Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7. Средства физического воспитания




В целях физического воспитания используются различные средства, включающие и общепедагогические. Особую группу составляют физические упражнения, некоторые естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы. Всю эту группу факторов называют "средствами физического воспитания".

1. Физические упражнения - это двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания.

Двигательные действия, совершаемые человеком, как хорошо известно, многообразны (трудовые, бытовые и др.). Через совокупность движений, объединенных в целостные действия, проявляются, в конечном счете, активное отношение человека к внешнему миру, его потребности и эмоции. "Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, - писал И.М.Сеченов, - сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению". Не все, однако, движения и действия могут быть названы физическими упражнениями. Важнейший отличительный признак последних - соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям, по которым оно происходит. Если, например, в целях физического воспитания используется ходьба, то она тогда приобретает значение адекватного средства, когда ей придаются рациональные формы, то есть формы оправданные с позиций физического образования, и если обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует тому, который объективно необходим для эффективного воспитания физических качеств. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые возникали первоначально в сфере труда или быта, а затем, соответственно видоизменялись, становились средствами физического воспитания.

Число практикуемых в настоящее время физических упражнений чрезвычайно велико, причем многие из них существенно отличаются друг от друга как по форме, так и по содержанию. Чтобы правильно их выбирать, необходимо представлять их содержание.

Содержание физических упражнений составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые развертываются в организме по ходу упражнения, определяя его воздействие на упражняющегося. Эти процессы сложны, многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психолого-физиологическом, биохимическом, биомеханическом и др.

В психолого-физиологическом аспекте рассматривают как произвольные движения, которые, по выражению И.М.Сеченова, "управляют умом и волей" (в отличие от "невольных" безусловнорефлекторных движений, протекающих "машинообразно"). При выполнении физических упражнений всегда предполагается сознательная установка на достижение конкретного результата (эффекта), соответствующего тем или иным задачам физического воспитания. Реализация этой установки связана с активной мыслительной работой: определением способа действия, оценкой условий действия и управлением движениями, двигательными представлениями, волевыми усилиями, эмоциями и другими психологическими процессами.

В физиологическом отношении физические упражнения характеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень функциональной активности. Диапазон этого перехода может быть, в зависимости от особенностей упражнения, весьма значителен. Легочная вентиляция, например, может возрастать в 30 и более раз, потребление 02, - в 20 и более раз, минутный объем крови - в 10 и более раз. Соответственно увеличивается объем и интенсивность метаболических, дессимиляционных и ассимиляционных процессов в организме. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств.

Содержание физических упражнений с педагогической точки зрения важно не столько физиологическими и биохимическими сдвигами, сколько представляемыми ими возможностями для целенаправленного развития способностей человека в единстве с формированием определенных умений и навыков.

Для специальной подготовки главным аспектом в осмыслении сути физических упражнений должен быть обобщающий педагогический аспект, при котором определено их значение для реализации тех или иных воспитательно-образовательных задач.

Рассматривая физические упражнения в этом аспекте, необходимо постоянно помнить, что их воздействие никогда не ограничивается лишь биологической сферой человека, но и распространяется в той или иной степени на психику, сознание, поведение.

От особенностей содержания физических упражнений в определенной мере зависит его форма.

Форма физических упражнений представляет собой его внутреннюю и внешнюю структуру (построение, организацию). Внутренняя структура физических упражнений характеризуется тем, как связанны между собой различные процессы функционирования организма во время данного упражнения, как они соотносятся, взаимодействуют и согласуются друг с другом. Процессы нервно-мышечной координации, взаимодействие моторных и вегетативных функций, а так же соотношение различных энергетических (аэробных и анаэробных) процессов, например, при беге будут существенно иными, чем при поднимании штанги. Внешняя структура физических упражнений - это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Форма и содержание физических упражнений органически взаимосвязаны, причем содержание определяет и более динамичная сторона, оно играет ведущую роль по отношению к форме. Это значит, что для достижения успеха в том или ином физическом упражнении необходимо, в первую очередь, соответствующим образом изменить его содержательную сторону, создав условия для повышения уровня функциональных возможностей организма на основе воспитания силовых, скоростных или других способностей, от проявления которых в решительной мере зависит результат данного упражнения. По мере изменения элементов содержания меняется и форма упражнений (так, повышение мощности, скорости движений или выносливости сказывается на амплитуде движений, соотношении опорных и безопорных фаз и других признаках формы упражнения).

Со своей стороны, и форма влияет на содержание. Несовершенная форма физических упражнений препятствует максимальному выявлению функциональных возможностей, как бы "сковывает" их, напротив, совершенная форма способствует наиболее эффективному использованию физических способностей (так, при одной и той же скорости передвижений на лыжах человек, в совершенстве владеющий техникой лыжного бега, тратит энергии на 10-20% меньше, чем тот, у которого форма движений не совершенна). Относительно самостоятельное значение формы физических упражнений выражается в том, что разные по содержанию упражнения могут иметь сходные внешние формы (как, скажем, ходьба и бег). Вместе с тем, различные по форме упражнения могут иметь существенно общие черты содержания (например, бег, гребля, плавание с одной и той же физиологической интенсивностью).

Таким образом, хотя, содержание и форма физических упражнений неотделимы друг от друга, между ними возможны определенные несоответствия и противоречия (в диалектическом смысле слова).

Техника физических упражнений. В процессе совершенствования форм физических упражнений изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. Важной предпосылкой при этом является познание закономерностей, которым подчиняется техника физических упражнений.

Общее понятие о технике физических упражнений. В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача и способ, каким данная задача решается. Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими способами (например, преодолеть высоту можно и с прямого и с косого разбега, отталкиваясь от планки ближней или дальней ногой и т.д.), причем среди них существуют, как правило, менее эффективные и более эффективные. Те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью, называются техникой физических упражнений.

Понятие "техники" в отличие от "формы" относится не ко всяким движениям, а лишь к относительно эффективным формам физических упражнений. Однако, степень эффективности техники физических упражнений в каждый момент относительна, так как сама техника не остается неизменной. Она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становясь все более эффективной как у отдельного человека, так и в целом в общественной практике физической культуры и спорта.

Различают основу техники - это совокупность тех звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры движения, какие, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом. Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двигательной задачи.

Определяющее звено техники - это наиболее важная, решающая часть данного способа выполнения двигательной задачи. Например, для прыжков с разбега основным элементом техники является отталкивание, соединенное с быстрым и высоким махом ноги, для метания - финальное усилие и т.д.

Успешно овладеть каким-либо новым физическим упражнением можно лишь освоив правильно основы техники, соблюдение которых обязательно для всех, независимо от индивидуальных особенностей.

Детали техники - это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма. Детали техники могут быть различными у разных спортсменов и, в большинстве случаев, зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей характеризует индивидуальную технику, которая для данного лица (при соблюдении всех правил рациональной техники) является наиболее совершенной.

Непродуманное слепое копирование индивидуальной техники выдающихся спортсменов может отрицательно сказаться на спортивных результатах.

У высококвалифицированных спортсменов техника обладает высокой устойчивостью и, вместе с тем, гибкой приспособленностью к различным переменным факторам. При повторном выполнении одного и того же движения у мастеров спорта наблюдается устойчивая однородность его выполнения. Однако, при различных сбивающих воздействиях спортсмен может успешно выполнить данное действие только приспособительно изменяя его детали или, даже, некоторые особенности основы техники.

В каждом ациклическом упражнении можно отчетливо разграничить три фазы: подготовительную, основную и заключительную. Все три фазы взаимосвязаны, протекают слитно и обуславливают друг друга.

Значение подготовительной фазы состоит в создании наиболее выгодных условий для выполнения движения в главной фазе. Эти условия создаются с помощью либо движения, направленного в сторону, противоположную движению в главной фазе (замахом), либо ряда последовательных движений в виде разбега, скачка или вращательных движений, направление которых приближается к направлению движения в главной фазе. Благодаря замаху (например, в метаниях и ударных движениях) растягиваются те мышцы, которые в главной фазе должны сильно и быстро сократиться, и, кроме того, удлиняется путь для предстоящего рабочего движения. При выполнении некоторых гимнастических упражнений на снарядах замах делается для того, чтобы лучше использовать в главной фазе силу тяжести тела.

Движения в главной фазе направлены непосредственно на решение основной двигательной задачи. С биологической точки зрения самым важным в этой фазе является рациональное использование движущих сил в соответствующем месте.

Например, преждевременное активное рабочее движение руки при плавании кролем вызывает поднимание тела над водой и образование волн, запоздалое отталкивание - движение тела в сторону.

В некоторых ациклических упражнениях может быть не одна, а несколько главных Фаз. Например, в прыжке с шестом - отталкивание и вход на шест, переход в упор с поворотом, а в тройном прыжке с разбега - три отталкивания.

Движения в заключительной фазе либо затухают пассивно, либо затормаживаются активно - с целью уравновешивания тела.

Кроме разделения целостного действия на фазы во времени, выделяют элементы движений в пространстве (движения отдельных частей тела).

Двигательные действия человека представляют собой сложное структурное целое. Целостность двигательного акта выражается во взаимозависимости движений, из которых этот акт слагается: при изменении какой-либо одной детали происходит изменение в пространстве и во времени большого ряда других деталей. В теории и практике физического воспитания принято говорить о структуре движений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.