КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные основы структуры системы физического воспитания
Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления. По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, а также соответствующие отделы Министерства образования РБ. По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольностьфизкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени. Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо» и др. ЛЕКЦИЯ №6. Цель, задачи и наиболее общие принципы физического воспитания.
Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, активных членов общества, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины. К числу основных объективных причин, обуславливающих постановку такой цели, относятся, в первую очередь, требования, предъявляемые к физическому развитию и физической подготовленности человека прогрессом общественного производства. Непрерывно обновляющийся технический базис крупной промышленности делает необходимым изменение места и функции человека в процессе производства, расширяя и качественно изменяя требования к творческим умениям, навыкам, способностям. Слияние физического и умственного труда расширяет диапазон требований к всестороннему развитию и подготовленности работников производства. Технический прогресс в сфере производства не снимает, а усугубляет требования к физическому развитию и физической подготовленности трудящихся, хотя и в ином, чем прежде, отношении. Вместо грубых физических усилий необходимы точно рассчитанные и в совершенстве скоординированные действия, вместо немногих стереотипных навыков - способность овладеть все новыми тонко отшлифованными формами движений. Сейчас достаточно широк перечень профессий и специальностей, уровень мастерства и производственные достижения которых существенно зависят от уровня культуры движений и направленного повышения функциональных возможностей организма (операторы и наладчики на промышленных агрегатах, испытатели, водители, строители, монтажники и т.д.). Удельный вес подобных профессий будет увеличиваться. Для раскрытия цели физического воспитания выделяют три группы основных задач: 1. Задачи физического воспитания в узком смысле слова. Это задачи, состоящие в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие физических качеств, основанных на них физических (двигательных) способностей, совершенствование телосложения, укрепление здоровья, достижение и многолетнее сохранение высокой общей работоспособности. Это значит, что ставится задача обеспечить каждому в соответствии с его индивидуальными задатками оптимальную степень развития основных физических качеств, необходимых в жизни, особенно качеств, определяющих силовые, скоростные, координационные способности, а также выносливость в ее типичных формах проявления (в работе умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности). Эти качества - главный комплексный фактор двигательных возможностей человека: они качественно определяют все многообразие отдельных физических (двигательных) способностей. От направленного развития этих качеств в процессе их воспитания в решающей мере зависит возможность приобретения совершенных двигательных навыков и общий уровень физической подготовленности. Задачи по воспитанию физических качеств имеют также оздоровительное значение. Здоровье природно обусловлено целостным совершенствованием морфофункциональных свойств организма, которое во многом обеспечивается благодаря систематической двигательной деятельности. Оздоровительные задачи в физическом воспитании предусматриваются вместе с тем и как относительно самостоятельные, исходя из того, что логика, средства и условия их решения имеют определенные особенности (необходимость специальных мер по закаливанию, повышению устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, мер по оптимизации индивидуального стиля жизни в соответствии с гигиеническими требованиями). На основе воспитания физических качеств решаются и определенные задачи по совершенствованию телосложения. Совершенные формы тела отражают, в какой-то мере, совершенство функций организма. Являясь одним из естественных результатов нормального физического развития человека, черты телесной красоты свидетельствуют о его жизненных силах, а в связи с этим, представляют и эстетическую ценность. Но стремление к совершенствованию внешних форм тела оправдано лишь постольку, поскольку оно не становится самоцелью, а подчинено интересам всестороннего развития организма и здоровья человека. 2. Специальные образовательные задачи. В этой группе задач предусматривается системное формирование и доведение до необходимой степени совершенства жизненно важных умение и навыков, в том числе непосредственно прикладных и спортивных, а также приобретение специальных знаний. Постановка данных задач обусловлена тем, что "двигательный потенциал" человека не может быть эффективно реализован иначе, чем в форме двигательных умений и навыков. Чтобы обладать физической подготовленностью, недостаточно иметь лишь развитие физических качеств, надо научиться сознательно пользоваться ими, овладев рациональными умениями и навыками. В ходе освоения эффективных форм двигательной деятельности, начальные двигательные умения служат предпосылкой образования двигательных навыков, вместе с тем, относительно более сложные умения формируются на базе прочно усвоенных навыков. Конкретное содержание образовательных задач на различных этапах многолетнего процесса физического воспитания зависит от приобретенного человеком двигательного опыта, логики перехода от сравнительно простых к более сложным умениям и навыкам, индивидуальных склонностей, особенностей предстоящей основной деятельности и других обстоятельств. Закономерным при этом является постепенный переход от широкого общего физического образования к углубленному совершенствованию избранных умений и навыков на основе разносторонней физической подготовки. Так, на первых этапах физического воспитания решаются задачи создания богатого исходного фонда двигательных умений и навыков, которые входят как элементарные структурные единицы в состав более сложных форм двигательной деятельности. На последних этапах формируются все более сложные умения и навыки, причем одним из основных направлений их углубленного совершенствования становится спортивная специализация. Образовательное значение спортивно-технического совершенствования объясняется не только, а зачастую и не столько, тем, что в ходе занятий формируются прикладные навыки. Многие спортивно-технические навыки в своем специфическом виде не получают непосредственного приложения в условиях обыденной жизни. Тем не менее, это не уменьшает их значения для физического образования. Богатый запас разнообразных двигательных навыков и умений - необходимая предпосылка быстрого приобретения новых умений и навыков. В процессе освоения разнообразных двигательных навыков, особенно сложных, развивается способность овладевать навыками и преобразовывать их, чем более всего и определяется значение систематического совершенствования спортивных двигательных навыков в физическом образовании человека, а вместе с тем, и в подготовке его к жизненной практике. Неотъемлемым содержанием педагогического образования является решение задач, связанных с приобретением специальных знаний, регулярным пополнением, углублением и целесообразным практическим использованием их. 1) Знания являются необходимой предпосылкой сознательного освоения двигательных умений, навыков и эффективного применения своих физических способностей в жизни; 2) О знаниях, раскрывающих личное и общественное значение физического воспитания, его сущность и позволяющих самостоятельно использовать ценности физической культуры в целях самовоспитания. 3. Общие задачи по формированию личности человека. Это, прежде всего, задачи воспитания нравственных качеств, сознания и поведения, отвечающих требованиям общества. Вполне очевидно, что сложные задачи по целесообразному формированию личности человека, как члена общества, могут быть решены лишь при условии органического соединения отдельных видов, или сторон, воспитания с нравственным воспитанием. Нравственное воспитание как бы пронизывает всю воспитательную практику, любую ее часть, сторону, форму и т.д., поскольку от последовательного всестороннего решения задач по формированию социальных идеалов, этических норм и навыков поведения в решающей мере зависит конечный общественно полезный эффект любого вида воспитания.
6.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Важнейшими методическими принципами физического воспитания являются принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуальности, систематичности, динамичности, гармоничного развития, связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой, оздоровительной направленности физической культуры. Легко заметить, что часть их по названию совпадает с известными общедидактическими принципами и это, естественно: физическое воспитание - процесс педагогический и на него распространяются общие принципы педагогики. Принцип сознательности и активности предусматривает: 1. Формирование у занимающегося осмысленного отношения и устойчивого отношения к общей цели и конкретным задачам занятий. Это обеспечивается, в первую очередь, разъяснением социальной сущности физического воспитания, его значения для гармонического развития личности, укрепления здоровья и полноценной подготовки к общественно полезной деятельности; сообщением специальных знаний о закономерностях физических упражнений и условиях их эффективного применения и т.д. 2. Стимулирование сознательного анализа, самоконтроля и рационального использования сил при выполнении физических упражнений. В этих целях, наряду с обычными педагогическими методами, используются специальные средства и методические приемы, облегчающие углубленный самоконтроль движений (в том числе, основанные на современных достижениях психофизиологии, электроники, техники). 3. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования. Средства и методы физического воспитания, особенно спорт, обладают в этом отношении чрезвычайно богатыми возможностями. Существенное значение в развитии принципа активности занимающегося имеют систематическая оценка достигнутых результатов и поощрения за них, в том числе, специальная система оценочных нормативов. Принцип наглядности. Наглядность при обучении движениям и воспитании физических способностей - широкое понятие, предусматривающее наглядную активизацию функций всех органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью (зрительные, двигательные, зрительно-моторные, тактильные и другие ощущения и восприятия). Принцип наглядности предусматривает: 1. Направленное формирование чувственной основы как предпосылки освоения движений. Согласно исследованиям в области физиологии, психологии и спортивной педагогики, чем богаче чувственный образ изучаемого движения, тем быстрее и легче формируются на его основе двигательные умения и навыки, тем результативнее появление физических и волевых качеств. Исходя из данной закономерности, важно еще до начала основной фазы освоения нового упражнения создать, возможно, более полный живой образ. Для этого применяют разнообразные методы, основанные на использовании непосредственной и опосредственной наглядности. 2. Использование наглядности как неотъемлемого условия всего процесса совершенствования двигательной деятельности. При этом имеется в виду, что характер взаимодействия органов чувств на различных этапах совершенствования меняется. По мере освоения двигательных актов усиливается комплексность восприятия (формируется, по выражению Крестовикова, единый "комплексный анализатор" движений), в то же время функциональные взаимосвязи между отдельными органами чувств становятся более сложными и всегда взаимовыгодными. Отсюда возникает необходимость строго направленного использования различных форм наглядности, что и учитывается в методике физического воспитания. 3. Использование взаимосвязей между непосредственной и опосредственной наглядностью. Непосредственная наглядность, обеспечиваемая натуральной демонстрацией упражнений и "прочувствованием" их в результате личной практики, играет в физическом воспитании важнейшую роль. Но это не умаляет значения опосредственной наглядности, создаваемой посредством графических изображений, муляжей и других наглядных пособий. Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип обязывает осуществлять обучение и воспитание в строгом соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая их возрастные, половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях. Необходимость строгого соблюдения этого требования в процессе физического воспитания обусловлена тем, что интенсивным воздействиям подвергаются жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации служит залогом оздоровительной направленности физического воспитания. В практическом преломлении данный принцип раскрывается в трех основных положениях: 1. Определение меры доступного. Доступность физических упражнений зависит, с одной стороны, от возможностей занимающегося, с другой - от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу присущих ему особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий и т.п.). Полное соответствие между возможностями и трудностями, что означает оптимальную меру доступности. Определяя ее, руководствуются, прежде всего, программами и нормативными требованиями, разработанными для всех контингентов на основе данных и обобщения практического опыта. Конкретные данные о возможностях занимающегося получают путем испытаний по нормативам физической подготовленности и систематического врачебно-педагогического контроля. В процессе физического воспитания мера доступного меняется вместе с повышением функциональных возможностей занимающегося: то, что было недоступно на одном этапе, становится вполне доступным на другом, более высоком этапе физического совершенствования. 2. Соблюдение методических правил и условий доступности. К числу важнейших методических условий доступности относятся преемственность упражнений, которая обеспечивается на основе закономерностей положительного переноса двигательных навыков, качеств и тренированности в целом с одних видов деятельности на другие, и постепенность в переходе от одних заданий к другим согласно правилам: "от простого к сложному", "от легкого к трудному". Эти правила приобретают конкретный смысл, когда реализуются в системе упражнений, где наряду с основными возрастающими по сложности и трудности упражнениями, используют специально разработанную подготовку, в частности, подводящие упражнения. Для современной методики физического воспитания характерна детальная разработка таких "методических лесенок". 3. Индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания. Проблема индивидуализации в построении системы физического воспитания в целом решается на основе органичного сочетания двух направлений - общеобразовательного (общая физическая подготовка по программам общеобразовательной школы, вуза и др.) и специализированного (избранный вид спорта или другие занятия по выбору). Основное содержание программы занятий в рамках первого направления одинаково для всех, индивидуализация обеспечивается, главным образом, благодаря методике (дифференцированный подход при постановке учебных заданий, при нормировании нагрузок и т.п.). Во втором направлении не только методы, но и содержание занятий определяется в зависимости от индивидуальных склонностей. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и, в то же время, индивидуализированного физического совершенствования. Принцип систематичности. Методический смысл этого принципа применительно к физическому воспитанию заключен в следующих основных положениях: 1. Непрерывность процесса и оптимальное чередование нагрузок и отдыха. Физическое воспитание в целом мыслится как непрерывный процесс, охватывающий все возрастные периоды жизни. Непрерывность данного процесса обеспечивается взаимосвязью эффектов каждого предыдущего и каждого последующего занятия и переходом эффектов отдельных занятий в объединенный, коммулятивный эффект. Первое положение принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, а они должны наслаиваться определенным образом на "следы" предыдущего занятия. В итоге такой суммации возникает коммулятивный эффект - относительно адаптационные перестройки функционального и структурного характера, которые составляют основу тренированности и стабильных двигательных навыков. Интервал отдыха между занятиями должен, согласно выше сказанному, во всех случаях заканчиваться раньше, чем начнется редукционная фаза. При этом возможны разные варианты, зависящие от конкретной направленности занятий. Между основными занятиями с небольшими нагрузками, направленными на повышение работоспособности, стремятся соблюдать, как правило, такой интервал, чтобы очередное занятие совпадало с суперкомпенсаторной фазой, то есть проходило бы на фоне повышенной работоспособности, возникающей в порядке отставленного эффекта предыдущего занятия. Каждое занятие проводится на фоне суперкомпенсации, благодаря чему нагрузка в каждом занятии возрастает. Интервал между занятиями, направленными на стабилизацию приобретенных навыков, а также в некоторых других случаях, нередко дается в пределах фазы относительной нормализации, что позволяет проводить занятия более часто, чем в первом случае, но ограничивает объем нагрузок в каждом отдельном занятии. Данный вариант применяется как дополнение к первому. Наконец, при некоторых условиях допустима периодическая суммация эффектов нескольких занятий на фоне частичного недовосстановления работоспособности и отдельных функциональных показателей. Смысл такой суммации - предъявить организму особо повышенные приспособительные требования и получить в итоге мощный подъем работоспособности во время последующего отдыха. Обязательным условием при этом будут: хорошая предварительная тренировка занимающегося, достаточный компенсаторный отдых, тщательный врачебно-педагогический контроль. Указанная система занятий применяется, в основном, в спортивной тренировке. Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования рабочих и промежуточных фаз - занятий и отдыха. Однако, в любом случае должна сохраняться непрерывность данного процесса, которая достигается благодаря не только воспроизведению рабочих фаз, но и оптимальным интервалом между ними. Рациональный отдых - столь же необходимый компонент физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузка. Реальная система нагрузок и отдыха зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности занимающихся, их возрастных способностей, общего режима жизни и других условий. В массовой практике физического воспитания проводят обычно не менее 2-3 занятий еженедельно (не считая утренней зарядки и других дополнительных форм занятий). По мере повышения уровня подготовленности интервалы между занятиями уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотняется. 2. Повторяемость и вариативность. Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания, что объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления двигательных навыков, совершенствования форм и функций организма. Повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также и общая последовательность самих занятий в определенных циклах (неделя, месяц и т.д.). Однако, если ограничиться лишь повторением (понимая под этим, возможно, более стереотипное воспроизведение пройденного), то рано или поздно это приведет к чрезмерной косности приобретенных навыков и затормозит развитие физических способностей. Не менее существенное значение имеет вариативность, то есть широкое видоизменение упражнений и условия их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их применения, обновление форм и содержание занятий. Сочетание этих "противоположностей" (повторяемости и вариативности) создает необходимые условия для непрерывного процесса. 3. Последовательность. Принцип систематичности требует соблюдения рациональной последовательности как в рамках многолетнего физического воспитания, так и внутри каждого отдельного занятия. Общая последовательность (в многолетнем аспекте) определяется закономерностями возрастного развития и логикой перехода от широкого общего физического образования к более углубленным специальным занятиям. На первых этапах физического воспитания осваивается то, что составляет элементарную основу необходимых в жизни видов двигательной деятельности и служит предпосылкой дальнейшего совершенствования (простые движения в форме гигиенической и основной гимнастики, упражнения, формирующие навыки ходьбы, бега и другие жизненно важные навыки.) В это же время достигается определенный уровень всестороннего физического развития. На этой основе строится спортивная специализация, начало которой зависит от сроков возрастного созревания, соответствующих морфофункциональных предпосылок (согласно существующим данным, раньше других создаются предпосылки высоких проявлений координационных и отдельных скоростных способностей, затем - скоростно-силовых и силовых, а позже всего - некоторых специфических видов выносливости). Последовательность материала занятий на каждом этапе физического воспитания зависит от многих конкретных условий, но, прежде всего - от объективно существующих связей между различными видами двигательной деятельности, от преемственности формируемых навыков и взаимовлияния развиваемых физических способностей. Опираясь на эти связи, стремятся использовать положительный перенос навыков и способностей и, по возможности, исключить тормозящее действие отрицательного переноса. Последовательность упражнений в пределах отдельного занятия определяется, наряду с указанными факторами, ближайшим последействием различных по характеру нагрузок. Так, относительно кратковременные нагрузки скоростно-силового характера вводят перед нагрузками "на выносливость", поскольку первые создают благоприятный физиологический фон для вторых. Нагрузки, влияющие на формирование новых навыков, обычно предшествуют нагрузкам, направленным на развитие силовых способностей и выносливости, и т.д. Для конкретизации сказанного рассмотрим схему некоторых процессов, происходящих в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями: РП - процесс реализации рабочих возможностей организма (динамика производительности в рабочей фазе); Р - динамика потенциальной работоспособности; Ф - динамика некоторых показателей функциональной активности органов и систем (например, ЧСС); Э - динамика энергообразования; В - динамика расходования и восстановления некоторых источников энергии (например, гликогена); ВЭ - ближайший эффект занятий; ТЭ - трансформированные, отставленный эффект занятий; Исх - исходный уровень показателей. Во время выполнения упражнений (рабочая фаза) происходит реализация потенциальной работоспособности организма (кривая Р), чему соответствует, с одной стороны, повышенная функциональная активность органов и систем, осуществляющих работу (кривая Ф) и повышенный уровень энергообразования (кривая Э), а с другой - постепенное исчерпание рабочих ресурсов, в частности источников энергии (гликогена и др. - кривая В). Ближайший эффект отдельного занятия (на схеме - БЭ) выражается, при достаточно большой нагрузке, в утомлении, сниженной работоспособности, в измененном балансе обменных процессов. Вместе с тем этот эффект характеризуется образованием функциональных предпосылок формируемых двигательных навыков (функциональных связей в ЦНС, возникающих, согласно современным физиологическим представлениям, по механизму кратковременной, оперативной памяти). По окончании работы начинается фаза относительной нормализации: происходит восстановление работоспособности, ее энергетических и других основ, возвращение ряда функциональных показателей к дорабочему уровню. Одновременно происходит как бы трансформация ближайшего эффекта минувшего занятия, которая завершается в следующей, суперкомпенсаторной, фазе. Замечательное свойство живых систем, определенное еще Ш. Ламарком (1809) и детально рассмотренное в последние десятилетия многими последователями (Г.В. Фольборг, Н.Н.Яковлев, Ф.З. Меефсон и др.), состоит в том, что организм просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их "с избытком", обретая дополнительные рабочие возможности, в частности, путем сверхвосстановления энергетических веществ и обновления белковых структур. Это и составляет основу отставленного или трансформированного, эффекта выполненной работы (на схеме ТЭ). Если за отдельным занятием следует слишком большой перерыв, то данный эффект в той или иной мере теряется (редукционная фаза), что откосится, прежде всего, к уровню работоспособности (сформированные навыки сохраняются более длительно). Принцип динамичности. (Постепенного усиления развивающих факторов). Этот принцип, известный также как "принцип прогрессирования" и "принцип постепенного возрастания нагрузок", заключается в том, что нагрузки и другие факторы, благодаря которым в процессе физического воспитания достигается развивающий эффект (т.е. эффект развития физических способностей совершенствования двигательных навыков и т.д.), причем общая тенденция должна состоять в постепенном усилении данных факторов. При реализации принципа динамичности предусматривается: 1) Регулярное обновление материала занятий. Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, имеет, прежде всего, образовательное значение. Не обновляя регулярно состав упражнений, нельзя, естественно, приобрести достаточно широкий уровень жизненно важных двигательных умений и навыков. Наряду с этим, по мере освоения разнообразных двигательных координации, в результате преодоления возникающих при этом трудностей ("двигательных задач") развивается сама способность овладевать, координировать, преобразовывать и тем безгранично совершенствовать двигатель-деятельность. 2) Увеличение объема и интенсивности нагрузок. Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных биологических пределах) объему и интенсивности нагрузок, то есть суммарному количеству выполненной работы, ее напряженности концентрации во времени. Если соблюдаются все необходимые условия, в том числе, если нагрузки не превышают меру приспособительных возможностей организма, то чем больше объем нагрузок, тем основательнее и прочнее адаптационные перестройки, составляющие кумулятивный эффект занятий "чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее восстановление и "сверхвосстановление" в суперкомпенсаторной фазе, следующей через определенное время после данного занятия.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |