Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Понятие культуры. Основные концепции культуры




Тема 4. Сущность и основные функции культуры.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высшее образование, 2009.- 566 c.

Шпаргалка по культурологии (№ 47) / Малешина Н.А. М.: Аллель, 2010.

  1. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча.- М.: Инфра-М, 2008.- 413 с.
  2. Костина А. В., Культурология [Текст]: учебник/ А. В. Костина.- 3-е изд., доп.- М: КноРус, 2008.- 336 c.

Цель лекции: характеристика основных концептуальных подходов к осмыслению сущности культуры, раскрытие основных положений философии культуры. Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, исходя из знаний о сущности человеческой культуры и ее предназначения..

Ключевые слова: «культура», «деятельность», «ценность», «знак», «информация», «артефакт», «субъект культуры», «общество», «личность», «функция культуры», «цивилизация».

Вопросы:

  1. Понятие культуры. Основные концепции культуры.
  2. Культура и общество.
  3. Личность и культура.
  4. Культурные универсалии.
  5. Динамика культуры. Взаимодействие культур.
  6. Цивилизация и её роль в культурной жизни общества.
  7. Функции культуры.

 

Центральное понятие культурологии – культура. Однако, что понимается под этим термином. На первый взгляд, когда люди начинают говорить о культуре, всем кажется ясно, о чём идёт речь. Но когда дело доходит до определения этого термина, то тут возникают проблемы. В 60-е годы XX века учённые А. Кребер и К. Клакхом только в Американской культурологии насчитали 237 определений культуры. Сегодня их число исчисляется четырёхзначной цифрой. Что ни автор, то собственное понимание.

Такое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности ёмкости, многообразии мира культуры и выражающего его понятия. Само понятие о культуре попадает в разряд тех, о которых как-то едко было сказано, что их можно применять по той методике, которой прибегают туземцы одного из тропических островов, передвигаясь по зыбучим пескам. А ходят они там по правилу – ходить легко и быстро, чуть касаясь, не останавливаясь, иначе начнешь тонуть в пучине.

И действительно, ряд общепринятых понятий, пока они используются походя, выполняют своё назначение в общем контексте размышлений и не вызывают сомнений в их собственном содержании. Но стоит остановиться, задуматься, вглядеться в них и к глубокому огорчению убеждаешься в том, насколько они размыты в своих очертаниях. А при попытке их анализа, начинаешь погружаться в логическую пучину, в полном смысле слова, – «зыбнуть» в расходящихся во все стороны связях и отношениях.

Но всё же разобраться необходимо. И в этом помогает философский анализ. Философский анализ - мыслительная процедура, которая состоит в том, чтобы выразить изучаемый предмет в понятиях. И не просто в них, а в тех наиболее общих понятиях, которые именуются категориями. Его цель – раскрыть сущность явления. Познание сущности – это процесс непрестанного углубления знаний о реальности. Итак, в чём же состоит сущность культуры?

Само слово культура латинского происхождения. В Древнем Риме этот термин означал возделывание, обработку почвы и сельскохозяйственных растений. Естественно, что в это время он не имел интегрирующего значения. Позднее значение термина изменилось, и он стал означать возделывание человеческой души. Именно в рамках такого понимания культуры было сформировано определение её через рефлексию – самосознания: «культура ума – есть философия». (Цицерон).

Культура стала трактоваться как что-то противоположное природе- культура есть контрнатура. Слово «культура» получило при этом ценностью окраску, она стала трактоваться как нечто положительное, что возвышает человека, выступая как результат собственных человеческих свершений, дополняющих его внешнюю и внутреннюю природу. Здесь культура определяется как производство чисто человеческих условий существования в противовес природным.

В религиозном понимании культура трактуется как культ, вера, традиции, высший смысл, заданный вседержателем. Отсюда культура – служение богу, его культ, приближение к нему.

Близко к этому и понимание культуры как обычаев и традиций конкретного общества, которое характерно для этнографического подхода к культуре.

Ещё одно понимание культуры – культура как символы, создание символов языка, письменности, художественного творчества и отход от этого мира, от мира природы к миру символов.

Определяют культуру и как творчество – создание чего – то нового, до сих пор не существовавшего, вдохновение. В этом понимании культура – привилегия немногих, творческой элиты, а собственно культурными признаются лишь произведения искусства, всё же остальное не имеет статуса культурности.

Возможно определение культуры и через общение и средства коммуникации. Здесь выделяют дописьменную, письменную культуры, а также в последнее время в связи с развитием компьютеризации – экранную культуру.

Но самыми распространёнными в наше время являются три подхода: технологический, аксиологический (ценностный) и деятельностный.

С точки зрения технологического подхода, культура представляет собой определённый уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества, его энерговооружённости, технологии и других параметров. Именно от них, считают культурологи этого направления, зависят вообще все стороны жизни общества – политические и правовые институты, семья и быт, формы досуга и формы морали, главные формы искусства.

Актуален и значим для сегодняшней культуролигии аксиологический или ценностной подход к культуре. При нём культура отождествляется с духовной культурой. Эволюция человечества с этой точки зрения определялась тем, как и в каких формах эволюционировали религиозные, моральные, правовые философские и политические нормы общества, его эстетические взгляды и вкусы.

Но наибольший интерес всё же представляет деятельностная концепция культуры, которая рассматривает определённые типы и формы жизнедеятельности людей, совокупность которых и создаёт специфические особенности той или иной культуры. Если культура означает небиологическое существование человечества, то предметная деятельность людей, связанная с употребления орудий и знаков, норм и правил поведения, ценностей и символов культуры, раскрывает специфические формы и содержание социокультурных процессов, происходящих в разных сферах жизни общества.

Этот подход позволяет рассматривать культуру не только как сумму достижений человечества в той или иной области, но и как процесс самой деятельности человека по созданию этих ценностей и достижений.

Своеобразные подходы к понятию культуры сложились в рамках археологии, этнографии и социологии.

В археологии используется такая условная единица как «Археологическая культура». К ней обычно относят комплекс сходных памятников, археологических материалов, занимающих определённую территорию и хронологически совпадающих. Археологические культуры могут различаться по характерным признакам.

Широко используется в археологии представление о культурном слое – вертикальном срезе грунта, на глубину которого при раскопках залегают предметные остатки, следы человеческого присутствия.

В несколько в ином плане трактуется понятие культура в системе понятий этнографии, представляющей собой науку о народах на всех этапах их исторического бытия. Исходное понятие этой науки – «Этнос» во всех его достаточно пёстрых интерпретациях непременно включает в себя представление о наличии некоторой групповой культурной общности.

Ввиду этого в этнографии широко представлены понятия, произведённые от культуры и образующие смысловое древо: материальные культуры (предметы, вещи), духовная культура как информация, существующая в коллективной памяти народа и выступающая подчас в нормативной форме (обычаи и традиции), культурные нововведения, выражающие процесс в освоении деятельности, культурные комплексы и т.д.

По своему проявляется понятие культуры в рамках социологии. При его социологическом рассмотрении необходимо осуществление некоторых логико – методологических процедур. Идя от абстрактных определений, социолог встаёт перед необходимостью их эмпирической интерпретации, такой их конкретизации, которая, приведя к разложению общего понятия на составляющее, позволит уловить их средствами и техническими приёмами, присущими задачами эмпирического социологического исследования.

Происходит логический процесс, как бы абстрагированию, при этом обеспечивается нахождение и теоретических и так называемых эмпирических индикаторов Социолог должен при исследовании обеспечить квантификацию (выделение отдельных фактов – квантов) и шкалирование, то есть их иной процесс, социолог должен отвечать с опорой на исчислимые характеристики (статистические данные, результаты опросов, итоги анкетирования и т.д.)

Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура – центральное в культурологии. Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римский писатель Катон написал тракт о земледелии «Агрикультура». Речь в нём шла об уходе и за участником земли. Возделывание почвы невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры. Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Римский философ Цицерон уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок и термин «оккультизм» (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин «культура Вэнь» был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии правильных решений. Оригинально расшифровал понятие «культура» Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: «культ» - почитание, «ур» - свет, то есть почитание света. Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развёртывается и таким образом: мистика, магия, мистерия. В античном сознании понятие культуры отождествляется с понятием «пайдейя», то есть «образованность» Пайдейя по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу. В эпоху Возрождения Воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает прежде всего активное творческое начало в человеке. В современном значении слово «культура» стало употребляться XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа.

В современной культурологии «Понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Философский энциклопедический словарь М. 1983 г. С. 292-293). Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование. Преобразование того, что самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи её от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана для него, тем самым осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой. Н. А. Бердяев выразил противоречия процесса социализации, культуры: Её противоречивость проявляется в противоречии: 1) между социализацией и индивидуализации личности, 2) между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку, 3) между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в её организме. Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником её развития. Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия, культурной статистики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, второе – как процесс в движении и изменении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальную культуру, а нематериальных – духовную. Важная особенность материальной культуры – её нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния её на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, в материальном посреднике. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения людей, средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику входит понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.

Культурное наследие выражают культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Антропологи выделяют более семидесяти универсалий (число, этика, семья, и так далее).

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура – синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции. Демокрит определял культуру как «вторую натуру». Культура прежде всего природный феномен потому, что её творец – человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры. Однако если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой. Культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закреплённость. Для того чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар. Культура вовсе не безобидное приобретение человека. Её рождение чревато неким возмездием, расплатой за приобретенное. Культура – надприродна, культура искусственна. Культура – это какой то радикальный поворот в органическом развитии мира. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это формирование и творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременно перестраивает и себя самого. Чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам. Человек в определённой мере есть природа, но нет чисто природного человека. Был и есть только «человек культурный». Освоить природу означает овладеть не только внешне, но и внутренней, человеческой природой. То есть приобрести дар, которым не обладает никакое другое живое существо. Данную мысль выразил французский культуролог Ж. Бенуа. «Культура – это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид».

Культура – это природа, которую «пересоздаёт» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Опосредующее связующее звено между культурой как творением человека и природой – деятельность, то есть разносторонняя, свободная активность человека, имеющая определённый результат. Разум, воля и чувства человека обуславливают такую активность. Культура определяется как результат всей человеческой деятельности. Но не всякая человеческая деятельность, а только определённая её разновидность ведёт к творению культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.