КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №3
«Институт банкротства в современных условиях развития рыночных отношений» § 1 Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства.
Финансовая несостоятельность хозяйствующих субъектов (банкротство) регулируется всеми видами гражданского права, а также уголовно-процессуальным, арбитражно-процессуальным, административным и отраслевым правом. В России институт банкротства начал развиваться с началом экономических реформ, когда возникла потребность «очищения» экономики от неэффективно хозяйствующих субъектов. В июне 1992 года был издан Указ Президента РФ «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных предприятий и применении к ним специальных процедур». Менее, чем через год принимается первая редакция Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». К настоящему моменту времени закон о банкротстве выдержал три редакции. В последнюю редакцию закона, которая была принята в октябре 2002 года уже внесено около 200 поправок. Поэтому встал вопрос о разработке и принятии новой редакции закона о банкротстве. Все редакции закона отражали изменение точки зрения государства на порядок признания факта финансовой несостоятельности предприятий. Если первые две редакции закона по своей ориентации были «прокредиторскими», так как предоставляли конкурсным кредиторам максимальные полномочия в отношении предприятия-должника, то последняя редакция закона значительно урезала права кредиторов и предоставила предприятию возможность поиска путей выхода из кризиса. Например, в последнюю редакцию закона была введена новая реабилитационная процедура банкротства - финансовое оздоровление. Также изменился в пользу должника механизм других процедур (например, внешнего управления или мирового соглашения). Законом «О несостоятельности (банкротстве)» детально прописывается процедурный механизм урегулирования финансовой задолженности предприятия-должника в рамках арбитражного процесса. Отдельные положения закона раскрываются и уточняются другими законными и подзаконными актами. Например, в Уголовный и Административный Кодекс РФ введены статьи, предусматривающие ответственность за проведение криминальных банкротств (фиктивного или преднамеренного банкротства). Налоговый Кодекс Российской Федерации рассматривает вопросы по урегулированию задолженности по налогам и сборам, что немаловажно для реализации оздоровительных процедур банкротства. Трудовой Кодекс защищает интересы работников предприятия-банкрота. Определение финансовой несостоятельности (банкротства) приводится в статье 2 Закона «О банкротстве». Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается признанная арбитражным судом неспособность в течение определенного промежутка времени в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Хотелось бы подчеркнуть, что юридический факт банкротства имеет место только тогда, когда он будет признан арбитражным судом. Поэтому, проведение на предприятии процедур банкротства не является причиной считать такое предприятие полностью неспособным справиться с настигшим его кризисом. Кстати, в российской практике понятие финансовой несостоятельности и банкротства - понятия идентичные, что негативно отличает его от общеевропейских норм признания факта банкротства предприятий. В статье 3 Закона «О банкротстве» перечислены признаки банкротства: -неисполнение долговых обязательств в течение трех месяцев с даты исполнения; -превышение размера обязательств совокупной стоимости имущества должника (при банкротстве гражданина) Таким образом, законом реализуются три важных принципа банкротства: · принцип неплатежеспособности; Должник не способен удовлетворить требования кредиторов в определенные законом сроки, соответственно, он финансово несостоятелен. Данный принцип применяется в отношении всех хозяйствующих субъектов, за исключением естественных монополий. · принцип неоплатности; Должник не способен удовлетворить требования конкурсных кредиторов за счет реализации всего своего имущества, соответственно, он финансово несостоятелен. Данный принцип применяется в отношении субъектов естественных монополий и граждан. · принцип презумпции банкротства. Должник не способен удовлетворить в полном объеме требования одного конкурсного кредитора (особенно, крупного) или нескольких кредиторов, соответственно, он не способен удовлетворить требования остальных кредиторов и считается финансово несостоятельным. Данный принцип может быть применен в отношении любого хозяйствующего субъекта. В деле о банкротстве арбитражным судом признаются исключительно денежные обязательства предприятия-должника. Неденежные обязательства (имущественные, товарные) рассматриваются по отдельным искам. Размер и состав денежных обязательств определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. При этом для определения признаков банкротства учитывается: - полный размер денежных обязательств без учета начисленных сумм штрафов и пеней, процентов, упущенной выгоды и др.; - структура денежных обязательств (основные суммы долга и приращенные суммы долга); - состав денежных обязательств (обязательства перед персоналом, подрядчиками и субподрядчиками, налоговыми органами, внебюджетными фондами, учредителями (участниками). Согласно пункту 2 статьи 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» производство по делу о банкротстве в арбитражном суде может начаться в случае, когда требования к должнику-юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона. В целях установления истины арбитражный суд тщательно исследует обоснованность требований по исполнению обязательств к должнику. Признанные арбитражным судом требования конкурсных кредиторов включаются в реестр (статья 16 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г.).
Участниками дела о банкротстве являются: 1.Должник; 2.Арбитражный управляющий; 3.Конкурсные кредиторы; 4.Уполномоченные органы и федеральные органы исполнительной власти; 5.Обеспечители проведения процедур банкротства (финансового оздоровления и мирового соглашения). Кроме того, участниками арбитражного процесса могут быть представители трудового коллектива предприятия-банкрота. Должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы наделяются правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Причем частичное погашение задолженности перед последними двумя субъектами не является основанием для отказа в принятии данного заявления (пункт 3 статьи 7 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г.). При рассмотрении дела об банкротстве должника применяются следующие процедуры: 1.наблюдение; 2.финансовое оздоровление; 3.внешнее управление; 4.конкурсное производство; 5.мировое соглашение. Первая процедура банкротства - наблюдение, по своей сути является подготовительной процедурой банкротства. Это обязательная процедура (кроме случаев, связанных с проведением упрощенных процедур банкротства). Процедурный механизм банкротства включает также три реабилитационных процедуры - финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение. Ликвидационной процедурой банкротства считается конкурсное производство. Вне рамок судебных процедур банкротства реализуется процедура санации, которая направлена на предупреждения банкротства предприятия. Процедура санации основана на реализации в отношении предприятия-должника, у которого выявлены признаки банкротства, комплекса оздоровительных мероприятий, финансируемых за счет средств федерального и регионального бюджетов или кредиторов, заинтересованных в восстановлении платежеспособности должника. Предоставление подобной финансовой помощи сопровождается возникновением у предприятия-должника новых обязательств. Правом инициировать в арбитражном суде разбирательство по делу о банкротстве обладает должник, конкурсный кредитор, уполномоченный государственный орган в части требований по обязательным платежам и требованиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (статья 7 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г.). Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. К нему должны быть приложены документы, подтверждающие наличие и размер кредиторской задолженности и доказательства оснований ее возникновения. После рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в отношении должника вводится первая процедура банкротства - наблюдение (пункт 6 статьи.42 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г.).
§ 2 Процедуры банкротств а.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |