Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дозирование физической нагрузки




 

Эффективность урока во многом определяется физической нагрузкой, полученной занимающимися от занятий физическими упражнениями. В зависимости от применяемой нагрузки урок физической культуры может иметь либо оздоровительный, либо тренирующий характер. В большинстве своем уроки физической культуры обладают лишь оздоровительным эффектом, поскольку разнородный по полу, возрасту, уровню физической и технической подготовленности состав класса, многообразие и разнообразие планируемых на уроке задач и в то же время малая продолжительность урока, не всегда педагогически оправданная система включения уроков физической культуры в режим недельного расписания, большая наполняемость класса и множество других объективных причин свидетельствуют о том, что невозможно получить тренирующий эффект, имеющий перенос на последующий урок физической культуры, от применяемых физических нагрузок. Этим должны заниматься спортивные школы или специалисты (студенты-практиканты, учителя, родители, подготовленные старшеклассники) во внеклассной спортивно-массовой работе. Тем не менее, на уроках физической культуры обязательно используется физическая нагрузка как определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.

Нагрузка - это не сама физическая работа, а ее следствие, поскольку величина нагрузки регулируется длительностью, интенсивностью мышечной деятельности (работой) и интервалами отдыха (его длительностью и характером).

Воздействие физической нагрузки на организм человека сопровождается развитием адаптационных изменений во всех его органах и системах:

- исполнения (опорно-двигательный аппарат);

- обеспечения (пищеварительная, дыхательная, выделительная, сердечно-сосудистая системы);

- регулирования и управления (органы внутренней секреции, нервная система и органы чувств).

Дозирование нагрузки - это изменение ее объема и интенсивности, осуществляемое на основе общих и специальных принципов теории и методики физического воспитания. При этом объем нагрузки рассматривается как количественное выполнение упражнений или вес отягощений, длина преодоленной дистанции и т.д., а интенсивность нагрузки - как время, затраченное на выполнение конкретного объема работы.

Дозирование нагрузки следует осуществлять путем установления количественных критериев и зависимостей, связывающих объем, интенсивность, направленность ее воздействия, способы регламентации - по относительной мощности, величине физиологических параметров, по самочувствию.

Объем и интенсивность - это характеристики внешнего проявления нагрузки, которые должен учитывать каждый педагог, готовясь к уроку. При этом рекомендуется ориентироваться на три условно выделяемых уровня интенсивности физических нагрузок, определяемых по ЧСС.

Первый уровень — докритическая интенсивность ЧСС — 120—140 уд./мин. Выполнение физической нагрузки обеспечивается за счет аэробных (дыхательных) механизмов энергообразования.

Второй уровень — критическая интенсивность — ЧСС — 150—165 уд./мин. Работа осуществляется за счет смешанного функционирования аэробных и анаэробных механизмов образования энергии.

Третий уровень - сверхкритическая интенсивность - ЧСС - 170 уд./мин и выше с включением, в основном, анаэробных источников энергообеспечения.

Результатом воздействия нагрузки на занимающихся является реакция организма на выполненную работу. Интегральным показателем реакции является величина ЧСС. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся средних и старших классов основной медицинской группы - 170-180 уд./мин. Работой средней интенсивности считается такая, которая вызывает ЧСС 140-160 уд./мин, и низкой - 110-130 уд./мин. В каждое занятие рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 мин при ЧСС 90-100 % от максимальной.

На величину и направленность физических нагрузок оказывает влияние продолжительность интервалов отдыха между ними. Педагогу рекомендуется учитывать четыре качественно различных интервала отдыха (по В.Н.Платонову, 1980):

- полные интервалы - продолжительность отдыха соответствует полному восстановлению работоспособности организма к началу очередной нагрузки;

- неполные интервалы - очередная нагрузка выполняется в период почти восстановленной работоспособности (60-70 % от исходного уровня);

- сокращенные интервалы - повторное выполнение очередной физической нагрузки проводится в фазе значительно сниженной работоспособности;

- удлиненные интервалы - каждое очередное выполнение физической нагрузки проводится после отдыха, в полтора-два раза превышающего продолжительность полного интервала.

На школьном уроке физической культуры эффективность влияния нагрузки определяется учителем визуально по внешним признакам занимающихся с применением индивидуального подхода к ее нормированию.

Среди видов нагрузок, воздействующих на двигательную активность (оздоровительные, спортивные и прикладные), оздоровительные повышают активность обменных процессов, создают благоприятные условия для дыхания, деятельности сердечно-сосудистой системы т.д. Они имеют свои разновидности: подготовительные, стимулирующие, развивающие, обучающие, формирующие, восстановительные, специальные и др.

Таким образом, в процессе урока, особенно при решении задач по воспитанию выносливости, быстроты, силы, с целью управления этим процессом учитель должен вести контроль за ЧСС у занимающихся после физических нагрузок и пауз отдыха по описанной выше методике.

Нагрузка зависит также от суммарного количества выполненной работы на уроке и от ее интенсивности, поэтому ее показателем считается моторная плотность занятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.