Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сведем наши рассуждения и обобщающим выводам и практическим рекомендациям




1.Успешность учения двигательному действию определяется точностью формулировки задачи овладения этим действием, предвидением ситуации, в которой оно будет протекать, а также правильностью подбора отдельных заданий, необходимых для этой цели.

2. Учение двигательным действиям сопровождается не только и не столько изменениями в моторной сфере ребенка и заканчивается выработкой навыка или формированием умения выполнения этого действия. Это - активнейший процесс вовлечения в работу мысленно-речевых функций и памяти и влияния на них (ребенок думает о том, чему он учится, анализирует, систематизирует, запоминает и оценивает поступающую из разных источников информацию), на морально-волевые качества (преодоление возникающих при этом трудностей), эмоции и мотивы.

3. Учение - это не пассивный акт со стороны учащегося. Наоборот, для успешного учения важно активно приобретать сведения о двигательном действии и повышать свой двигательный опыт. Если ученик хочет достичь хороших результатов, он должен желать учиться, иметь в этом аспекте положительные установки и мотивы, а также стремиться к уменьшению отрицательных эмоций (страха, неуверенности и т.д.), которые сопровождают подчас процесс учения. Положительными мотивами учения могут быть, например, потребности улучшить осанку, развить определенные способности, достойный пример коллеги, учителя, желание достичь впечатляющих результатов в спорте, ответственность за свое нынешнее и будущее здоровье, развитие познавательного интереса к двигательной деятельности и др.

4. Учение связано с постоянной мыслительной работой по уточнению программы осваиваемого действия и его представления (образа). Для этого важно обеспечить высокое качество словесной ( учебники, точное объяснение, описание, письменное представление учеником двигательного действия и обоснование очередной последовательности необходимых упражнений ), зрительной (показ, фильм, фотография, рисунки, выполнение рисунков в виде схем последовательного действия исполнителя) и кинестатической информации (использование тренажеров и подводящих упражнений, обеспечивающих высокую точность силовых, пространственных и временных параметров движений).

5. Учение двигательным действиям следует вести в тесной связи с задачами развития основных кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных (ритм, равновесие, ориентировка, согласование движений и др.) способностей. Часто успешному учению мешает низкий уровень данных способностей.

1. Критерием эффективности учения являются точное задание достигнутых результатов. Наличие большой разницы между поставленной целью и достигнутым результатом говорит об ошибках и является основой коррекции или перестройки программы учения или отдельных ее частей.

2. Обучение - это своеобразная помощь учителя ученику, желающему учиться. Поэтому учителю следует постоянно углублять свои знания о процессе учения, ибо только тогда он будет действовать целенаправленно и со знанием дела.

3. В центре процесса обучения находится ученик. Учителю важно не только передавать информацию ученику о цели и задачах обучения, с ним следует эти задачи согласовать, объяснить, получить от ученика "добро" в том, что он принимает эти цели и задачи. В отдельных случаях учитель должен принять цель, которую преследует сам ученик.

4. "Дидактический информационный канал" между учителем и учеником посредством слова, хорошей организации показа и подбора, подводящих и подготовительных упражнений должен вести ко все более ясному пониманию поставленной цели, путей ее достижения, а также создавать все более точное представление (образ) осваиваемого двигательного действия.

5. Обучение идет рука об руку с учением. В их совместном процессе не только уточняется информация, исходящая от учителя, но и подтверждается подлинность этой информации. В свою очередь, информация, поступающая от других источников, уточняется учителем.

6. Обучение - это не только "дидактическая коммуникация" между учителем и учеником. Оно охватывает также степень понимания, синтеза и оценки выполняемого действия, что накладывает на учителя особую ответственность.

7. Обратная информация о ходе обучения является основой модификации поведения учителя, выбора им более точных методов обучения в результате наблюдения за качественными и количественными характеристиками двигательного действия, которое осваивает ученик. Демократическая система общения между учителем и учеником - это не только обмен информацией между ними. Она должна вести к активной позиции того и другого.

8. Эффективность процесса обучения во многом определяется эмоциональными связями, складывающимися между учителем и учеником. Учитель должен быть положительно настроен по отношению к ученику, верить, что сумеет его научить. Ученик должен быть убежден, что именно данный учитель поможет ему достичь этой цели. Положительные эмоциональные установки между ними - основа более быстрого и прочного овладения двигательным действием.

9. Результаты обучения точнее всего можно оценить, когда учитель сравнивает фактический уровень владения двигательным умением (навыком) с поставленной целью и конкретными частными задачами. В свою очередь, объективно определенные результаты обучения позволяют уточнять, дополнять и конкретизировать цели и частные задачи.

 

10.3. Основы обучения движениям

Формирование совершенных двигательных умений и навыков, что составляет одну из основных задач физического воспитания, происходит в результате систематического обучения движениям на основе рассмотренных выше методических принципов.

В процессе обучения отдельным двигательным действиям различают три, специфических по дидактическим задачам и особенностям методики, этапа:

1-й этап - первоначальное разучивание движения, ему соответствует стадия возникновения двигательного умения, которым обучаемый овладевает в общих чертах.

На 2-м - осуществляется детальное разучивание техники двигательных действий в соответствии с особенностями стадии уточнения двигательного умения и его частичного перехода в навыки.

3-й этап - достижение мастерства в овладении техникой освоенного действия, ему соответствует стадия закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного навыка, приспособления его к различным условиям использования.

Эта общая структура процесса обучения не должна рассматриваться как стандартная схема. Она конкретизируется и модифицируется в практике в зависимости от направленности физического воспитания и особенностей техники обучаемого действия. Так, в условиях массового обучения в плане физической подготовки осуществляется в основном первый и частично второй этапы обучения. Дальнейшее совершенствование техники движений в этих случаях происходит в процессе совершенствования техники мастерства спортсмена.

 

6.3.1.Особенности этапов обучения

Этап первоначального разучивания движения. Общей дидактической задачей на этом этапе обучения является овладение основой техники двигательного действия. В результате обучения занимающиеся приобретают способность самостоятельно выполнять движение в общей сравнительно грубой форме. Частные педагогические и методические задачи на данном этапе обучения обуславливаются закономерностями образования такого первоначального умения.

Овладение двигательным действием происходит на основе "доминирующей мотивации", двигательной памяти и образования целого комплекса ощущений "афферентного синтеза". Это определяет необходимость начинать разучивание нового двигательного действия с созданием у занимающихся общего представления о его технике наряду с обеспечением достаточно сильных стимулов к овладению данным действием. В соответствии с принципом сознательности и активности принимаются все меры к тому, чтобы довести до сознания обучаемых сущность и значение нового для них двигательного действия. Это достигается с помощью рассказа, объяснения, демонстрации движений, а также путем практического его опробования (в целом или по частям). Такое ознакомление с двигательными действиями позволяет выделить и использовать имеющиеся в двигательном опыте обучаемых координации, которые могут служить предпосылкой для построения новой системы движений. В случаях, когда в их двигательном опыте обнаруживаются все составные компоненты осваиваемой техники (готовые элементы и подсистемы), когда они в основном понимают, что и как надо делать и обладают достаточной для этого координацией движений, основа техники двигательного действия воспроизводится при первых же пробных попытках выполнения. В таких, случаях на этом, по сути, и завершается первый этап обучения. Такой короткий этап первоначального разучивания движения нередко имеет место тогда, когда двигательные действия относительно просты по структуре и построены на естественных движениях. С первых попыток, например, могут быть воспроизведены в грубых чертах такие действия, как прыжок в длину с разбега, удар ногой по мячу, укол оружием в фехтовании.

Первоначальное овладение сложными по технике действиями, которыми особенно преобладают такие виды спорта, как гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду, легкая атлетика, далеко не всегда удается с первых ознакомительных попыток. Это бывает, как правило, в тех случаях, когда в двигательном опыте обучаемого нет полного набора "заготовки" для построения новой системы движений и когда связи между отдельными ее элементами и подсистемами сложны. Тогда этап первоначального разучивания движения оказывается сложным и подчас длительным. Необходимы значительные затраты усилий и времени на разучивание незнакомых частей техники действия и на овладение в основе ее структурой в целом.

Методика обучения на этом этапе характеризуется следующими особенностями. Ведущими практическими методами являются при изучении сложных движений расчлененное разучивание его отдельных частей и применение системы подводящих упражнений. Это позволяет наиболее экономично и качественно овладеть незнакомыми частями техники двигательного действия. Методика целостного воспроизведения двигательного акта занимает ведущую роль по мере того, как обучающийся овладевает его частями. На этом этапе широко используются словесные и сенсорные методы, особенностью применения которых является их направленность на овладение основных технических двигательных действий. При этом комплекс словесных, сенсорных и практических двигательных методов и приемов обучения рассматривается как система определенных физиологических раздражителей, обеспечивающих необходимые для управления движениями чувственные воздействия. В связи с этим ведущую роль на этом этапе обучения отводят методам и приемам обеспечения зрительного и звукового восприятия, В связи с быстрой утомляемостью нервной системы при овладении новыми двигательными координациями необходимо при начальном обучении упражняться часто, но понемногу.

Этап детализированного развития. Основная дидактическая задача на этом этапе - довести выполнение двигательного действия до необходимой четкости в отношении всех характеристик его техники. Для соответствующей стадии формирования двигательного навыка свойственны выработка тонких дифференцировок в двигательном анализаторе и установление строгой системности в протекании нервных процессов, что обуславливает слитность движений и автоматизированное управление ими.

Методика обучения на этом этапе отличается направленностью всего комплекса воздействий на глубокое изучение обучаемыми всех механизмов техники разучивания действия и правильного воспроизведения ее тончайших деталей. Из практических методов ведущим является метод целостного выполнения изучаемого движения. Это не исключает возможности эпизодического использования других практических методов. Здесь применяются почти все формы словесных методов, но главными становится разбор, анализ, самоотчет и другие способы углубленного осмысления действий. Они сочетаются с демонстрацией схем, муляжей, киноматериалов и других наглядных пособий. Для уточнения деталей двигательного акта, имеют важное значение все формы зрительной, звуковой и двигательной наглядности. Особенно эффективны приемы реализации выдвинутого В.С.Фарфелем принцип срочной информации. Для данной стадии формирования двигательного навыка характерен переход ведущей роли управления движениями к двигательному анализатору и связанное с этим "сужение ведущей афферентации". Это предполагает постепенное ограничение к концу этапа дополнительных форм наглядного воздействия и даже (время от времени) полное исключение зрительного контроля над движениями.

Детализация техники двигательного действия, как правило, осуществляется в оптимальном для его выполнения режиме. Однако, когда технические приемы должны быть особенно вариативными, в связи с непрерывно меняющимися условиями их применения (напр., в спортивных играх или единоборствах), на этом этапе возможны и затрудненные условия, в частности варьирование обстановки действий. На этом этапе все большее внимание уделяется индивидуальной технике двигательного действия.

Этап достижения двигательного мастерства Центральная задача на этом этапе обеспечить возможность применения изученного двигательного действия с максимальной эффективностью в любых условиях где это необходимо. Характер занятий на данном этапе зависит от особенности двигательного навыка. Так, в видах спорта, где результат определяется искусством владения техникой действия (гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.), обучение на этом этапе направлено в основном на упрочнение навыка, обеспечение его вариативности для соединения освоенного двигательного действия с другими. Главным здесь будет большое количество повторений данного действия - в начале отдельно, затем в различных соединениях с другими действиями и, наконец, в соревновательных комбинациях. Широко используются также соревновательный и игровой методы, стимулирующие мастерство выполнения действия.

В видах спорта, в которых от технического мастерства зависит наиболее полное и эффективное проявление физических способностей (качеств), этот этап характеризуется, с одной стороны, закреплением элементов двигательного навыка, а с другой - постоянными перестройками в системе движения вслед за развитием физических качеств спортсмена. Здесь сливается в единый процесс совершенствование техники выполнения: двигательных действий и повышение уровня развития специальных физических качеств.

В связи с тесной и изменчивой зависимостью двигательных навыков и физических качеств в этих видах спорта еще более повышается на рассматриваемом этапе роль интеллектуального и волевого участия в управлении движениями. Это требует специальных педагогических воздействий, направленных на формирование системы психологических процессов, соответствующих структуре двигательного действия.

В видах двигательной деятельности, характеризующимися наиболее изменчивыми условиями применения двигательных навыков (спортивные игры, спортивные единоборства, преодоление горнолыжных трасс и т.п.), этап совершенствования мастерства движений происходит в особенно тесной связи с процессом спортивно-тактической подготовки.

На современном этапе в процессе совершенствования широко используются методы компьютерного моделирования процесса обучения движениям, рационализации обучения на основе программирования и алгоритмизации учебного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.