КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль планирования в практической деятельности общества
Тема 1. Функции планирования в управлении Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессией) и искусством. Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Понятие «наука» включает: • деятельность по получению нового знания; • результат этой деятельности (сумму полученных к данному моменту научных знаний). Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (теоретическое отражение действительности). Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно-календарное планирование, всесторонне разработаны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирование на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом пока находится в стадии формирования. Тем не менее роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны общественного производства, возрастает. К факторам, обусловливающим возрастающую роль науки планирования, можно отнести: • рост числа управленческих кадров, который усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке; • рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, что требует улучшения координации процессов производства, распределения, обмена и потребления; • расширение и усложнение международных связей; • изменение методов хозяйствования, переход крыночным отношениям, что требует кардинальной перестройки системы планирования на всех уровнях управления экономикой; • развитие научно-технического прогресса; • морально-политические аспекты, связанные с необходимостью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни, повышения материальной и моральной заинтересованности работников и т.п. Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований. Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения. В качестве предмета науки планирования выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Эти отношения проявляются в: • кооперации труда различного вида и масштаба; • производственно-хозяйственных процессах, совершающихся в экономических системах. Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каждой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако основу существования общества составляет материальное производство. Отношения по поводу производства определяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит его главной сфере — непосредственному производству, которое является объектом данной науки. Процессы планирования исследуются наукой планирования в двух разрезах: • применительно к первичным звеньям производства (предприятиям, производственным объединениям); • применительно к производству в масштабе всей страны. Последний момент является определяющим в теории планирования, поскольку позволяет исследовать хозяйственные процессы во взаимосвязи на народнохозяйственном уровне. Проблема состоит в том, что планирование на уровне предприятия или даже отрасли не охватывает всей совокупности экономических связей и отношений, которые выявляются на макроуровне в системе народнохозяйственного оборота. Планирование как наука имеет собственные методы исследований. Метод дает вытекающее из теории науки описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов науки планирования входят: 1. Конкретно-исторический подход. Предусматривает изучениеотношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования в странах Запада, например США, принципиально отличается от стран Востока, например Японии. 2. Системный подход. Позволяет подходить к исследованию количественных и качественных параметров протекания вероятностных процессов в сложных социально-экономических системах с системных позиций. Системный подход предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, возможность расчленения системы на подсистемы и исследования их взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым создается возможность вскрыть закономерности и связи подсистем, их соотношение и субординацию, дать не только качественные, но и количественные оценки. Суть системного подхода вытекает из его принципов: • динамичности системы; • взаимодействия, взаимозависимости явлений и элементов системы; • комплексности; • целостности; • иерархичности; • главного звена. 3. Комплексный подход. Так же, как и системный, он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, поскольку реализуется с помощью системного. Комплексный подход предусматривает: • совместное использование методов исследований нескольких наук; • рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням; • рассмотрение различных проблем планирования сточки зрения временных интервалов и т.д. 4. Эксперимент. Представляет собой метод поиска или уточнения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным путем. В планировании эксперимент, как и моделирование, служит для апробации намеченных решений. Преимущества эксперимента: • возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления; • возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений. Недостатки эксперимента: • трудность искусственного создания условий, тождественных естественным; • ограниченная возможность воздействия на социально-экономические объекты в исследовательских целях; Необходимые условия эксперимента: • сохранение сущности общественного и государственного строя; • недопустимость ущемления интересов населения; - • хозяйственная значимость планируемого нововведения; • обратимость результатов (контролируемый характер эксперимента); • возможность возврата к исходному состоянию; • наличие контрольного объекта; • создание экспериментальной ситуации (обеспечение чистоты эксперимента с целью выделения основного содержания эксперимента и исключение побочных обстоятельств). 5. Моделирование. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога планируемого процесса, в котором отражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свойства и опущены второстепенные черты. В планировании моделирование применяется в следующих случаях: • когда необходимо разработать проект системы, не создавая ее в реальной жизни; • когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически неоправдан, например, в силу больших затрат; • когда эксперимент в условиях реальной системы связан с ее разрушением. В планировании моделирование не дает никакого решения, а лишь позволяет получить аналог реального процесса или объекта, выбрать не оптимальный, а реальный или рациональный вариант планируемого процесса. Для этого применяются различные типы моделей: графические, числовые, логические, табличные и др. 6. Методы специальных исследований. В планировании имеются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических исследований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов. Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать ее теорию. Наука о планировании призвана создать методологию и теорию путем выявления законов и закономерностей, определения принципов планирования и создания соответствующего категорийно-понятийного аппарата. Задачи теории планирования: • объяснять (исследовать) механизм отношений, возникающих в производстве в процессе планирования; • находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач; • изучать и разрабатывать пути комплексного применения методов воздействия на людей в процессе планирования производства и т.п. Разделы теории планирования: • методологические основы планирования производства. Здесь сущность, содержание, законы, закономерности и принципы планирования; • учение о системе планирования. В этом разделе исследуются организационные формы, функции и структура, сочетание отдельных видов планирования; • учение о механизме и методах планирования как о совокупности средств и рычагов воздействия; • учение о процессе планирования. Рассматриваются свойства, динамика, типология частей, цели, методы процесса планирования; информационное, программное, техническое и информационное обеспечение планирования; • учение о качестве и эффективности планирования. Освещаются культура и стиль планирования, научная организация планового труда, методология оценки экономической эффективности плановых решений. Задача науки планирования состоит в том, чтобы за внешней видимостью отношений путем теоретического анализа вскрыть их сущность, определить направления развития, возможности наилучшего использования для повышения эффективности производства. Планирование также является специализированным видом управленческой деятельности, широко распространенным в производстве. Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников производственного процесса. Планирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства. Хотя элементы планирования присущи любому процессу труда, планирование выделилось в самостоятельную функцию общественного труда лишь на определенной ступени развития производства. Однако выделение особой функции планирования как вида деятельности не совпадает по времени с возникновением науки планирования, которая оформилась в самостоятельную отрасль знаний в начале 20 столетия. В настоящее время в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке и практической работе идет переосмысление места и роли планирования в управлении экономикой. Планирование как функция может занимать в управлении различное положение. В зависимости от этого принято различать два типа управления: базирующееся на принципах централизованного планирования и основанное на рыночных механизмах регулирования. Сущность концепции, базирующейся на принципах централизованного планирования, сводится к жесткому целенаправленному воздействию на человека, коллектив и общество. Планирование из одной, пусть даже важнейшей, функции превращается в цель и содержание процесса управления. Более того, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управления такая трактовка придавала функции планирования и контроля гипертрофированную роль, дающую основание для усиления администрирования и укрепления исполнительского, а не творческого характера управленческого труда. В силу этого другие функции, например активизация и стимулирование, превратились в формальность, имеющую сугубо идеологическое назначение. В роли планирования как ключевого звена в системе функций отражались особенности, социалистической системы управления, подчеркивались ее отличия от капиталистического менеджмента. В то же время в системе централизованно устанавливаемых на основе единого плана целей, жестко распределяемых ресурсов и единой политики развития всего хозяйства не было необходимости развивать функции, связанные с изучением рынка и спроса. Это привело к ориентации производства не на потребителя, а исключительно на план, порой оторванный от реальной действительности. Данное обстоятельство породило кризис концепции социалистического планирования и хозяйственных систем, построенных на его принципах. Рыночная концепция управления основана на том, что управление является деятельностью хозяйствующего субъекта, в процессе которой происходит упорядочение его структурных элементов на основе рыночных механизмов регулирования хозяйственных процессов. Основой данной концепции является стратегическое планирование, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, обеспечивает своевременную реакцию хозяйствующего субъекта на любые изменения, происходящие во внешней среде, позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Таким образом, необходимость реформирования планирования вообще, и внутрифирменного планирования в частности, обусловлена несоответствием структуры сложившейся системы планирования рыночному механизму хозяйствования, что является важнейшей народнохозяйственной научной и практической задачей. Планирование – это искусство. Деятельность руководителя и специалиста, занимающихся решением проблем планирования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда. Процесс принятия плановых решений, как правило, сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, связан с решением проблем достоверности и неопределенности информации, необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений. Разработка планов происходит, как правило, в условиях дефицита времени и других ресурсов. При принятии плановых решений приходится согласовывать противоречивые интересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работа многими своими сторонами связана с огромным нервным напряжением, большими физическими и эмоциональными нагрузками, риском, ответственностью не только за свою личную судьбу, но и судьбу коллектива. Плановик должен уметь держать в поле зрения одновременно многие вопросы и знать, сможет ли он в критических ситуациях оперативно и обоснованно принимать плановые решения. Он должен обладать высоким профессионализмом и компетентностью. В конечном счете, деятельность планового работника должна быть направлена на поиск новых сфер выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций ресурсов в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов, обоснованный риск. Реализовать требования могут руководители и специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом практической работы. На эти процедуры влияют психологические особенности человека: темперамент, своеобразие познавательных психических процессов, характер и т.п. Отсюда можно утверждать, что принятие плановых решений — не только наука, но и искусство. Как искусство, планирование тесно связано с мыслительной деятельностью человека, и в основе своей неповторимо.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |