Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции №2




«Общие основы антикризисного управления»

Система антикризисного управления представляет собой многоуровневое струк­турное образование, целью организации которого становится повышение эффективности управления кризисными ситуациями на макро- и микроуровне. Антикризисное регулиро­вание национальной экономики осуществляется путем государственной финансовой и не­финансовой поддержки развития стратегических отраслей, антимонопольного регулиро­вания товарных и финансовых рынков, поддержания платежеспособного спроса населе­ния, стимулирования инновационного процесса и других действий. Антикризисное регу­лирование предприятий и фирм осуществляется путем обеспечения воспроизводства ос­новных фондов, повышения качества продукции, активизации научно-технической дея­тельности, поддержания финансовой стабильности.

Можно выделить внешнюю и внутреннюю подсистемы антикризисного управле­ния, которые решают целый комплекс специфических задач. Внешняя подсистема анти­кризисного управления создана на уровне государства, внутренняя подсистема функ­ционирует на уровне предприятия. Внешняя и внутренняя подсистемы антикризисного управления находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Это взаимосвязь обу­словлена необходимостью выработки единых корректирующих воздействий на предпри­ятие, отрасль, экономику в целом для поддержания стабильности и устойчивого развития.

Структурная организация внешней и внутренней подсистем антикризисного управ­ления различны. Внешняя подсистема включает в себя следующие элементы:

• нормативно-законодательную и методическую базу антикризисного управления;

Регулирует вопросы, в первую очередь связанные с предпринимательскими отно­шениями, в частности вопросы признания финансовой несостоятельности. Нормативно-законодательная база антикризисного управления представлена законными и подзакон­ными актами, в числе которых главенствующее положение занимает Гражданский кодекс Российской Федерации. В главе 4 части первой Гражданского Кодекса содержится ряд статей (ст. 56, 60, 64, 65 и др.), регулирующих отношения юридических лиц и кредиторов. В частности определено, что все юридические лица (кроме учреждений) отвечают по сво­им обязательствам всем принадлежащим им имуществом, требования кредиторов должны быть удовлетворены в полном объеме в порядке очередности, несостоятельность (бан­кротство) юридического лица устанавливается исключительно арбитражным судом, а должник, признанный арбитражным судом банкротом, подлежит ликвидации. Кроме того Кодексом рассматриваются вопросы урегулирования различных хозяйственных; споров и процессов, в которых могут быть ущемлены права кредиторов, например, реорганизация или добровольная ликвидация юридических лиц.

В 2002 году была принята третья редакция Федерального закона №127-ФЗ «О не­состоятельности (банкротстве)», в которую не менее двадцати раз вносились изменения и дополнения, что свидетельствует об исключительной значимости данного законодательного акта.. Последнее изменения и дополнения были внесены в декабре 2012г.. Настоящий федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуще­ствления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Кроме того в законе определяются основы регулирования несостоятельности (банкротст­ва) отдельных категорий должников-юридических лиц (градообразующих, стратегиче­ских, финансовых, сельскохозяйственных и иных организаций), граждан, а также отсутст­вующих и ликвидируемых должников.

Отдельные аспекты антикризисного управления рассматриваются в Арбитражном процессуальном Кодексе Российской Федерации (глава 28 «Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)»), Уголовном Кодексе и Кодексе Российской Федера­ции об административных правонарушениях (статьи о преднамеренном и фиктивном бан­кротстве, неправомерных действиях при банкротстве), Трудовом Кодексе Российской Фе­дерации (статьи о защите прав работников в случае сокращения численности персонала, невыплаты заработной платы, введения ненормированного режима труда и других право­нарушений).

Кроме того, узко специализированные вопросы антикризисного управления, на­пример, банкротство кредитных организаций, рассматриваются в рамках отдельных зако­нодательных актов. Например, в 1999 году был принят Федеральный закон №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», который устанавливает поря­док и условия осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организа­ций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций бан­кротами, их ликвидации в порядке конкурсного производства. До 1 января 2005 года (да­ты введения параграфа 6 девятой главы Закона «О банкротстве») действовал принятый в то же время Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естест­венных монополий топливно-энергетического комплекса», определяющий особый режим банкротства названных хозяйствующих субъектов.

Нормативно-методическая база антикризисного управления представлена совокуп­ностью методик, методических указаний, специальных форм отчетности, инструкций, разъяснений контролирующих органов, регламентирующих и определяющих ход реали­зации отдельных мероприятий антикризисного управления предприятием, в том числе и в процедурах банкротства. Перечислим лишь некоторые из них:

общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований креди­торов (утверждены Постановлением Правительства РФ №345 от 09.07.2004 г.);

общие правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утверждены Постановлением Правительства РФ №367 от 25.06.2003 г.);

общие правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фик­тивного и преднамеренного банкротства (утверждены Постановлением Правительства РФ №855 от 27.12.2004 г.);

общий порядок выбора уполномоченным органом в делах о банкротстве саморе­гулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд за­явления о признании должника банкротом (утвержден приказом Министерства экономи­ческого развития и торговли РФ №297 от 05.11.2004 г.);

методика проведения финансового анализа и платежеспособности стратегиче­ских предприятий и организаций (утверждена приказом Министерства экономического развития и торговли РФ №104 от 21.04.2006 г.);

типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего (утвержде­ны приказом Министерства юстиции РФ №195 от 14.08.2003 г.);

типовая форма реестра требований кредиторов (утверждена приказом Мини­стерства экономического развития и торговли Российской Федерации №233 от 01.01.2004 г.) -

инструкция по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и ар­битражных управляющих (утверждена приказом Министерства юстиции РФ №10 от 041)2.2005 г.).

Система антикризисного управления представлена системой специализированных органов, напрямую решающих те или иные задачи антикризисного управления предпринимательской деятельностью федерального и регионального значения. К ним, в частности, относятся саморегулируемые органи­зации арбитражных управляющих, территориальные органы регулирования вопросов за­долженности и обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы РФ, межведомственные балансовые комиссии, фонды поддержки предпринимательства и дру­гие структуры.

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих — это некоммерче­ские организации, решающие следующие важные задачи:

• объединение арбитражных управляющих, которые становятся членами саморе­гулируемой организации;

• обеспечение контроля за профессиональной деятельностью арбитражных управ­ляющих (в первую очередь, в плане соответствия требованиям и нормам действующего законодательства);

• защита интересов арбитражных управляющих во всех государственных органах и учреждениях;

• содействие повышению уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих.

Помимо этого, саморегулируемые организации арбитражных управляющих зани­маются вопросами информационного обеспечения профессиональной деятельности своих членов. В частности, ими разрабатывается нормативно-методическая база, поправки в действующую редакцию закона о банкротстве. Также, многие саморегулируемые органи­зации федерального значения ориентированы на популяризацию идей превентивного ан­тикризисного управления, для чего регулярно проводят образовательные семинары и тре­нинги для руководителей и специалистов предприятий разных форм собственности.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации с 2004 года является упол­номоченным государственным органом в делах о банкротстве предприятий, для чего в ее организационной структуре создано Управление урегулирования задолженности и обес­печения процедур банкротства. Управление решает следующие задачи:

организация и осуществление процесса урегулирования фискальной задолженно­сти кризисных предприятий;

организация и осуществление мониторинга фискальной задолженности страте­гических предприятий и естественных монополий;

проведение анализа накопленной задолженности по группам должников, опреде­ление путей ее реструктуризации;

осуществление в установленном порядке функции уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах банкротства, в том числе, организация и координинация выбора саморегулируемых орга­низаций арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявлений о признании должника банкротом;

участие в разработке законодательных и иных нормативно- правовых актов по вопросам урегулирования задолженности по обязательным платежам и реализации проце­дур банкротства;

обеспечение учета мнения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации процедур банкротства, организация взаимодействия с федеральными органами государственной власти по вопросам урегулирования задолжен­ности и реализации процедур банкротства стратегических должников;

участие в работе межведомственных комиссий и рабочих групп, создаваемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Межведомственные балансовые комиссии создаются на региональном уровне для целей реализации внесудебного механизма банкротства. До 2004 года активным участни­ком работы подобных комиссий и их «капитаном» были территориальные органы Феде­ральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. После ее упразд­нения «бразды правления» были переданы территориальным органам Федеральной нало­говой службы. Основной задачей межведомственных балансовых комиссий стала задача проведения мониторинга стратегически важных предприятий и отраслей, для целей свое­временного выявления и разработки плана финансового оздоровления должников.

Кроме того, организационная база антикризисного управления представлена учеб­ными заведениями, осуществляющими подготовку и переподготовку кадров в области

антикризисного управления в соответствии с государственной программой. Во-первых, это высшие учебные заведения. По данным Министерства образования и науки РФ в 2010 го­ду 77 ВУЗов страны вели подготовку специалистов в области антикризисного управле­ния. В их число входили ведущие университеты: Московский государственный универси­тет им М.В. Ломоносова, Московский государственный университет экономики, стати­стики и информатики, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ и другие. Эти же ВУЗы занимаются по­вышением квалификации предпринимателей в рамках национальной программы развития и поддержки предпринимательства «Морозовский проект». Консультационно-учебные центры при саморегулируемых организациях арбитражных управляющих ориентируются на программы подготовки арбитражных управляющих по Единой государственной про­грамме подготовки арбитражных управляющих, а также повышение их квалификации.

Информационная база представлена совокупностью специальных печатных изда­ний и ресурсов Интернета. В числе наиболее популярных печатных изданий можно на­звать журналы «Арбитражный управляющий», «Арбитражная практика», «Антикризис­ное и внешнее управление», «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ», альманах «Эко­номическая безопасность предприятия», альманах «Продажи в условиях кризиса» и дру­гие.

Студентам, обучающимся по профилю «Антикризисное управление», будет инте­ресно изучение таких популярных Интернет-ресурсов, как «Кризис в России» (www.krisis.ru),. «Банкротство RU» (www.bankrotstvo.ru), «Интернет-клуб арбитражных управляющих» (www.bankrots.ru), «Антикризисное управление» (www.antikrizisno.ru).

Внутренняя подсистема включает в себя следующие элементы:

контроллинг;

Контроллинг представляет собой комплексную систему управления организацией, направленную на координацию взаимодействия всех функций предприятия и контроля их эффективности. Современный контроллинг включает в себя управление рисками, обшир­ную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых (финансовых) индикаторов, управление системой реали­зации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмен­та качества. Наиболее важной функцией контроллинга является функция обеспечения ин­формационно-аналитической поддержки процессов принятия управленческих решений, что существенно повышает эффективность антикризисного управления предприятием.

стратегическое и инвестиционное планирование;

Как уже было отмечено ранее, разрешение кризисных ситуаций на предприятии требует именно стратегического подхода. Одной из постоянных функций антикризисной стратегии предприятия становится оценка и прогнозирование возможности его вхождения в кризисное состояние. При равновесном функционировании предприятия такая задача носит в основном прогнозно-аналитический характер, а на этапе кризиса приобретает чер­ты ограниченного по срокам антикризисного стратегического плана. Подобная стратегия ориентирована на финансирование инвестиций за счет собственных резервов и реализа­цию краткосрочных быстроокупаемых проектов.

Функция стратегического планирования настолько важна, что предприятия органи­зуют соответствующие отделы или службы.

маркетинг;

Предприятие, которое находится в кризисной ситуации, остро нуждается в поступ­лении денежных средств для того, чтобы расплатиться с кредиторами. Соответственно, предприятие должно работать «на рынок», а не «на склад», что подразумевает регулярное производство и бесперебойную реализацию продукции. Предполагается, что в кризисной ситуации, при разработке антикризисного плана составляющие маркетинговой политики предприятия подлежат коренному пересмотру, что и называется антикризисным марке­тингом. По сути, в антикризисной маркетинговой политике прописываются новые прин­ципы управления товарами, ценами на товары, рекламой товаров, сбытом товаров, инно­вационным процессом, которых будет придерживаться предприятие в своей производст­венно-сбытовой деятельности в условиях кризиса.

оперативное управление.

Обеспечивает своевременное и точное прохождение информационных сигналов от руководителей к сотрудникам и наоборот, что повышает быстроту реагирования на разви­тие кризисной ситуации. В антикризисном управлении даже существует неформальный термин «ручное управление компанией». Под «ручным управлением» понимается форми­рование специальной антикризисной команды из ведущих специалистов организации и ее топ-менеджеров, которая генерирует и воплощает идеи по выводу предприятия из кри­зисной ситуации. К специалистам, которые участвуют в процессе оперативного управле­ния компанией и в случае необходимости могут быть включены в антикризисную коман­ду относятся представители финансовой, экономической, кадровой, инженерно-технической служб и службы производства и маркетинга.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.