Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Специфика культурологического знания




Культурология формируется на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, культурпсихологии, истории культуры, филологии. Она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигу-рации различных эпох, народов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров.

Культурология – наука о прошлой и современной культуре, её структуре, функциях, перспективах развития. Она изучает мир человека в контексте его культурного существования, т.е аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она исследует системный объект – культуру как форму существования, утонченную, исполненную разума форму жизни, результат символической и практической деятельности, «особый модус общественно-исторического бытия», охватывающий как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы.

Культурология включает в себя теоретический срез – построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез – показ реального процесса развития культуры, функционирования её стереотипов, образов, миросозерцании, норм, её регулирующих.

Существует мнение, что культурология – это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология – современную культурную жизнь. В действительности, культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос: что такое культура, может быть решен с позиций целостного понимания истории, т.е с позиций философского осознания её всеобщего содержания и природы

Культурология не может довольствоваться анализом индивидуальных форм человеческой культуры. Она стремится к универсальной синтетической т.зр., включающей все индивидуальные формы. Различные формы деятельности не образуют гармонию мира культуры, наоборот, они противоборствуют между собой: научное мышление и мифологическая мысль, религия, её идеал и причудливые фантазии мифа и искусства. Если мы ограничимся лишь содержанием результатов этих видов деятельности (мифами, религиозными ритуалами, верованиями, искусством, наукой), то рассмотреть их как целостность оказывается невозможным. Философский синтез предполагает нечто иное – единство процесса творчества и воспроизводства норм, традиций, ценностей и др.

Вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм, всякая деятельность направлена к единой цели – социальной интеграции людей и удовлетворению их интересов и потребностей. В отдельных науках, на стыке которых складывается культурология, на основе присущих им некоторых принципов организации фактов человеческой культуры систематизируются и упорядочиваются её явления. Культурологии не с чего было бы начать, если бы не этот первоначальный синтез, достигаемый отдельным науками о культуре.

Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются основополагающие полярные противоположности, напряжения возникают между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к стабильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между традицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни. Эти культурные явления, как и язык, наиболее консервативны. В искусстве, которое, в отличие от науки, есть «оформление» бытия посредством чувственных форм, напротив, преобладает тенденция к оригинальности, индивидуализации, творчеству. Искусство не просто выражает внутреннюю жизнь художника, но и открывает нам «сверхиндивидуальное бытие». Человеческую культуру в её целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. В каждой из форм своей деятельности человек проявляет и испытывает новую возможность – возможность построению своего «идеального мира», «символического мира», «символической вселенной культуры». В культуре находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность – упорядочит свое существование и сделать его значимым.

Культурология стремится понять мир культуры не как простое скопление разрозненных явлений и фактов, а осмыслить эти факты и явления как целостность.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывает с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1915 г. и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал термин «культурология» для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием «культура» и исследовано наукой под названием «культурология». В публикации «The System of The Sciences», Rice Institute Pamphlet, vol. II, no 3, 1951, pp. 101-109, В. Оствальд определяет место культурологии в системе наук ХХ века.

В 1939 г. Лесли А. Уайт обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, предварительно использовав его в цикле лекций (A Problem of Kinship Terminology // American Anthropologist, vol. 41, 1939, p. 571). Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как «наука о культуре». Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Культурологию Л. Уайт рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Его трактовки концепции культуры как самоорганизующейся системы, роли технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания, моделирования как способа изучения культуры сыграли определяющую роль в развитии культурной антропологии. Под его влиянием произошёл поворот от частных, ориентированных на архаику исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в её диахронном и синхронном ракурсах.

Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторических и филологических наук. В работах М. Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, В. Дильтея, Р. Кронера, Э. Киссирера, Э. Гуссерля, К. Юнга, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка, Г. Шпета, М. Бахтина, А. Лосева и многих других мыслителей сформулированы основные идеи этой науки, осмысливаются различные подходы к исследованию культуры и человека, её творца и носителя, вырабатывается язык этой науки.

Значительную роль в становлении культурологии сыграли публикации французского журнала «Анналы», ныне «Анналы. История, социальные науки», представляющего одно из самых влиятельных направлений в области теории исторического процесса и культуры – школы «Анналов». Суть «коперниканской революции», совершенной этим направлением, состояла в замене классической «истории – повествования» «историей – проблемой», в попытке создать «тотальную» историю т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи: экономические, социальные, культурные. Школа «Анналов» акцентирует внимание на исследовании всего общества в его целостности и многообразии социальных взаимосвязей. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук, комплексного синтезирующего описания, что с необходимостью порождает «антропологический» принцип исследования, познание историка- культурного процесса изнутри – через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования.

На протяжении веков культура рассматривалась как совокупность достижений в области искусства, науки и просвещения. Эта «высокая» культура оперировала обобщенными художественными образами и научными идеями, возвышалась над эмпирической действительностью. В силу общей «антропологической» тенденции возник вопрос об изучении истории и культуры через реалии быта – вещи, привычки, повседневное существование. В этом контексте культура стала рассматриваться как форма исторической жизни, её порождение, социальная функция и язык.

Наука о культуре как об особом модусе общественно – исторического бытия находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку её идей и проблем, как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук. Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления – следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук.

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

1. Какие науки заложили фундамент культурологии?

2. В чем специфика культурологического знания и какова его структура?

3. На основании каких характеристик можно сделать вывод об интегративном характере культурологии?

4. Каковы причины возникновения культурологии?

5. Определите социальные функции культурологии.

6. Какие факторы социально – экономического развития современного общества обуславливают возрастающее значение культурологии?

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования: Учебно-методическое пособие / А.И. Костяев, Н.Ю. Максимова. – 2-е изд., исправ и доп. (Гриф). М.: Либроком, 2010.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.