Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурология: введение в историю и теорию культуры: Учебное пособие / В.М.Пивоев. – 3-е изд., перераб. и доп. (Гриф). М.: КноРус, 2011

Хозяйственно-культурный тип — исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земледельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д.

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет.

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество (простейшее фермерство). Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Второй этап — община— в свою очередь подразделяется на два периода:

а) родовая общин

б) соседская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищническому, или потребляющему хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собирательство — фуражированием.

Община — это союз нескольких сотен людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые назывались поземельными.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла надобность в переходе к новому, более прогрессивному способу хозяйствования. От собирательства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягловый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Продуктивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Росло население, создавались города. Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно - дитя двух революций - экономической и политической. Под экономической - подразумевается великая индустриальная революция (ее родина — Англия). А под политической — Великая французская революция (1789—1794).

За три века культура европейского общества изменилась неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди с все большим желанием мигрируют из села в город — в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.

К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии — 10%, Японии — 15%.

Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае, сотен специальностей до индустриального общества появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграрному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход от до индустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.

Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. К 2000 году так называемые «белые воротнички» — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации,— составят в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Германии 70%.

Кроме того, используются и другие термины: «вторая промышленная революция», «третья волна», «супериндустриальное общество», «третья индустриальная революция», «кибернетическое общество». Но чаще всего используется понятие «информационное общество», свидетельствующее о том, что в современном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60— 80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной из-за развития технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текстов, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы.

Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, выходят все новые информационные каналы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество — это эпоха человеческих мускулов; аграрное общество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество — эпоха атомной и термоядерной энергии. По способу взаимоотношений человека с окружающим миром выделяют присваивающие и производящие культуры

Присваивающие - культуры, в которых человек ничего не производит, а присваивает продукты, существующие в природе Нужно отметить, что в чистом виде они не существуют, так как и в обществах собирателей и охотников человеку необходимо, прежде чем охотиться произвести орудия охоты.

Производящие - культуры, в которых человек сам производит то. что потребляет. Эта культура также не может существовать в чистом виде. Даже в самой развитой индустриальной культуре человек присваивает то, что может найти в готовом виде в природе.

В зависимости от основного способа производства выделяют охотничьи, земледельческие и скотоводческие культуры.

Охотничьи - культуры, где основным способом производства является охота, хотя возможно параллельное подсобных.

З емледельческие - культуры, где основной способ производства земледелие, а остальные подсобные.

Скотоводческие – соответственно преобладающий способ производства кочевое скотоводство, при подсобной роли других видов деятельности.

И здесь чистых типов культуры нет.

По способу производства выделяют также доиндустиальные, индустриальные и постидустриальные культурные типы

Доиндустриальный тип культуры - производство основывается на ручном труде и мускульной силе животных. Продукт труда штучный и изготавливается из собственного потребления или на заказ Духовные ценности традиционны. прогресс осуществляется медленно.

Индустриальный тип культуры - производство основывается на машинной технологии; экономический успех является главной целью жизни: считается, что чем больше компания, тем больше доходов ока должка дать; груд, сырье и капитал, а не земля, как в доиндустриальном обществе являются главным фактором производства; производство стандартизированных товаров и услуг более эффективно, чем штучное. наиболее эффективной организацией является бюрократия, принимающая стандартные решения; технологическое движение направлено на стандартизацию производства и способствует "прогрессу". Работа для большинства людей остается рутиной.

Постиндустриальный тип культуры – основные базовые потребности удовлетворены, экономическое вознаграждение не является достаточным для устойчивой мотивации; существуют ограничения в доходах как для корпораций, так и для правительственных организаций; информация является столь же, а возможно, и более важной, чем земля, труд, капитал, сырьё; система индивидуального «ремесленного» производства, в основе которого лежит не потребления и услуги; наилучшим способом организации является не бюрократия, а адхократия; решения принимаются нестандартные; развитие технологии не всегда несет с собой прогресс. Работа для большинства людей должна быть вариантной, требующей от индивида способности к творчеству.

На основе преобладающих в обществе ценностей выделяют традиционную и либеральную культуру.

Традиционная культура - культура общества основанного на традиции, соблюдении обычаев, традиций, низменность, сохранение и воспроизводство существующего порядка вещей - вот главные ценности этой культуры Она основывается на иерархии, подчинении младших старшим.

Либеральная культура - у этого общества главная ценность новация, новшество, изменение. Здесь развиты не вертикальные - иерархические а горизонтальные связи.

Следующая типология, основанная на способе передачи информации. Согласно ней выделяют устную и экранную культуры.

В каждом обществе существует определенная социальная структура. Естественно, что в разных обществах эта структура будет различна. Поэтому возможно создать типологию культур исходя из социальной структуры общества.

Маркс при этом выделяет в обществе общественно - экономические формации, по признаку господствующего типа производства, который описывается как исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений Каждой целостной исторической формации присущ свой тип культуры. В его развитии марксисты решающую роль отводят материальным факторам, связанным с доминирующим типом социально - экономических отношений.

В данной концепции выделяют культуры неантагонистических обществ (первобытную и коммунистическую) и антагонистических (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Для последних характерна поляризация культур господствующего класса и трудящихся, прикрываемая видимостью культурного единства наций. Отличительной чертой марксисткой концепции культуры является, во-первых, идея принципиального противоборства культур в рамках антагонистических формаций как условие их эволюции, во-вторых, выдвижение на первое место материального фактора развития культур, определяемого характером отношений по поводу распределения власти и собственности.

Формационный подход, как универсальный и не теряющий своей актуальности, хорошо действует в паре с цивилизационным.

Цивилизационный подход. В поисках общих закономерностей культурно-исторического развития цивилизационный подход основывается на выявлении общности черт духовной эволюции народов, поиске сходных

путей их развития.

Исходя из этого, выделяют ряд типов цивилизации:

Первичный тип, к нему относят аборигенов Австралии, народы Океании, часть племён Африки и Южной Америки Его считают непрогрессивной формой существования сообществ бесписьменных народов, живших или живущих в условиях первобытной общественно-экономической формации.

Такие сообщества существуют в рамках природного цикла, у них отсутствует идея развития и изменения, не выработано представление об историческом времени, господствует мифомышление. Общественные связи регулируются жесткой системой запретов.

Ранние цивилизации, к ним относят цивилизации Древнего Востока. Античного мира и доколумбовой Америки. Это первые по времени образования, возникшие на основе этической, хозяйственной и религиозной общности народов. Их стабильность определялась либосилой государства, либо зависела от духовной спаянности народов, проживавших в непосредственной близости друг от друга. Они были достаточно неустойчивыми сообществами, в рамках которых социальные и политические институты подвергались сакрализации (обожествлению), а жреческая прослойка занимала наиболее сильные позиции.

Протоцивилизация - современное культурное сообщество стран Тропической Африки. Оно представляет собой социокультурное сообщество народов, недавно вышедших из недр первичного типа цивилизации и не обретших универсальной духовности. При этом духовные универсальные начала местных культур достраиваются за счет влияния мировых религий.

Мировые цивилизации. К ним относят буддистское, христианское и исламское сообщества народов. Это наиболее устойчивый тип социокультурной всеобщности, связанный с распространением и утверждением мировых-религий в районах проживания самых разных народов мира. Универсализм религиозных доктрин объединяет пестрые в политическом, социальном и культурном отношении сообщества народов, выдвигая на первый план идеал личной ответственности человека перед Богом.

Цивилизации Востока - классические цивилизации Азии и Северной Африки, сложившиеся в древности и средневековье. Универсалистский застойный тип цивилизации, сложившийся в зоне субтропического климата бассейнов великих рек, при господстве верховной государственной собственности на средства производства, неразвитости горизонтальных общественных связей Для них характерен деспотизм власти, "азиатский способ производства", общинная замкнутость, патриархальное рабство, развитая система принуждения, социоцентризм общественного сознания, преобладание политических религиозных установок, традиционализм, харизматический тип мировосприятия, интровертивная ориентация личности, господство идеи всеобщности, цикличное восприятие времени.

Цивилизации Запада - классические греко-латинская, античная цивилизация, христианская средневековая, США. Канада и Австралия. Это универсалисткий прогрессивный тип цивилизации, сформировавшийся в городах, государствах Средиземноморского региона на стадии античности в условиях развитого торгового судоходства, высокой значимости частнособственнических отношений, классического рабства, отсутствия сильной, централизованной власти. Для них характерен повышенный динамизм жизни, классический вариант осуществления формационной эволюции на базе господства частной инициативы и приоритета частнособственнических отношений, опора на правовые институты, развитие системы самоуправления в государственных масштабах, интерес к предметно-созерцательному миру, развитие наук, искусств, философии, утверждение ценности прогресса, новизны, антропоценризм, рационализм, индивидуализм сознания, экстровертивная ориентация личности, установка на активное социальное действие, идеал личное и общественное совершенствование, линейное восприятие времени.

Региональные цивилизации, например. Российская срединная евразийская,дальневосточная, латиноамериканская, североамериканская цивилизация ХХ в., африканская тропическая протоцивилизация. Это крупные синтезные культурные сообщества народов, совместно проживающих в пределах больших замкнутых географических регионов и сложившихся под влиянием какого-либо доминирующего начала. Они имеют синтезный тип культуры, сильное доминантное культурное ядро в виде которого может выступать культура какого-то великого народа, либо религия. Подверженность сильным перекрестным цивилизационным воздействиям. Многоликость политических форм организации. Большое значение имеют процессы культурной ассимиляции.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

 

1. Что такое «типология»?

2. По каким основаниям можно выделять типы культуры?

3. Какие точки зрения существуют в культурологии по проблеме культурного существа человечества?

4. Раскройте содержание культурологических теорий, отрицающих идею линейного культурного прогресса.

5. Какие типологии культур имеются в этнографии?

6. Чем отличается типология культуры от деления культур на отрасли, виды и формы?

 

Рекомендуемая литература

1. CD-ROM: Культурология: Электронный учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. (Электронный учебник PDF). М.: Юнити-Дана, 2011.

2. Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования: Учебно-методическое пособие / А.И. Костяев, Н.Ю. Максимова. – 2-е изд., исправ и доп. (Гриф). М.: Либроком, 2010.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Множественность типологий культуры | Вопрос. Особенности первобытной культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.