Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Множественность типологий культуры




В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей

дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Тёрмин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.

Прерогативой исследователя является выбор основания для типологии, причем таких оснований, может быть несколько. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями, классификациями культур. Это не означает, что одни из них более правильны, чем другие. Смысл заключается в том, что сами исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры. Поэтому невозможна "объективная" классификация культур "самих по себе", каковыми они являются "на самом деле".

Существует ещё один вил типологий культуры, который опирается на разделение груда в обществе. Практически ни одно общество не может существовать без разделения труда между людьми. В первобытных обществах оно менее развито, в современном – более, но везде существует. Поэтому культурные типы личности будем выделять исходя из разделения труда в обществе.

Первое разделение труда в истории человечества основывалось на половозрастном признаке. Дети в первобытном обществе очень быстро взрослели и начинали готовиться к взрослой жизни: мальчики стать охотниками, девочки - хозяйками, матерями. У мужчин главным занятием была охота, у женщин - домашнее хозяйство. Старики выполняли роль хранителей опыта и традиций, передавали его.

Зятем происходит разделение общества на земледельцев и скотоводов, каждым присущ свой культурный тип. В дальнейшем выделяется ремесло и складывается культурный тип ремесленника, а сравнительно недавно появился культурный тип предпринимателя и промышленногорабочего. Всем им присуща определенная специфика.

Вместе с тем в любом обществе мы можем выделить универсальные культурные типы, по их роли в обществе.

Например, тин объекта управления. Кто ему будет соответствовать в первобытную эпоху? (старейшина), а в рабовладельческом, феодальном обществе? (султан, хан, князь, король). в капиталистическом обществе (король, президент).

Раз мы выделяем культурный тип субъекта управления, то должен быть кто-то, кем он будет управлять. Следующий тип культурный тип исполнителя. К нему можно отнести рабов (кулов), холопов, слуг, крепостных крестьян, наемных рабочих.

У исполнителя также есть определённые общие черты: трудолюбие, некоторая неразвитость, физическая сила, навыки труда, готовность выполнить волю другого.

Не меньшую роль для нормальной жизнедеятельности общества будет играть социально - культурный тип носителей социокультурного опыта. К ним в разных обществах мы можем отнести шаманов (бахсы), жрецов, интеллигентов, учёных. Их общей чертой является их обязанность сохранить и передать накопленный обществом культурный опыт, вместе с тем, в разных обществах они это делают по-разному, соответственно имеют и различные специфические черты.

Ещё один необходимый тип в любом обществе - это тип посредника - коммуникатора, чьей обязанностью является установление связей между различными членами общества и между различными сообществами.

Посредниками в разных типах общества выступают купцы, коммерсанты, переводчики, дипломаты, миссионеры, этнографы, журналисты.

Если за основу дифференциации брать составные части сознания, главным образом мышление, то можно выделить субъективную, объективную и объединяющую их рефлективную культуру.

Субъективная культура базируется на сфере ценностей, которые носят субъективный характер. То есть то, что для людей в одних культурах, в одних условиях будет ценностями, у людей других культур и в других условиях ценностями не является.

Объективная культура основывается на действиях в соответствии с динамикой внешнего мира. То есть существует реальный внешний мир, он объективен, существует вне зависимости от нашего знания о нем. Он постоянно изменяется, то есть находится в движении, что и является динамикой. Культура, основанная на действии, адекватном (соответствующем, равном) изменению внешнего мира и будет объективной культурой.

Рефлективная культура является самопознающей культурой. В ней человек раскрывает свой внутренний мир, изучает причины, порождающие его действия и ценности Таким образом, в ее рамках происходит объединение и объективной и субъективной культуры.

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собирателей, культура огородников и фермеров; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура.

В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.