Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Личность и культура




 

Выяснив, какова роль культуры в обществе, как осуществляется их взаимодействие, мы должны выяснить, каковы взаимоотношения главного субъекта общества – личности и культуры.

Взаимопроникновение культуры общества и личностной культуры принято называть общественным субъектом.

Личность является субъектом культуры, движущей силой социокультурного развития. Все великие открытия и изобретения делаются личностью, все материальные предметы изготавливаются личностью, все произведения искусства творятся личностью, все нормы вырабатываются личностью.

Таким образом, личность активно создает преобразует культуру, является её деятельным началом.

Но личность является и объектом культуры. Любая личность формируется под действием культурных норм данного общества, усваивая их. Любая личность воспитывается в системе воспитания созданной определённым обществом. Таким образом, любая личность является носителем культурных норм своей культуры, ее ценностей, стереотипов поведения.

Иначе говоря, личность творить культуру и тем самым творить себя.

Любая личность реализуется в своей деятельности, проявляет себя через неё. В то же время личность осуществляет эту деятельность в соответствии с традициями и нормами той культуры, носителем которой она является. Чем более они восприимчивы своего потенциала, так как тем меньше ограничений её будет сдерживать и наоборот. Наиболее полно личность реализуется в творчестве – процессе создания чего-то нового. Однако, с проблемой свободы личности связана и проблема её ответственности. В традиционном обществе свобода личности ограничена традициями, нормами, обычаями с целью обезопасить общество от возможных опасных последствий инноваций. В демократическом обществе таких ограничений значительно меньше, свобода личности, следовательно, больше, а, значит, и результаты её деятельности могут быть опаснее для общества. Следовательно, необходимо, чтобы моральные и культурные нормы этой личности были достаточно высокими и прочными, а ответственность за свои поступки адекватна их последствиям.

Это ставит вопрос о типах личности. Личность конкретно- историческое явление, то есть в каждом конкретном обществе в конкретное время формируется свой тип личности. При этом социокультурная типология личности определяется подходом к пониманию общества.

Так, в западной культурантропологии принято выделять личность, доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ.

В другой типологии выделяются традиоционалисткая личность, маргинальная или переходная личность, модернизирующаяся личность.

Традиционалисткая личность – личность человека, носителя традиционной культуры.

Маргинальная (переходная) личность – личность, находящаяся на стыке двух культур и усвоившая часть норм той и часть норм другой культуры.

Модернизирующаяся личность или личность либерального типа – для неё характерно восприятие культуры либерального общества, построенного на принципах демократии, высокая активность.

В марксисткой типологии в соответствии с классовым подходом выделяют личности антагонистического (классового) и неантагонистического общества или личность первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического (коммунистического) общества.

Выделяются и идеальные типы личности, которые якобы существуют во всех типах общества, правда, в разных пропорциях. Это типы деятелей, мыслителей, людей чувств и эмоций, гуманистов и подвижников.

Деятели – это охотники и рыболовы, войны и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и рабочие, геологи и медики, педагоги и менеджеры и т.д. Для таких личностей главное – действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. Они «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды не столь заметны. Бурный рост капитализма привёл к культивированию именно такой личности – активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства, осознающей меру своей ответственности за себя, за свою семью, свой народ. Потребность в таких личностях была всегда острой. Ещё евангелист Лука приводит слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».

Мыслители это люди, которые по словам Пифагора приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а для того чтобы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощающего в себе традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром вира-Джана, Христос и Мухамед считались либо посланниками богов, либо обожествлялись сами. Размышление о мире всегда требует определённого дистанцированния, удаления из гущи событий, поэтому мыслители оттачивают своё единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта, «жгут сердца людей». Но ещё с библейских времён известно, что «никакой пророк не воспринимается в своём Отечестве». Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, но эти «маяки» человечества всегда будут вечно живыми для современников и потомков.

Люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, что «трещина мира» проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, что поэт А.Белый ещё в 1921 году написал стихи, где упоминаются атомная бомба, а его великий современник А.Блок слышал «музыку революций» задолго до её начала. Таких примеров не мало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Гуманисты и подвижники, отличаются обострённым чувством ощущения состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая его душевное и телесное страдание. Их сила – в вере в своё предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А.Швейцер и Ф.П.Гааз, А.Дюпон и Мать Тереза, тысячи их последователей заповедь: «Люби ближнего твоего, как себя самого» находит в их деятельности непосредственное воплощение. «Спешите делать добро» - этот жизненный девиз русского врача – гуманиста ХIХ века Ф.П.Гааза символизирует стержень таких личностей.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определённые типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные отличия. В европейской модели личность как определённая целостность, которая сходным образом действует в различных ситуациях, сохраняя свой основной «стержень».

Для японцев характерно восприятие личности как совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и самоценна, и реализуется лишь в связи с какой то обязанностью.

Европеец предстаёт как «твёрдая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец, более озабочен сохранением своей «мягкой» идентичности, установлением и поддержанием связей с окружающими.

Некоторые культурологические типологии личности перекликаются с типологиями в других науках. На стыке культурологии и психологии сформирована культурно - антропологическая характеристика личности – пассивный, радикально – разрушительный и конструктивный тип реагирования на проблемные ситуации.

Пассивный – подчиняется обстоятельствам.

Радикально-разрушительный – идёт на всё, доказать свою правоту.

Конструктивный – ищет компромисс.

Взаимодействие культурологов и психологов может быть плодотворным в развитии культуры межличностного и межгруппового общения, в том числе на уровне адаптированного к конкретной культурной среде социально психологического тренинга юристов.

Россия и Казахстан, как государства стремятся к построению правового государства, воспитать личность либерального типа. Для этого в Конституции РФ и РК закреплён очень высокий статус личности, которая признаётся высшей ценностью общества, и которой гарантируются все естественные права человека, но говорить о становлении личности либерального типа ещё рано. Далеко не всегда все гарантированные Конституцией личности её права предоставляются, что тоже не способствует становлению личности данного типа.

Таким образом, личность является субъектом, так как творит культуру, и объектом – так как творится культурой. В каждом обществе в определённую эпоху вырабатывается свой тип личности. Задача государства создать условия для становления либеральной личности и развития демократической культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.