Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место планирования в управлении предприятием. Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщатель­но продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен




Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщатель­но продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, пла­нирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направ­ленного на достижение главной цели предприятия.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект.

Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования эко­номических законов развития производства. Поэтому процесс управления выступает как объективно предопределенная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

Организация как функция управления – это деятельность, на­правленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.

Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации – устранить параллелизм и дублирование в работе управления предприятием

Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.

С помощью учета осуществляется сбор информации о состо­янии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа – комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления об­ратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений и оцениваются их последствия.

Активизация – это интенсификация трудовой и обществен­ной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные, а в основе морального – социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т.п.).

Перечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяются конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

• разработку общих целей;

• определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

• определение путей и средств их достижения;

• контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.

Тем не менее планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.

Поскольку предприятие не только не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников. Отсюда следует, что систему планирования на предприятии необходимо структурировать таким образом, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономико-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников.

С точки зрения формализации процедуры планирование пред­ставляет собой алгоритмизированный процесс подготовки реше­ний в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, когда решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта плановика. Четкий алгоритм при­нятия импровизированных решений отсутствует. Планирование эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, что­бы принять решение, где требуется улучшить качество принимае­мых решений путем преодоления сложности проблемных ситуа­ций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.

Несмотря на важность и видимые преимущества планирова­ния, оно не может заменить собой импровизацию. В практике уп­равления предприятием спланировать все случаи принятия реше­ний невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть два фактора: несоизмеримость затрат на планирование с ре­зультатами реализации плана; отсутствие объективной, достовер­ной и достаточной для разработки плана информации. В этих слу­чаях приходится вступать на путь импровизации и таким образом реагировать на возникшую ситуацию. Соотношение между запла­нированными и импровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:

• полноту и достоверность информации о внешней среде и внутренней структуре предприятия;

• личностные качества, специальные знания, склонность к риску и гибкость плановых работников;

• мотивацию (гармонизацию желаний и интересов исполните­лей с целями плановых решений);

• правомерность (собственные возможности и предоставлен­ные плановому работнику специальные средства должны позво­лить осуществить все мероприятия, связанные с подготовкой и ре­ализацией планового решения);

• информированность (лица, которым поручена подготовка плана, должны знать цели и особенности принятия и реализации планового решения);

• допустимость (мероприятия, предусмотренные плановым решением, не должны нарушать норм права и морали);

• наличие формализованного инструментария планирова­ния: экономико-математических моделей, ЭВМ, технических средств и т.д.

Процесс планирования характеризуется рядом специфичес­ких черт.

Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-эко­номическую и организационно-техническую.

Организационно-техническая сторона обусловливается коопе­рацией труда и зависит от уровня развития средств и методов пла­нирования. Социально-экономическая сторона определяется соци­ально-экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух пози­ций: его организационно-технических характеристик и социаль­но-экономических условий. Иначе нельзя раскрыть многие причинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования.

С точки зрения организационно-технической стороны планиро­вания страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Отсюда следует, что уровень организации про­изводства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах бывшего Советского Союза. Значит, имеет­ся большая возможность в использовании организационно-техни­ческого опыта планирования развитых зарубежных стран и ограни­ченная возможность применения социально-экономического опы­та планирования. Еще один важный вывод из этого анализа: социально-экономическая сторона планирования должна быть ве­дущей в постановке целей планирования и выборе средств их реа­лизации.

Во-вторых, планирование как элемент управления носит ин­формационный характер. В процессе производства перед органами планирова­ния непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последст­вий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информа­ция о полученных результатах по системе обратной связи переда­ется в плановый орган. Последний на ее основе оценивает проис­ходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирова­ния повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

В-третьих,' планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации про­изводства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных дейст­вий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда и объяснил следующим:

• возрастанием умения каждого работника;

• экономией времени на переход от одного вида деятельности к другому;

• специализацией и возможностью автоматизации процесса производства.

Источником дополнительного эффекта в процессах специали­зации й кооперации труда является планомерность. Именно прису­щая кооперации планомерность (сознательно устанавливаемая планом связь) рождает новую производительную силу (синергетический эффект) технических процессов изготовления, предъявляет особые требования к внутрифирменному планированию, как средству, призванному определять и поддерживать внутрипроизводственные пропорции. При создании сложных объектов новой техники внутрифирменное планирование позволяет скоординировать различные научно-ис­следовательские, опытно-конструкторские, технологические, про­изводственные, строительные, монтажные, наладочные и другие работы, выполняемые в порядке кооперирования многими пред­приятиями, научно-исследовательскими и конструкторскими ор­ганизациями различных отраслей промышленности. При этом планы устанавливают не только общую длительность всего про­цесса, но и продолжительность, последовательность всех входя­щих в него работ и их этапов, сводя к минимуму нерациональные затраты различных ресурсов. Таким образом, планирование уве­личивает эффективность, производительность труда.

Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превы­шает эти затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирова­ния как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и про­тиворечива/При такой трактовке получается, что планирование по­вышает производительность труда* а само оно основано на непроизводительном труде. Отсюда крайние выводы о необходимо­сти любой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящее время.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.