Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Единство материальной и духовной культуры




Наиболее известной обобщающей типологией является разделение культуры на материальную и духовную. Она, как и часть исторических типологий, основывается на способе и результатах деятельности.

Материальная культура является культурой труда и материального производства, быта и места жительства, культурой отношения к собственному телу, физической культурой.

Как культура труда материальная культура включает в себя орудия труда, производственные отношения, предмет труда и субъект труда.

Совершенно очевидно, что в первобытном обществе одни орудия труда, в земледельческом или скотоводческом другие, в индустриальном третьи. Соответственно и способы работы с этими орудиями развития человека, необходимые способности различны.

В быту человек также употребляет, использует различные материальные предметы, которые являются результатами его труда. С развитием производства, культуры труда увеличивается и число бытовых предметом, и их функции, быт человека становится разнообразии. Пользование предметами быта так же требует определенных навыков и знаний. С одной стороны, дикарю не догадаться: как пользоваться электроприборами, но, с другой стороны, и современному человеку не просто добыть огонь при помощи трения дощечек друг о друга.

Несомненно, важным компонентом материальной культуры является культура места жительства. Это и дом человека, и образ его жизни. Одно дело пещера первобытного человек и совсем другое шалаш. В пещере волей-неволей человек живет оседло, а в шалаше – временном жилище охотник постоянно кочующий. Но оседло живет и крестьянин в избе, однако как отличается его образ жизни от образа жизни миттеля пещеры. В то же время легкое переносное жилище пастуха кочевника – юрта все приспособлено к кочевому образу жизни и выглядит по сравнению шалашом космическим кораблем рядом с первым самолетом братьев Райт.

Соответственно и пещера не меньше отличается от дома земледельца. Кроме того, городские поселения не меньше отличаются от сельского. Если селянин живет на земле, тог горожанин от нее далек, и эта специфика образа жизни отражается на их месте жительства. Крестьянин живет на земле в сравнительно небольших поселениях. Его жилище одно, реже двухэтажное, обязательно имеется приусадебный участок, надворные постройки. А горожанин живет в многоэтажках, далеко от земли. Из всех хозяйственных построек имеет лишь кладовку в подвале, да и то не всегда. Зато после работы у горожанина больше свободного времени для досуга, а это способствует развитию специальной инфраструктуры, то есть музеев, театров, клубов, стадионов, магазинов.

Но к материальной культуре относится и культура тела., так как оно материально, и соответственно то, как поддерживает его человек, как ухаживает за ним тоже элемент культуры. Так в греческой культуре был культ тела. Греческие статуи – это не реальные люди, и образы физической красоты. Греки и стремились достичь телесного совершенства. Иное отношение к телу в средневековой христианской культуре. Здесь приоритет принадлежит духу, а тело, как начало плотское т грешное, умертвляется.

Таким образом, элементами материальной культуры являются орудия, жилища, транспорт, средства связи, одежда, предметы повседневного обихода.

В каждой культуре свои орудия труда, которые выработались от уровня развития общества свои жилища, транспорт, одежда, бытовые вещи. Но всё это зависит не только от уровня технического развития общества, но и от окружающей природы. Материальная культура тесно связана с природой. Человек, создавая орудия, жилище использует природные материалы. Например, в нашей местности дома строились из самана, в лесной зоне из дерева, в горах из камня, иглу эскимосов строится из снега. То же можно сказать о средствах транспорта: верблюд и слон, лошадь и собака, корабль и повозка, или средства связи – сигнальные костры, маяки, письма и т.д.

Нужно отметить, что в современном обществе наблюдается нивелировка в материальной культуре типовые железобетонные и кирпичные дома характерны для всех стран мира. Одежда, несмотря на различия в моде, тоже становится типовой, исчезают в ней этнические отличия. А средства производства идентичны на всем земном шаре. Предметы быта и материальные вещи, изготовленные в одной стране, с успехом используются во многих. А компьютерная связь является едва ли ни универсальные средством связи и хранения информации. Встает вопрос о том, что это ведет к уничтожению особенностей этнической культуры, к нивелировке духовности человека.

В связи с этим необходимо выяснить, а что такое духовная культура, в чем состоит ее специфика?

Духовная культура – это внутренний мир человека, все богатство его духовной жизни. Чувства и мысли, любовь и ненависть, страдание и радость – все это включает в себя духовная культура. Человек стремится выразить свой внутренний мир и поэтому создает произведения искусства, он стремится познать этот мир и поэтому открывает научные законы, наконец, он стремится объяснить мир, что порождает философию и религию.

А вместе с тем существование человеческого общества не мыслимо без социальных, моральных, нравственных, религиозных норм и ценностей. Если бы у человека не было культурных ценностей, а человеческое поведение не ограничивалось культурными нормами, то человеческое общество едва ли чем-нибудь отличалось бы от стада животных, поэтому духовная культура предстает перед нами как богатство и разнообразие духовной жизни человека, основывающееся на системе норм и ценностей к культуре.

Основными элементами духовной культуры выступают познание, мировоззрение, нравственность, интеллект, воспитание и поведение, философия, мифология, религия.

Человек не мыслим без познания, он развивается благодаря познанию, познавая мир, он познает себя. Зная законы мира, человек может их использовать, управлять ими.

Мировоззрение – формируется из взглядов, знаний человека о мире и его отношение к миру, видение своего места в нем.

Нравственность – нормы, ценности, регулирующие жизнь и поведение человека в обществе.

Интеллект – уровень умственного развития человека, от него зависит способность человека к познанию мира.

Воспитание – также является частью духовной культуры, так как является составной частью мировоззрения человека, которую ему целенаправленно прививает общество.

Просвещение – тесно связано с воспитанием. Это те знания, которые сообщает общество своим членам.

Такие области человеческой культуры как философия, мифология, религия тоже являются духовной культурой.

Вместе с тем нематериальность духовной культуры вовсе не занчит, что она полностью оторвана от природы. Создавая картину, художник опирается на реальные образы, выдвигая теорию ученые исходят из знания законов реального мира, миф – тоже преломленное в сознании человека отражение реальных событий.

Таким образом, духовная культура также неразрывно связана с природой, как и культура материальная. Да и само разделение культуры на материальную и духовную носит достаточно условный характер. К какому из видов культуры можно отнести картину?

Как произведение искусства она, безусловно, принадлежит к духовной культуре, но как кусок холста или картона, покрытый краской, она является предметом материальным, результатом деятельности человека, а значит предметом материальной культуры. То же самое можно сказать о книге, музыкальном инструменте.

С другой стороны такой предмет материальной культуры как автомобиль создан для удовлетворения потребности человека в передвижении. Но человек стремится придать ему как можно более эстетический вид, то есть удовлетворить и свои духовные запросы. Тоже можно сказать и о других предметах быта, орудиях труда.

С другой стороны, телевизор – это тоже предмет материальной культуры, но по телевизору можно показать и боевики, ужастики, а можно картинную галерею Эрмитажа. Ведь телевизор является средством массовой информации, а потому в зависимости от того, как в его передачах подается информация, под каким углом зрения формируется и общественное мнение. Ведь не секрет, что одно и тоже можно истолковать по-разному, даже совсем в противоположных смыслах.

Любой предмет материальной культуры, как мы уже не раз говорили, в начале создается в мышлении человека и только потом воплощается в реальность, но и мышление человека опирается на существовавшие в реальности формы материального мира.

Из сказанного можно заключить, что разделение культуры на материальную и духовную носит достаточно условный характер и та, и другая сферы культуры тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Вместе с тем человек постоянно совершенствуется, следовательно, совершенствует и культуру. Идет непрерывный процесс преобразования человеком мира природы и создание мира культуры. Мир культуры постоянно расширяется, появляются все новые сферы культуры, а это ведет к появлению все новых и новых оснований для выявления различных типов культуры. И этот процесс будет непрерывно продолжаться до тех пор пока существует человек и культура. Но необходимо помнить, что всякая дифференциация (разделение) культуры носит условный характер и все выделенные сферы и типы культуры являются составной неотъемлемой и тесно взаимосвязанной и переплетенной с другими типами и сферами частью единой человеческой культуры.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

1. По каким основаниям (признакам) можно осуществлять структурирование культуры?

2. Раскройте соотношение религии и нравственности.

3. В чем сходство и различия морали и права?

4. По какому признаку осуществляется разграничение материальной и духовной культуры?

5. В чем заключается единство материальной и духовной культуры?

6. Какую роль в обществе играет массовая культура?

7. Что такое субкультура, приведите примеры.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. CD-ROM: Культурология: Электронный учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. (Электронный учебник PDF). М.: Юнити-Дана, 2011.

2. Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования: Учебно-методическое пособие / А.И. Костяев, Н.Ю. Максимова. – 2-е изд., исправ и доп. (Гриф). М.: Либроком, 2010.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 11961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.