежный инструмент для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации достижения – мотива достижения (мотив добиться успеха) и мотива избегания неудачи.

Выход книги Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона и сотр. «Мотив достижения», в которой изложена разработка проективной методики мотива достижения, послужил своеобразной вехой в исследовании мотивации поведения человека. После этого начался поток публикаций, основанных на их взглядах, и этот интерес не уменьшается до сих пор. Ими был использован метод тематической апперцепции, который оказался чувствительным к экспериментальной активации мотивации и позволил оценивать относительно устойчивые и генерализованные индивидуальные различия в силе мотивов.

Метод измерения мотивации достижения основывается на следующих двух идеях. Во-первых, используется идей 3. Фрейда о функции сновидений и механизме проекции. Исходя их этого особенности мотивации определяются на основе анализа продуктов воображения, фантазии. Во-вторых, принимается идея о том, что мотивы могут быть экспериментально активированы и их интенсивность можно контролировать через манипуляцию ситуацией стимуляции.

В первых исследованиях, проведенных Дж. Аткинсоном и Д. Макклелландом, после пищевой депривации различной продолжительности (1, 4, 16 ч), испытуемые составляли рассказы на основе предъявляемых им картинок. Было обнаружено, что с увеличением времени с момента последнего приема пищи возрастали высказывания, касающиеся еды, пищевой депривации, потребности в еде, способов поиска пищи и т.д. Конечно, пищевая потребность не является простой функцией времени пищевой депривации. Главное, что было обнаружено - в продуктах воображения и фантазии хорошо отражается динамика мотивации.

Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотивации было показано в работе, где авторы, кроме того, приводят данные о валидности и другие психометрические характеристики методики измерения мотивации достижения. Экспериментальная процедура была построена так, что создавалось шесть различных ситуаций для активации различных уровней в интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимали участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляли рассказы на основе четырех картинок. Использовались различные картинки: некоторые из них были взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие были оригинальными. Картинки предъявлялись в течение 20 с, затем испытуемые по ним составляли рассказы, руководствуясь следующими четырьмя вопросами:

1. Что здесь происходит? Кто эти люди?

2. Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?

3. 0 чем думают эти люди? Чего они желают?

4. Что произойдет дальше?

На составление рассказа отпускались 4 мин, по 1 мин на каждый вопрос. Был разработан специальный контент-анализ для измерения мотива достижения. На основе разработанных категорий подсчитывался суммарный индекс мотивации достижения (nАсh).

В этих исследованиях было получено, что в разных ситуациях частота категорий (nАсh) различается. Так, индекс (nАсh) в ситуации, ориентированной на достижение, и ситуации релаксации был различен – в первой ситуации уровень мотивации достижения был намного сильнее, чем во второй. Было обнаружено, таким образом, что уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в предшествующих ситуациях.

Обнаружилось также, что у мужчин индекс (nАсh) сильнее зависит от условий активации, чем у женщин.

В начале измерительный метод ( nАсh) не был дифференцирован для выделения двух мотивов (или мотивационных тенденций) – мотива достижения и мотива избегания неудачи. Возможность такой дифференциации была показана в различных исследованиях на основании корреляции (nАсh) с различными критериями, воспроизведением завершенных и незавершенных задач. Согласно этим исследованиям, избегательная тенденция соответствовала испытуемым, у которых индекс (nАсh) находился в пределах от низкого до среднего.

Основываясь на контент-анализе (nАсh) Х. Хекхаузен разработал два новых ключа: надежда на успех (NS) - мотив стремления к успеху и страх неудачи (FF) - мотив избегания неудачи. Используются 6 картинок. При применении этой методики (NS + FF) - выражает суммарную мотивацию достижения.

Укажем основные категории контент-анализа Х. Хекхаузена. Для мотива стремления к успеху Ms (или NS) выделены следующие категории: 1) потребность в достижении успеха, 2) инструментальные действия для успеха, 3) ожидание успеха, 4) похвала, 5) положительное эмоциональное состояние, 6) тема успеха.

Категории для мотива избегания неудачи Maf (или FF): 1) потребность избегания неудачи, 2) инструментальные действия для избегания неудачи, 3) ожидание неудачи, 4) порицание, 5) негативное эмоциональное состояние, 6) неуспех, 7) тема неуспеха.

Дж. Аткинсон развил первую формализованную модель мотивации достижения, которая явилась базисной для всех дальнейших моделей в этой области. Истоки подхода лежат в полевой теории К. Левина. Для К. Левина поведение B=F(P,E), где P - личность, E - окружение. Дж. Аткинсон попытался конкретизировать эту обобщенную функцию. Эта разработка шла в направлении создания модели мотивации типа«ожидание - ценность», в которой субъективная вероятность цели (ожидание) и ценность этой цели для субъекта являются основными переменными. Дж. Аткинсон сделал существенный шаг вперед, добавив к двум видам названных переменных третью мотивационную переменную. Это дало возможность учитывать влияние индивидуальных различий в мотивах на динамику поведения. Добавление третьей переменной стало возможным после разработки указанного выше метода для измерения индивидуальных различий по мотивации достижения. По Дж. Аткинсону, поведение, ориентированное на достижение цели, определяется результирующей тенденцией достижения (Ta), возникающей при совместном влиянии двух тенденций: (Ts) - тенденция стремления к успеху и (Tf) - тенденции избегания неудачи.

Ta = Ts + Tf = Ts - Tf

Ts является функцией трех переменных: Ts = Ms x Ps x Is

При этом мотив стремления к успеху (Ms) понимается, как способность переживать гордость и удовольствие при достижении успеха. Этот мотив дифференцирует людей по их общему предпочтению успеха.

(Ps) - субъективная вероятность успеха (ожидание) понимается как ожидание того, что выполнение действия приведет к успеху (достижению заданной цели). Это понятие показывает степень уверенности в том, что некоторое действие приведет к определенным последствиям.

(Is) - побудительная ценность успеха, т.е. относительная привлекательность успеха в этой специфической деятельности. Мотивы понимаются автором как обобщенные, относительно устойчивые диспозиции личности.

В модели Дж. Аткинсона (Is) не является независимой операциональной переменной, ибо определяется через Ps следующим образом:

Is = 1 - Ps

Так возрастание вероятности успеха уменьшает ценность успеха и наоборот. Дж. Аткинсон развил положение К. Левина и др. о том, что в известных пределах ценность успеха есть линейная функция от трудности задачи: при возрастании трудности задачи ценность также увеличивается. Человек не чувствует большой радости от выполнения дела, которое ему кажется очень легким, и, наоборот, чувствует большую гордость за себя, если смог справиться с очень трудным делом.

Аткинсон рассматривает Tf как противоположную Ts тенденцию, имеющую при том тормозящий характер на поведение достижения. Tf также является функцией трех переменных: Tf = Maf x Pf x If

Maf - мотив избегания неудачи - понимается как способность отвечать чувством унижения и стыда на неудачу.

Субъективная вероятность неудачи - Pf определяется как ожидание, что некоторые действия будут иметь своими последствиями неудачу.

Побудительная ценность неудачи - If понимается как относительная непривлекательность неудачи. Таким образом, ценность (полезность) приписывается не только успеху, но и неудаче.

Дж. Аткинсон приводит следующую конечную формулу результирующей тенденции достижения: Ta = (Ms - Maf) [Ps x (1 - Ps].

Таким образом, Ta будет зависеть от отношений, существующих между мотивами Ms и Maf. Возможны следующие три типа отношений: Ms ≥ Maf, Ms ≤ Maf, Ms = Maf.

Если у человека Ms ≥ Maf, т.е. он ориентирован на стремление к успеху, то Ta носит характер тенденции стремления к успеху. При этом Ta принимает максимальное значение при Ps = 0,5. Люди с таким мотивом предпочитают выбирать задачи средней трудности.

Когда Ms ≤ Maf, т.е. человек ориентирован на избегание неудачи, то Ta носит характер тенденции избегания неудачи. Такие люди предпочитают браться либо за очень легкие задачи, либо за очень трудные (Ta является максимальной, когда Ps = 0 или Ps = 1). Выбор легких задач гарантирует ему успех. Выбор очень трудных задач не вызывает у него больших огорчений, ибо неудача в задачах, с которыми вряд ли кто справится, не дает ему повода для стыда и чувства унижения.

Следовательно, людям с выраженным мотивом Ms свойственно выбирать задачи (если есть возможность выбирать) средней сложности или немного выше средней сложности. Из людей с выраженным мотивом избегания неудачи Maf - одни выбирают легкие задачи, а другие - очень сложные.

Большое количество исследований, проведенных позже, хотя и показали существование более сложных зависимостей между мотивацией достижения и уровнем притязания, но и позволили считать установленными те зависимости, которые представлены в модели Дж. Аткинсона.

Х. Хекхаузен развил когнитивную модель мотивации достижения. В данной работе мотив добиться успеха (Ms) и мотив избежать неудачи (Maf) рассматриваются как два обобщенных мотива. Предметное содержание этих мотивов характеризуется высокой степенью обобщенности и относительной устойчивостью. Всякая предметная деятельность человека направлена на определенный результат. Этот результат кроме своей конкретной специфики имеет общее содержание - быть успешным или неуспешным. Так как во всякой конкретной деятельности реализуется определенное отношение человека к окружающей действительности, то человек определенным образом относится к исходу своей деятельности. Понятие успеха и неудачи рассматривается здесь только относительно ситуации достижения, которая характеризуется «состязанием со стандартами мастерства». Эта ситуация характеризуется следующими особенностями:

1. В ней существуют определенные стандарты качества.

2. Человек решает определенные задачи, исход которых оценивается по этим стандартам.

3. Исход его деятельности может быть успешным или неуспешным.

4. Человек воспринимает свою ответственность за исход.

В такой ситуации актуализируются мотивы Ms и Maf и разворачивается мотивационный процесс. На этот процесс оказывают влияние ситуационные детерминанты. Людям с мотивом Ms свойственны следующие особенности: их привлекает ситуация достижения; они уверены в успешном исходе; им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, готовность принять ответственность, решительность в неопределенных ситуациях, большая настойчивость при стремлении к цели; они получают повышенное удовольствие от интересных задач; хотят выполнить более или менее сложную, но реально выполнимую работу; сверхсложные или простые задачи не вызывают у них энтузиазма; в ситуации соревнования и проверки способностей они не теряются; характеризуются стремлением к разумному риску; средний, реалистичный уровень притязаний; показывают большое упорство при столкновении с препятствиями; повышают уровень притязания после успеха и понижают после неудачи.

Людям с мотивом Maf свойствен поиск информации о возможности неудачи в ситуации достижения. Они берутся за выполнение сверхсложных задач или простых. По отношению к уровню притязаний можно выделить два типа людей: «рискующие» и «перестраховщики». Они склонны приписывать успех скорее внешним факторам, чем внутренним, а неудачу приписывают своим плохим способностям.

Рассмотрим некоторые методики для измерения потребности в достижении.

Опросник для измерения потребности в достижении (ПД). Существующие методики измерения потребности в достижении методом тематической апперцепции неудобны для массовых обследований, требуют высокой психологической квалификации исследователя, специальной подготовки экспертов для контент-анализа текстов рассказов. Поэтому целесообразно конструирование опросника для измерения потребности в достижении. Считается, что балл (потребность в достижении), полученный проективным методом ТАТ, отражает индивидуальные различия в относительно устойчивом, генерализованном латентном мотиве достижения. Такие сложные мотивационные образования недоступны непосредственному самонаблюдению. В литературе приводятся данные, показывающие, что индекс (nAch) и субъективная оценка наличия у себя ориентации на достижение не коррелируют.

При конструировании опросника (ПД) перед автором стояла задача в таком подборе вербальных стимулов (пунктов), чтобы в них косвенно отражались индивидуальные особенности человека, ориентированного на достижение. В связи с этим пункты опросника отбирались на основе наличия связи с баллом (nAch), полученным на основе ТАТ. Критерий валидизации был создан на основе использования 2 методик: проективного метода диагностики мотива достижения Макклелланда и метода групповой оценки личности (ГОЛ). Были составлены 2 группы испытуемых, различающихся баллом «ПД».

Возможности применения опросника. В исследованиях влияния потребности в достижениях на эффективность деятельности, в которых данная потребность выступает в качестве фактора, по которому осуществляется группировка, достаточно выделить три уровня потребности: «низкий» - индивидуальный балл от 0 до 9, «средний» - от 10 до 13 и «высокий» - от 14 баллов и выше. Тогда сравнение результатов деятельности в низкой и высокой группах будет свидетельствовать о влиянии данной потребности. Таким образом, исследовалось влияние ПД на эффективность учебной деятельности учащихся, студентов, рабочих.

В индивидуальном консультировании желательно использовать шкалу С (стенов). Отклонение нормального балла от категории 5 свидетельствует о высокой потребности в достижениях у данного индивида в терминах сигмы нормального распределения. Каждое деление шкалы С (стенов) соответствует 0,5 сигмы.

Тест юмористических фраз. Тест юмористических фраз (ТЮФ) - оригинальная, компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

Методика ТЮФ имеет две характерные особенности. Во-первых, это прием свободной тематической классификации, относящийся к числу методов экспериментальной психосемантики. Психодиагностический потенциал этого метода заключается в том, что субъект зачисляет в один класс с однозначным стимулом, имеющим мотивационно валентный семантический признак в качестве единственного классификационного основания, многозначные стимулы, включающие этот признак. Чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

Второй особенностью методики ТЮФ является специфический стимульный материал - юмористические фразы, позволяющий экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой текст 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 7 основных). Средние значения численности 10 классов (по 10 заданным темам) примерно равны между собой. Для идентификации однозначности-многозначности юмористических фраз применялись алгоритмы кластер-анализа. Все использованные фразы были опубликованы в отечественных современных сатирико-юмористических изданиях (наибольший вклад – рубрика «Фразы» с 16-й полосы «Литературной газеты»). Каждая фраза предъявляется в процедуре на отдельной карточке. Стимульный материал легко размножается, дублируется и при необходимости «освежается» за счет новых афоризмов и новых тем (что не изменяет диагностический принцип, лежащий в основе классификационной техники).

Процедура проведения теста исключительно проста и оперативна (занимает от 15 до 25 мин). Экспериментатор - психодиагност предлагает испытуемому расклассифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции на свободную тематическую классификацию: «Разделите, пожалуйста, карточки на кучки, так чтобы в одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему».

По ходу работы психодиагност должен предоставить испытуемому максимальную свободу в том, как он разносит карточки по темам, поощряя как безусловно оправданное всякое решение («В данном случае Вы - эксперт, Вам виднее»). Следует предупреждать повторные перекладывания карточек из одной группы в другую (чтобы испытуемый не выравнивал группы по численности). На это надо дать следующее объяснение: «В экспертных оценках самым ценным, самым правильным является первое решение, которое приходит человеку в голову». Точно такое же объяснение призвано снять у испытуемого колебания, которые он испытывает, когда не знает, в какой класс занести многозначную фразу.

Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названиям диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной версии ТЮФ тем: 1) садизм, 2) секс, 3) пагубные пристрастия (пьянство), 4) деньги, 5) мода, 6) карьера, 7) семейные неурядицы, 8) социальные неурядицы, 9) бездарность в искусстве, 10) человеческая глупость.

Если испытуемый не формулирует ясных интерпретируемых названий, то идентификация 7 стандартных тем производится по «ядерным» однозначным фразам. Если в i -тый класс попали 3 и более однозначные фразы из i -той темы, то i -тый класс можно отнести к i -той теме.

Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующей кучке (классе), чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными нормами (ММРI, 16РР), в данном случае сравниваются показатели внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие второстепенны и т. д. Таким образом, применяются ипсативные тестовые оценки. Простые статистические рассуждения (хи -квадрат для оценки отклонения от равномерного распределения) позволяют считать статистически значимым событием появление класса численностью в 14 и более карточек.

При анализе диагностической продукции ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу мотива, но и силу преграды. Поэтому мотивационные структуры испытуемого интерпретируются либо в терминах предмета потребности, либо в терминах преграды (фрустратора) потребности. Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации необходимы дополнительные диагностические критерии.

Темы, используемые в данной версии ТЮФ, не явились результатом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов. Они были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа нескольких сотен опубликованных шуток, т. е. отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания. Автор теста (В.В. Столин) дает предположительную теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем, основываясь на трехуровневой схеме группировки личностных черт и мотивов.

Релевантной практической задачей Теста юмористических фраз является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. Юмористический характер стимульного материала способствует установлению раскрепощенного доверительного контакта между диагностом - психологом и его клиентом-испытуемым, что обеспечивает органичное включение диагностической процедуры в процесс индивидуального консультирования. Стимульный набор ТЮФ легко адаптируется к решению локальных психодиагностических задач.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объект и методы | Самосознание как объект психодиагностики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.