Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физические упражнения




В истории физического воспитания известно много различных классификаций. Часто за основу классификаций принимались чисто формальные признаки (например, подразделение упражнений на движения со снарядами, на снарядах и без снарядов, идущее от сокольской гимнастики (18 в.), классификация упражнений по анатомическому признаку в шведской гимнастике (19 в.).

Одной из широко распространенных в настоящее время классификаций является группировка физических упражнений по их преимущественным требованиям к физическим качествам и некоторым дополнительным признакам. Соответственно ей выделяют:

1) Скоростно-силовые виды упражнений, характеризуются максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т.д.);

2) Виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание, гребля и т.д.);

3) Виды упражнений, требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (гимнастические, акробатические упражнения, прыжки вводу, фигурное катание на коньках).

4) Виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, бокс, фехтование, спортивные игры).

Наряду с такой относительно общей классификацией в отдельных специальных дисциплинах практикуют частные классификации физических упражнений. Так в биомеханике принято делить упражнения на циклические, ациклические и комбинированные, а также на поступательные, вращательные и сложно-пространственные; в физиологии на упражнения, выполненные в различных зонах мощности (максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной) и др.

 

Оздоровительные и гигиенические факторы как средства физического воспитания

 

Природные факторы (солнечная радиация, воздушная и водная среда.) служат важным средством укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности организма человека.

В процессе физического воспитания оздоровительные силы при­роды используются в 2-х направлениях:

1) как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на открытом воздухе, при солнечном облучении, в условиях горного климата и т.д.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействия физических упражнений;

2) при организации специальных процедур (воздушные, солнечные и в водные ванны, сеансы закаливания и др.) в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

Одним из основных результатов использования естественных факторов среды в процессе физического воспитания является закаливание человека, т.е. повышение устойчивости организма к влиянию и резким колебаниям воздействующих факторов.

Гигиенические факторы обеспечиваются реализацией специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий, бытовой обстановки и т.д. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обуславливают положительный эффект занятий физическими упражнениями. Особое значение при этом, имеет оптимизация в соответствии с требованиями гигиены режима нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, вентиляция и освещенность мест занятий, должное гигиеническое состояние инвентаря и оборудования и т. д.), а также условий способствующих восстановлению после занятий, предупреждению заболеваний и укреплению здоровья (дуй, сауна, массаж, искусственное ультрафиолетовое облучение и т.д.). Так как гигиенические факторы не являются главными специфическими средствами физического воспитания, их содействующее значение трудно переоценить. Именно поэтому, в процессе физического воспитания, важной задачей является приобретение гигиенических знаний и использование оздоровительных сил природы, и навыков рационального самостоятельного их использования.

 

Основные правила эффективного использования мышечных сил

 

Оптимальное направление развиваемых усилий. Направление действия мышечных сил должно быть, возможно, более приближенным к направлению намеченного движения. Можно, например, при метании копья развить большую силу во время разбега, скрестных шагов и замаха рукой, но конечный эффект этих действий будет невелик, если направление заключительного рывка не совпадает с направлением намеченной линии полета копья.

Увеличение скорости движения. Тело движется с ускорением только в том случае, если на него действует некоторая сила. Чем больше сила, действующая на тело, тем больше ускорение. Однако, скорость не нарастает в одно мгновение, необходимо чтобы сила действовала в течении какого-то времени. Поэтому, в принципе, для развития максимальной скорости выгодно применять большую силу на большем пути, то есть увеличивать время её действия. Так поступают при выполнении некоторых физических упражнений. Например, в беге на коньках сила отталкивания относительно невелика, но она действует в течение длительного времени, что обеспечивает значительный импульс силы (импульс силы - произведение силы на время её действия). Практически при выполнении подавляющего большинства физических упражнений путь для наращивания скорости в большей или меньшей мере ограничен либо морфологическими особенностями звеньев тела, либо спортивными правилами (например, диаметром круга для метаний), либо необходимостью скрыть предварительное движение замаха по тактическим соображениям (удары в боксе, броски в баскетболе). Поэтому, при ограничении пути следует стремиться к максимальному сокращению времени действия мышечной силы. Чем больше сила и меньше время её действия на данном пути, тем больше ускорение движения.

Если тело должно получить ускорение на криволинейном пути, то для большей скорости потребуется применение большей силы, чем при ускорении на прямолинейном пути той же длины. Дополнительная центростремительная сила нужна для того, чтобы принудить тело двигаться по криволинейному пути. Поэтому для полного использования силы с целью достижения возможно большей скорости следует стремиться к ускорению на прямолинейном пути

Непрерывность и последовательность применения развивающих сил. Данное правило вытекает из первых двух законов Ньютона (закона инерции и закона ускорения). Наибольшая сила нужна для начала движения, чтобы преодолеть инерцию покоя. Например, при взятии штанги на грудь используют для начала движения сильные мышцы ног и спины. Когда же движение уже начато, выгодно его продолжить не прерывая, так как преодоление инерции покоя после даже незначительной остановки потребует затратить дополнительное усилие, которое с успехом можно использовать для наращивания скорости.

Непрерывность движения наблюдается при высокотехничном исполнении очень многих физических упражнений: во всех видах метаний, в плавании, в прыжках с шестом и др..

Движения должны выполняться в такой последовательности, чтобы перед окончанием действия одной группы мышц включалась другая мышечная группа. Причем последующие действия нередко должны выполняться со все повышающейся скоростью. Это достигается, если каждая сила начинает действовать в том месте и тогда, где и когда была достигнута наибольшая скорость движения, вызванная действием предыдущей силы. При выполнении некоторых упражнений, главным образом гимнастических, поочередное движение начинается в тот момент, когда предыдущие движение какой-либо части тела или всего тела заканчивается. Например, ряд маховых упражнений на кольцах выполняется в крайних точках маха, когда все силы, действующие на общий центр тяжести тела гимнаста, уравновешиваются и гимнаст как бы повисает в воздухе.

Передача количества движения с одного звена на другое. Наблюдая высокотехничное исполнение спортсменом физических упражнений, можно заметить, что отдельные звенья его тела вовлекаются в движение не одновременно, а в определенной последовательности. В одних случаях части тела с большой массой опережают движение частей тела с меньшей массой, в других наоборот.

Так, в футболе при ударе ногой по мячу движение бедра опережает движение голени и стопы.

Создание противодействия действующим силам. Согласно третьему закону Ньютона, силы действия двух равных по массе тел друг на друга равны по величине, и противоположны по направлению.

Проявление принципа, противодействия можно наблюдать во многих поступательных, вращательных, встречных и компенсаторных движениях. По твердой дорожке спортсмен может бегать быстрее, чем по песку и т. д.

При некоторых физических упражнениях иногда возникает необходимость не создавать противодействия, а, наоборот, уменьшать его, чтобы ослабить действие силы толчков или ударов. Для этого увеличивается либо путь амортизации, либо поверхность, на которую действует сила. Так при ловле мяча руки вытягивают навстречу мячу, а при падении не только опираются на руки, но и выполняют кувырок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.