Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы формирования двигательного навыка




Наиболее обширную и специфическую группу методов составляют методы, основанные на активной двигательной деятельности. В единстве с ними используют ряд общепедагогических методов, видоизменяя их применительно к особенностям физического воспитания.

Лекция № 9. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Специфические методы физического воспитания. Эти методы исторически складывались на основе развития гимнастики, игр и спорта. В одних системах физического воспитания конца 19-го и начала 20-го веков преимущественное распространение получили гимнастические средства и методы ("Турнен" в Германии, сокольская гимнастика в Чехословакии и др.), в других - преимущество отдавалось игре и спорту (Англия, США). В советской системе с самого начала предусматривалось комплексное использование различных средств и методов при условии их научной обоснованности и практической целесообразности. Такой комплексный подход в настоящее время получил всеобщее признание. Он исключает противопоставление одного метода другим. Каждый метод оправдывает себя лишь в тесной взаимосвязи с другими, вместе с тем каждый имеет свои особенности, которые не позволяют заменить его другими. Методы физического воспитания различают, прежде всего, по способу организации и регулирования двигательной деятельности занимающихся. Так выделяют методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Методы строго регламентированного упражнения. При их использовании деятельность занимающегося организуется и регулируется с возможно более полной регламентацией, что выражается, главным образом, в:

а) твердо предписанной программе движений (это относится к составу движений, порядку их повторения, изменениям и связям друг с другом);

б) строгом нормировании нагрузки и возможно более полном управлении ее динамикой в процессе упражнений, а так же строго установленном порядке чередования нагрузок с отдыхом;

в) использовании определенных внешних условий, облегчающих точное управление действиями занимающегося.

Смысл такой регламентации состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков, гарантировать точно направленное воздействие на развитие определенных физических способностей. В зависимости от конкретной направленности занятий, их содержания, периода обучения или воспитания и других условий методы упражнений приобретают различные формы.

Так в процессе разучивания движений используют методы расчлененно-конструктивного упражнения и методы целостного упражнения. (Метод расчлененного упражнения с последовательным объединением частей в целое и метод целостного упражнения с избирательным вычленением деталей). Выбор метода при этом зависит, в первую очередь, от особенностей структуры изучаемых действий. Если действие или совокупность действий легко поддается дроблению на относительно самостоятельные элементы без существенного искажения движений, чаще используют первый метод. Если же расчленение целого может исказить саму суть движений, то идут по второму методу. Структура целостного действия в таких случаях, как правило, первоначально упрощается за счет исключения отдельных деталей, затем эти детали постепенно добавляются к основному механизму действия и совершенствуются на фоне его целостного выполнения.

Выделяют методы стандартного упражнения и методы переменного упражнения.

При использовании разученных действий в целях совершенствования двигательных навыков и воспитания физических качеств существенное значение имеет многократное относительно стандартное повторение данных действий.

В случае стандартизации процесса упражнения структура движений и внешние параметры нагрузки воспроизводятся без сколько-нибудь существенных изменений (повторный пробег какой-либо дистанции с одной и той же скоростью, многократное поднимание одного и того же веса), ответные реакции организма на данную работу относительно стандартны лишь при условии одного и того же исходного состояния организма. По мере приспособления к нагрузке ответные реакции становятся однообразными, менее значительными и тогда должен быть установлен новый "стандарт" нагрузки. Методы стандартного упражнения применяются главным образом для закрепления двигательных навыков, адаптации к новым нагрузкам и поддержания достигнутого уровня тренированности.

Отличительная черта методов переменного упражнения - направленное изменение воздействующих факторов. Это достигается в различных случаях по- разному: путем прямого изменения отдельных параметров нагрузки (скорости движений, величины отягощений, длительности работы и т.д.), сменой способа выполнения действий, а так же путем варьирования интервалов отдыха и внешних условий деятельности. При использовании методов переменного упражнения к функциональным возможностям организма предъявляются все новые более высокие требования, что стимулирует развитие работоспособности. Наряду с этим, благодаря варьированию форм и условий действий создаются благоприятные предпосылки совершенствования двигательных навыков и развития координационных возможностей.

Методы стандартного и переменного упражнений имеют ряд разновидностей. Часть из них отличается, кроме указанных признаков, еще и тем, что нагрузка в пределах разового использования метода носит непрерывный характер (например, длительный бег равномерной или переменной интенсивности). Другая часть характеризуется прерывистой нагрузкой, разделенной интервалами отдыха, - это методы интервального упражнения, которые могут быть как стандартно-интервальными, так и переменно-интервальными (например, первого - многократное пробегание 200-метрового отрезка со стандартной скоростью и стандартными интервалами отдыха после каждой "порции" бега; пример второго - пробегание 4 раза по 400 метров с постепенным сокращением интервала отдыха от 7-8 до 3-4 минут). Интервал может устанавливаться с расчетом как на полное, так и на частичное восстановление работоспособности к моменту очередной части нагрузки (последнее практикуется, главным образом, при воспитании выносливости).

Перечисленные методы строгой регламентации упражнения в практике зачастую комбинируют, создавая как бы производные методы. При этом возможны самые разнообразные комбинации: элементы стандартизации могут сочетаться с направленным применением нагрузки, серийное выполнение нагрузки - с различными интервалами отдыха.

Игровой метод. Этот метод в физическом воспитании чаше всего используют в виде общепринятых элементарных подвижных, и спортивных игр, однако, его нельзя отождествлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе основу его могут составлять самые разнообразные двигательные действия, если они соответствуют организации по игровому методу.

Для игрового метода характерна, прежде всего, "сюжетная организация": деятельность играющих организуется на основе образного или условного сюжета, который намечает общую линию поведения, но не представляет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели. В рамках сюжета и правил игры допускаются различные пути к цели, причем выбор конкретного пути реализации игрового замысла происходит в условиях постоянных и, в значительной мере, случайных изменений ситуации.

Таким образом, игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем, он представляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач, способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Существенная черта игрового метода состоит в том, что в нем как бы моделируются активные межличностные взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между игроками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует проявлению нравственных качеств личности.

Особенностью игрового метода являются ограниченные возможности дозирования нагрузки. Она регулируется в той или иной мере правилами игры и другими косвенными путями. Но точность дозирования в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строгого регламентирования упражнения. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

Соревновательный метод. Соревнование включается в процесс физического воспитания в элементарных и развитых формах. В первом случае речь об использовании соревновательного начала в качестве подчиненного общей организации занятия элемента, во втором - об относительно самостоятельной форме организации занятий, отвечающей особенностям соревновательного метода.

Определяющая черта данного метода - сопоставление сил в порядке соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности соревновательного метода.

Фактор соперничества в процессе соревнований, а так же условия их организации и проведения (официальное определение победителя соревнований, поощрение за достигнутые в состязании результаты и др.) создают особый физиологический, а так же эмоциональный фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. В соревнованиях, особенно в наиболее ответственных, ярко выражен момент противодействия, столкновения противоположно направленных интересов. Для командных соревнований характерны, наряду с этим, взаимная ответственность и взаимопомощь в борьбе за достижение общей цели - победы.

По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строгого регламентирования упражнения.

Соревнования довольно жестко регламентируются определенными правилами (официальными или неофициальными), но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия соревнований (предмет соревнований, порядок выступления, условия оборудования и т.д.). Конкретный же характер деятельности определяется в основном логикой соревновательной борьбы. Соревновательный метод, в связи с этим, предоставляет относительно ограниченные возможности для такого дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. В этом отношении он близок к игровому методу (в некоторых случаях, например в спортиграх, эти методы как бы совпадают).

Соревновательный метод используется для решения различных педагогических задач. Он позволяет предъявлять более высокие, чем другие методы физического воспитания, требования к физическим способностям и этим стимулировать их высокое развитие. Велико так же его значение в воспитании моральных и волевых качеств.

Использование в процессе физического воспитания словесных и сенсорных методов. Слово и организованная чувственная информация ("наглядность"), как известно, находят применение в качестве универсальных педагогических средств, составляя основу словесных и сенсорных методов. Те и другие достаточно широко используются в физическом воспитании как в традиционном, общепедагогическом, так и в специализированных формах.

Словесные методы. Роль слова в процессе физического воспитания многообразна: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, формируют отношение к ним и осуществляют руководство выполнением, анализируют и оценивают достигнутые результаты, направляют поведение воспитуемых в нравственном, волевом и эстетическом отношениях. В зависимости от конкретной функции слова выбирают тот или иной метод его применения.

Общепедагогические словесные методы (рассказ, беседа, обсуждение, сопроводительные пояснения, словесные оценки и др.) приобретают к физическому воспитанию более лаконичную форму, чему способствует специальная гимнастика и спортивная терминология. Непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями используются преимущественно те из словесных методов, которые позволяют сохранять высокую "моторную плотность" занятий и органически связывают слово с движением.

Сенсорные методы. Наряду с традиционными способами обеспечения наглядности (показ упражнений, фото-видео демонстрация и др.) в физическом воспитании широко используются специализированные методы направленного воздействия на различные анализаторы, прямо или косвенно участвующие в управлении движением. Применяются, в частности, методы светосигнального лидирования движений, акустическая демонстрация и лидирование и т.п.

Первостепенную роль в управлении движениями играет, как известно, кинестатический, мышечно-двигательный анализатор. Мышечные ощущения, поначалу, мало определены (по Сеченову "темное мышечное чувство"), уточняются в процессе освоения движений и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляют сенсомоторную основу автоматизированных двигательных навыков. Чтобы содействовать этому, прибегают к меньшей направленности "прочувствования" движений с практической апробацией их в специально созданных условиях. Такие методы в последние годы все чаще оснащаются современными техническими устройствами типа тренажеров, которые принудительно задают нужные параметры движений. Расширяется возможность направленного сенсорного контроля и коррекции движений с применением приборов точной информации, применения компьютерных технологий.

 

 

Лекция № 10. Обучение движениям (двигательным действиям)

Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные- с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха».

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свойствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологии М. М. Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).

Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке. Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощенно.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением Бремени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.