КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шкала М-теста для оценки результата
Высота ступеньки, см
Примечания: 1. При отставании от заданного метрономом темпа из-за усталости более 10-15 с тест прекращается и учитывается время работы в секундах, прошедшее до нарушений темпа. 2. Тест немедленно прекращается при первых признаках чрезмерного утомления: бледность, холодный пот, слабость, боли в области сердца, одышка и т.д. 3. В протокол записывается сумма пульса за 30 с на 2-й и 3-й минутах восстановления (П2 + ПЗ). Таким образом, изучение характера выполнения производственных операций и их длительности, а также физиологических функций работающих вышеописанными методами дает возможность определить динамику утомления в течение смены. Наиболее часто используемым и несложным методом изучения производственной деятельности, наряду с описанными, является метод хронометражных наблюдений. Преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет наблюдать за трудовой деятельностью работающих, не отвлекая их от работы.
ПОСЛЕТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Общеизвестно, что каким бы не был труд человека, к концу рабочего дня, он, как правило, утомляется. Степень утомления в зависимости от характера и организации труда, условий, в которых он протекает, физического состояния и здоровья работающего может быть различной — слабо выраженной, умеренной или сильной. По данным научных исследований (А.Г. Фурманов, Л.Н. Нифонтова), около 20% рабочих и служащих ощущают к концу рабочего дня незначительное утомление, более 55% испытывают среднюю степень утомления, тогда как примерно 25% устают сильно. Следовательно, более 80% трудящихся постоянно нуждаются в восстановлении затраченной энергии. Развившееся общее утомление может быть по характеру физическим, нервно-психическим и смешанным. При физическом утомлении, вызванном большими нагрузками в процессе труда, рекомендуется сочетание активного и пассивного отдыха. При этом активная часть должна включать упражнения «антинагрузочного» характера, такие как упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, пассивные движения. Эффективно также снимает физическое утомление купание в теплой воде в течение 15-20 мин. Нервно-психическое утомление развивается при умственном труде, как правило, протекающем в условиях малой ДА. Оно успешно снимается динамическими нагрузочными упражнениями, включающими в активную деятельность весь опорно-двигательный аппарат, функциональные системы (в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегуляционную и др.). В восстановительные занятия включают также упражнения силового характера с использованием тренажеров, специальных приспособлений, эспандеров, гирь, гантелей, боксерских груш и т.д. При смешанном нервно-физическом утомлении используются комбинации из названных выше упражнений. Утомление бывает общим или локальным. На фоне общего физического или умственного утомления может ощущаться особая усталость рук, шеи, спины, ног и т.д. Для снятия локального утомления подбираются специальные упражнения для соответствующих частей тела, используются приемы восстановительного самомассажа. Степень развивающегося утомления влияет на выбор системы восстановительных средств и форм их использования. При сильно выраженном утомлении предпочтение отдается пассивным средствам, при умеренном утомлении — активным. Вместе с тем, опыт практики свидетельствует о том, что наибольший эффект послетрудовой реабилитации (ПР) достигается, когда использование средств активного отдыха, т.е. физических упражнений, сочетается с применением психомышечных воздействий, использованием приемов массажа, средств гидробальнеотерапии и других. Поэтому под термином «послетрудовая реабилитация» понимают восстановление работоспособности с учетом характера и степени производственного утомления трудящихся путем использования физических упражнений, а также сочетания их с гигиеническими и психорегулирующими воздействиями. Основными задачами ПР являются: 1. снижение утомления; 2. восстановление работоспособности; 3. профилактика профессиональных заболеваний; 1. повышение общефизического состояния трудящихся; 2. укрепление здоровья. Выбор оптимальных форм, средств и методов ПР осуществляется с учетом характера утомления трудящихся (рис. 23).
Так, для людей, занятых умственным трудом (диспетчеры, операторы, конструкторы, учителя, продавцы, корректоры и др.), испытывающим нервно-психическое утомление, наиболее рациональными формами занятий будут: восстановительная гимнастика, психомышечная регуляция, спортивные игры, комплексы восстановительных упражнений локального действия. Тем, кто занят тяжелым физическим трудом (шахтеры, литейщики, строители, грузчики, землекопы и др.), испытывающим физическое утомление, могут быть рекомендованы комплексы восстановительных упражнений локального действия, в виде релаксационной гимнастики, а при неблагоприятных гигиенических условиях — дыхательной гимнастики, занятия физическими упражнениями в сочетании с гидробальнеотерапией, комплексные занятия восстановительно-профилактической направленности, восстановительный массаж. Работникам, выполняющим однообразную, монотонную работу средней тяжести (механизаторы, водители, станочники, монтажники, швеи-мотористки и др.), и испытывающим как нервное, так и физическое (смешанное) утомление, полезными будут опять же комплексы восстановительных упражнений локального действия в виде корригирующей гимнастики, а также восстановительная гимнастика, психомышечная регуляция, спортивные игры, занятия физическими упражнениями в сочетании с гидробальнеотерапией, восстановительно-профилактическая гимнастика, восстановительный массаж. Названные формы занятий проводятся в специально оборудованных помещениях: в цехе или в физкультурно-оздоровительном центре, расположенном на территории предприятия. Объекты физкультурно-оздоровительного назначения оборудуются различными техническими средствами гидротепловоздействия, средствами психорегуляции и пассивного действия (аэроионизация, звуко-и светотехника). Занятия обычно проводятся три раза в неделю непосредственно после работы в течение 20-60 мин. Они проходят в форме урока, состоящего из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Использование различных технических средств для выполнения упражнений позволяет усилить процесс восстановительного воздействия на организм и значительно сократить время занятий. При подборе содержания занятий учитываются как особенности развивающегося утомления, так и возможные неблагоприятные влияния постоянно действующих факторов труда. Занятия в восстановительных центрах основываются на переключении на другой вид деятельности, разнообразии используемых средств, применяются игровой и соревновательный методы. Все это обеспечивает максимальный эффект послерабочего восстановления, устраняет влияние неблагоприятных факторов труда.
7.1. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УТОМЛЯЕМОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ
К объективным методам изучения утомляемости относят методики с использованием инструментов, приборов, аппаратуры. К субъективным — анкетирование. Об общем утомлении работающих и снижении показателей функционального состояния судят обычно по показателям общей выносливости организма с помощью различных методик. Заслуживает внимания М-тест определения функционального состояния, описанный В.А. Нестеровым. Замеры производятся до и после окончания работы, затем данные сопоставляются.
Таблица 21 Примерные формы восстановительных занятий после работы для разных профессиональных групп
Физическое утомление можно определить с помощью кистевого и станового динамометра, а также по данным МТД, миотонометрии. При локальном утомлении, например, зрительного анализатора применяется методика, определяющая КЧМ. Нервно-психическое утомление определяют с использованием различных методик. Здесь информативными могут быть показатели кожно-гальванической реакции, времени простой и сложной реакции, методики САН (самочувствие, активность, настроение), корректурных проб, реакции на движущийся объект и др. Исследования функций ССС дают дополнительную информацию об утомляемости рабочих. Функциональное состояние ССС характеризуется рядом показателей гемодинамики. Важнейшими из них являются: артериальное давление, частота пульса, тонус сосудов, объем циркулирующей крови, скорость кровотока и т.д. На утомляемость трудящихся огромное влияние оказывают так-же гигиенические факторы. Это, в первую очередь, превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в цехе. Недостаточная освещенность, чрезмерный шум, сквозняки и др. подавляюще действуют на организм работающих. Все они определяются с помощью специальных методик. Использование физических упражнений и других средств в целях восстановления работоспособности Практика использования средств послетрудовой реабилитации позволяет распределить все их многообразие на три группы: педагогические, медико-биологические и психологические. Имеет место и сочетание средств из названных групп. К педагогическим средствам ПР относится применение различных физических упражнений, позволяющих значительно ускорить протекание процессов восстановления, воздействие которых основано на эффекте двигательных переключений. Физические упражнения при ПР являются эффективным средством активного отдыха. Установлено, что эффект активного отдыха в форме двигательных переключений может быть «острым», т.е. сказываться сразу после выполнения физических упражнений, и «отставленным». Острый эффект хорошо просматривается при выполнении физических упражнений в режиме рабочего дня. «Отставленный» эффект активного отдыха удалось обнаружить при сравнении данных степени восстановления к началу рабочего дня у трудящихся, занимавшихся и не занимавшихся физическими упражнениями накануне. Оказалось, что наиболее высокая степень восстановления к началу рабочего дня отмечалась у трудящихся, накануне занимавшихся физическими упражнениями; несколько ниже были эти показатели у трудящихся, вообще занимающихся, но не накануне, и самыми низкими — у незанимающихся. Экспериментально доказана возможность получения «острого» и «отставленного» эффекта восстановления у людей умственного труда при использовании в занятиях тренажерных устройств. Отмеченное выше свидетельствует о широких возможностях использования педагогических средств восстановления в системе производства для срочного восстановления в процессе труда и сразу после его окончания. Группа восстановительных средств медико-биологического характера является наиболее разнообразной, что дает возможность строго дифференцировать их и рекомендовать в каждом отдельном случае наиболее эффективные средства и их сочетания. Многочисленные данные свидетельствуют о больших возможностях использования разных видов массажа для восстановления работоспособности. Высокоэффективным восстанавливающим средством является использование бани-сауны. Ее восстанавливающее действие проявляется через улучшение микроциркуляции и перераспределение крови, ускорение обменных процессов, усиление процессов выведения из организма продуктов метаболизма, что широко используется при послетрудовой реабилитации как средство восстановления. Электростимуляция, электропунктурная рефлексотерапия и ультразвук также нашли свое применение для ускорения протекания восстановительных процессов. Высокой эффективностью восстанавливающего действия обладают различные гидропроцедуры (душ — веерный, Шарко, шотландский, нисходящий, циркулярный, подводный душ-массаж; ванны -горячие, контрастные, прохладные, вибрационные, жемчужные и др.; морские купания; плавание в пресной воде). Восстанавливающий эффект различных форм гидровоздействия обеспечивается за счет температурного фактора, химических веществ, биологических активных веществ, механического воздействия. Третья группа средств восстановления — психологические средства. С помощью слов и соответствующих им мысленных образов удается снизить нервно-психические нагрузки, снять состояние угнетенности, восстановить нервную энергию. В основу психорегуляции положены классические формулы аутотренинга, модифицированные в зависимости от необходимости решать те или иные задачи. Психомышечная тренировка дает возможность в нужные моменты воздействовать на психику через самоубеждение на фоне релаксации. Она используется для восстановления и профилактики в режиме рабочего дня и как средство послерабочего восстановления. В целях регуляции психического состояния используется целый комплекс средств, включающий слово, музыку, освещение, интерьер, запахи. Психическая саморегуляция дает большой эффект при использовании ее в сочетании с физическими упражнениями. В условиях производства для восстановления работоспособности также широко используется функциональная музыка. При ПР все мероприятия восстановительного характера (педагогические, медико-биологические и психологические) в то же время являются и профилактическими, т.к. не допускают перенапряжений организма за счет правильной организации единого процесса «тренировка—восстановление». В условиях производства вопросы восстановления и профилактики решаются как отдельно, независимо друг от друга, так и одновременно в рамках единой формы занятий. Тема» Занятия физическими упражнениями в условиях радиационного загрязнения окружающей среды,
Чернобыльская катастрофа отрицательно отразилась не только на физическом, но и на эмоционально-психологическом и социально-нравственном самочувствии детей. Практически врачи мало знакомы с принципами радиационной защиты организма. По-видимому, решение вопросов, касающихся здоровья людей, а особенно тех, кто подвергся радиоактивному облучению, будет более успешным при совместных действиях организаций, имеющих к этой области непосредственное отношение. Перспективно содружество медицинских работников, и работников физической культуры и спорта. Об эффективности такого содружества убедительно свидетельствует опыт, полученный в клинике НИИ радиационной медицины Республики Беларусь. Здесь разработаны специальные лечебно-физкультурные комплексы. Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия утренней гимнастикой, аэробикой в зависимости от характера болезни. Известно, что физические упражнения способствуют формированию устойчивой адаптации к неблагоприятным факторам внешней среды, стимулируют деятельность головного мозга и кардиореспираторной системы, повышают обмен веществ, совершенствуют адаптационно-трофическую функцию вегетативной нервной системы, усиливают выделение радиоактивных веществ из организма, укрепляют стенки сосудов, повышают общую сопротивляемость и нормализуют клеточный состав крови. Ведение ЗОЖа в условиях воздействия факторов Чернобыльской катастрофы должно предусматривать ряд специфических компонентов, содержание которых обусловлено загрязнением территории радиоактивными веществами. К их числу следует отнести: - радиозащитное питание — преимущественное использование в рационе продуктов питания, способствующих выведению радиоактивных веществ и повышающих адаптационные возможности организма; - радиозащитное поведение — такая организация жизни, при которой максимально снижается риск дополнительного проникновения радиоактивных веществ в организм; - оптимальный режим ДА — объем ДА, который обеспечивает увеличение общей неспецифической резистентности организма и при этом соответствует требованиям радиационной безопасности. Ограничение ДА вследствие радиационного фактора нецелесообразно, поскольку может вызвать снижение защитно-приспособительных возможностей организма. При этом основным фактором, лимитирующим объем и качество ДА, является экологическая обстановка в регионе. Безопасности занятий физическими упражнениями вне помеще-ний можно достичь при выполнении следующих условий: - регулярно контролировать радиационную обстановку на спортплощадках и прилегающим к ним территориях; - проводить занятия на защищенных от ветра асфальтированных площадках; - своевременно орошать водой места проведения занятий; - избегать или ограничивать занятия в ветреную, засушливую погоду; - не проводить занятия игровыми видами спорта на грунтовых площадках без их систематического орошения водой. При подготовке к проведению оздоровительной тренировки на открытом воздухе целесообразно иметь планы не только для улицы, но и на случай сильного ветра, для зала. Эффективность ЗОЖа и, в частности, оздоровительная эффективность занятий физическими упражнениями в большей мере определяется степенью сформированности специальных знаний. В настоящее время существует необходимость изучения специалистами вопросов радиационной безопасности во взаимосвязи с организационно-методическими особенностями ОФК. Существует необходимость дополнить учебные планы физкультурно-оздоровительных групп теоретическими занятиями по методике организации и ведения ЗОЖа на территории радионуклидного загрязнения. Основными положениями, регламентирующими методику организации и проведение занятий физическими упражнениями в условиях экологического неблагополучия, являются: - принцип безопасности: такая организация и методика проведения занятий, при которой максимально снижается риск дополнительного проникновения вредных веществ в организм занимающихся; - принцип максимально оздоровительного эффекта: преимущественное использование тех упражнений, которые обеспечивают максимальное увеличение устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды; - принцип индивидуализации: использование индивидуального оздоровительного поведения в соответствии с условиями экологической обстановки. При выборе форм, средств и методов оздоровительной тренировки необходимо учитывать специфику региона, которая заключается в сочетанием воздействии на здоровье человека вредных экологических и социально-психологических агентов. Психологически опосредованный радиационный фактор является пусковым звеном развития психосоматических заболеваний, в связи с чем особое внимание уделяют средствам оптимизации функционального состояния ЦНС и формирования адекватной психической адаптации. Для расширения резервных возможностей защитно-приспособительных систем целесообразно использовать упражнения аэробной направленности, выполняемые в режиме оздоровительной тренировки. С целью привлечения широких слоев населения к регулярным занятиям физическими упражнениями начали шире пропагандировать оздоровительные возможности физической тренировки в отношении преодоления неблагоприятных последствий радионуклидного загрязнения местности. Для повышения оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на территории радионуклидного загрязнения традиционные методики (тесты диагностики физической подготовленности, функционального состояния жизнеобеспечивающих систем, адаптационного потенциала организма) целесообразно дополнить методиками оценки психоэмоциональной сферы. Использование в исследованиях дозиметрических методик (измерение радиоактивного излучения тела человека) является нецелесообразным, поскольку указывает уровень поглощенной радиоактивности, а не на уровень защитно-приспособительных возможностей организма. Методикой, отражающей специфику региона, является измерение устойчивости психики человека к вредным социально-психологическим факторам катастрофы, в частности, ранжированная оценка ряда средовых воздействий в отношении их угрозы здоровью.
Лекция №6.Физическая рекреация как форма направленного воздействия использования физической культуры. Лекция№6. Физическая реабилитация как форма направленного использования физической культуры. Лекция №7Методика тестирования Лекция№8физического состояния различных социальных и возрастно-половых групп населения.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |