КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содержательные основы оздоровительной физической культуры
В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое. Оздоровительно-рекреативная физическая культура – это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация». В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему (Ю.Е. Рыжкин, 1999): – социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта); – творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании); – системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы); – аксиологическая (ценностно-ориентировочная); – коммуникативная (важное средство неформального общения людей). Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др. По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.). Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры. Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других – за счет преимущественного развития компенсаторных реакций. В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок. Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами: 1) группы ЛФК при диспансерах, больницах; 2) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.; 3) самостоятельные занятия. Специфика работы в группах ЛФК рассматривается в соответствующих разделах предмета «Лечебная физическая культура» В рамках ЛФК широко используются лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег, прогулки на лыжах и т.п. Определены двигательные режимы (щадящий, тонизирующий, тренирующий), разработаны организационно-методические формы занятий (урочные, индивидуальные, групповые). Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания. Основными средствами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легко: атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных. Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача. Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут так же носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера. При самостоятельных занятиях, без непосредственного медицинского контроля максимальная ЧСС во время нагрузок не должна превышать 130 уд./мин для людей моложе 50 лет и 120 уд./мин дл лиц старше 50 лет (Н.Амосов и др., 1975). Оздоровительно-реабилитационная культура играет существенную роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и современных условий жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят раз личные восстановительные упражнения, применяемые в режим и после рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и другие средства. Большую роль в системе подготовки спортсмена играет спортивно-реабилитационная физическая культура. Она направлена на вое становление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм. Гигиеническая физическая культура – это различные форм: физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее основная функция – оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха. Оздоровительная физ. культ. Теоретический материал, подлежащий изучению, широко и систематизировано раскрывает вопросы ОФК, формы, средства и методы ее реализации. В процессе прохождения дисциплины ОФК особое место отводится практическому разделу подготовки специалистов, формирующему умения и навыки самостоятельного проведения занятий на высоком профессиональном уровне. Задачи преподавания дисциплины ОФК: - привить студентам специальные знания, сформировать профессионально-педагогические умения и навыки, необходимые для внедрения ОФК в работу с лицами различного возраста и разной степени физической подготовленности; - вооружить студентов методическими приемами для применения ОФК в различных звеньях физкультурной практики — в производственных и учебных коллективах, по месту жительства, в сфере массового отдыха; - привить навыки творческого планирования, проведения, контроля и оценки эффективности различных форм занятий, преимущественно оздоровительной направленности, с основными социальными и возрастно-половыми контингентами населения; - нацелить будущих специалистов на выполнение требований, сформулированных в Законе Республики Беларусь «О физической культуре и спорте»; - воспитать у студентов высокие моральные, волевые и физические качества, гуманистическую сознательность, подготовить их к высокопроизводительному труду и обороне Отечества. Дисциплина специализации ОФК, являясь профилирующим предметом в подготовке кадров по физической культуре и спорту, опирается на материалы других предметов, изучаемых студентами в вузе. Она на организационно-методическом уровне углубляет и детализирует вопросы теории и методики физической культуры, предназначенные для изучения основных черт и закономерностей физического воспитания как педагогически направленного процесса, путей и условий приобщения населения к физкультурно-оздоровительным формам занятий, оздоровительной роли производственной и оздоровительно-рекреативной физической культуры. Участвуя в проведении занятий по ОФК и физкультурно-спортивных мероприятий, студенты решают задачи обучения и воспитания и тем самым расширяют свои познания в области педагогики. В процессе прохождения практики, учитывая функциональные возможности организма занимающихся ОФК, студенты подбирают посильные для них физические упражнения, дозируют физическую нагрузку в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья и в результате обогащают знания по анатомии и физиологии человека. Знания студентов по лечебной физической культуре дополняются представлениями о методике занятий физическими упражнениями различных возрастно-половых контингентов, направленных на коррекцию умеренных отклонений в состоянии здоровья людей с недостаточной физической подготовленностью, регулирование веса тела, коррекцию плоскостопия и нарушений осанки, на восстановление утраченного уровня дееспособности организма. Сведения об особенностях формирования физкультурно-оздоровительных интересов, мотивов и потребностей у основных возрастных социальных групп населения позволяет углубить знания студентов по психологии. Раскрытие методических особенностей занятий физическими упражнениями в экологически неблагоприятных условиях, в дискомфортных условиях холодного и жаркого климата, повышенной влажности и скорости движения воздуха, построение рационального суточного режима как условие обеспечения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями и других вопросов позволит углубить знания по гигиене. Ознакомление студентов с методическими особенностями внедрения новых организационных форм ОФК в труд (учебу) и быт различных контингентов населения позволит расширить их знания по дисциплине - «управление физкультурным движением». Содержание и направленность дисциплины ОФК обусловлены потребностями развитого гуманистического общества и отвечают требованиям, сформулированным в Конституции Республики Беларусь и Законе «О физической культуре и спорте», где, в частности, отмечено: «Физическая культура и спорт в Республике Беларусь являются неотъемлемой частью национальной культуры и истории белорусского народа, способствуют гармоничному развитию личности, достижению долголетия, утверждению здорового образа жизни».
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |