Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание сущности культуры




Культурология как учебная дисциплина и функции культуры.

Понимание сущности культуры.

Кластер - компьютеры, объединенные быстрой локальной сетью

Транспьютер

Программы написаны на параллельных языках

 

SHAPE 

1.2.Подходы к понятию «культура».

1.3.Введение науки «культурология» Л.Уайтом.

Первое научное определение культуры дал в 1871 г. американский этнограф Эдуард Тайлор (1832-1917 гг.). Сегодня ученые полагают, что определений культуры более 1500. Есть мнения, что число определений культуры уже превышает 5000.

Впервые термин «культура» появился в Древнем Риме, где слово «cultura» означало возделывание земли, воспитание, образование. Во II веке до нашей эры данное понятие было применено Марком Порцием Катоном, и оно трактовалось как «усилие в улучшении хлебопашества» (сегодня смысловое значение понимается как «агрокультура»). Причём он понимал под культурой не только обработку земельного участка, но и особое душевное отношение к нему. Поэтому в широком смысле термин «культура» стал использоваться для обозначения всего того, что создано человеческим обществом.

Можно констатировать тот факт, что культура – явление надбиологическое, сугубо социальное, присущее только человеку и выражающееся в следующих аспектах.

Во-первых, культура характеризует выделение человека из животного мира, она формирует его социальность. Так, возникновение первичных социальных норм является одним из факторов антропосоциогенеза, т.е. длительного процесса эволюции человека и общества. Как, например, можно охарактеризовать правило «сохранения жизни любого соплеменника»? Закон «естественного отбора» неизбежно обрекал на смерть больного или старца. Возвысившись над природным миром, человек в буквальном смысле совершил прорыв – он создал свои законы бытия – морально-нравственные принципы существования.

Во-вторых, культура есть творческая деятельность по изменению и созданию окружающей среды:человек взаимодействует не только с «первой природой» - естественной средой своего обитания, но и со «второй природой» - искусственно созданной средой. Эта «вторая природа» является результатом его творческой деятельности, воплощением его идей, принципов и смыслов. Она является способом его предметной самореализации, не сводящейся к инстинктивному поведению. Например, шимпанзе может, применив палку, сбить плод, но не будет творчески модифицировать свое орудие. Творя и изменяя природу, человек проецирует своё Я на окружающий мир.

В-третьих, культура - это воспроизведение человеком накопленного опыта в целях воспитания следующих поколений.Она может формироваться только во взаимодействии с другими членами общества. Значит, биологически заложенная программа поведения недостаточна для того, чтобы мы были людьми; она дополняется программой, записанной в знаках культуры.

В-четвертых, культура – это исторически сложившийся определенный уровень развития человека и общества в целом. Культура как специфически человеческий способ организации жизни является историческим процессом, трансформирующимся во времени и в разных обществах. Так, например, при рабовладельческом обществе раб приравнивался к вещи (т.е. к материальным объектам, не имеющим духовной составляющей).

Культура определяет способ человеческого существования в нормативно-ценностных ориентациях, выражаясь в общепринятых формах функционирования культуры, являясь историческим феноменом, изменяясь вместе с развитием общества, трансформируясь в его динамике. Основополагающие принципы культуры сохраняются во времени (например, добро, сострадание и т.д.), а научно-технические знания в культуре быстро меняются, постоянно усовершенствуясь. Культура выражается в различных типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В-пятых, культура – это непрерывный процесс творческой самореализации человека. Творчество – это перманентный преобразовательный процесс не только природы, но и, прежде всего, самого человека: изменяя природу, он изменяется сам. Мало того, ведущим становится активная преобразовательная деятельность человека, его стремление к непрерывному творческому самосовершенствованию. Творческая деятельность человека – это результат развития его динамического мышления, переработка и применение накопленного опыта поколений, формирование по его проекции окружающего социума и самого себя, все это выражается в создании ценностных идей и воплощенных на практике образцов деятельности по совершенствованию мира.

Таким образом, культура – это надбиологическое явление как творческая деятельность человека по предметной реализации его замыслов, духовному изменению самого себя и окружающего мира. Это только специфически человеческий способ бытия, формирующийся в качественно новую структуру существования. Культура выражает не только предметные результаты деятельности людей (их можно определить как «средства культуры»), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей).

 

1.2. Подходы к понятию «культура».

Сегодня в науке известны два принципиально различных подхода к обобщению понятий культуры:

1. Объективистский метод – культура понимается как объективное явление, служащее сохранению и передаче социального опыта, куда можно отнести:

а) описательный (или исторический) подход. В этом случае за культуру принимают результат всей исторической деятельности человека по созданию суммы материальных и духовных ценностей. Эту же мысль иногда выражают термином "вторая природа". Однако сегодня в науке возникло предложение эту "вторую природу" обозначать просто как средства культуры, куда входят все предметы, ценности, достояния и памятники культуры.

б) оценочный (или аксиологический) подход. В этом случае степень культуры определяется путем соотнесения оцениваемого с каким-либо эталоном культуры. Однако при этом сохраняется произвол в выборе самого эталона культуры.

в) деятельностный подход, когда за культуру принимается сам способ деятельности. Очевидно, что способ деятельности - это то же средство культуры, и не более того.

 

2. Причастно-субъективистский метод – культура понимается как внутренняя свобода человека, его стремление к самореализации. На первый план выделяется «культура личности», поскольку носителем культуры выступает человек; «средства культуры» - это то что человек создает в ходе своей предметной деятельности (картины, музыка, скульптура и т.п.). К этому методу сегодня относится:

а) экзистенциально-персоналистский подход – культура – это стремление человека к непрерывному, многостороннему и гуманистическому самосовершенствованию.

 

1.3. Введение науки "культурология" Лесли Уайтом

Науку «Культурология» предложил ввести в практику американский ученый-этнограф Лесли Уайт (1900-1975 гг.), издав книгу «Наука о культуре» (White L. The Science of Cultur, N-J, 1949).

В основу своей "Науке о культуре" Л.Уайт заложил пять осно­вополагающих постулатов. Они изложены далее.

1. Л.Уайт предлагает установить главный признак, который отличает человека от животного мира. Уайт предлагает выбрать в качестве такого признака "способность накапливать опыт". Смысл этого он видит в "создании системы знаков и обозначений", что сначала привело к выработке языка. Затем эта способность человека привела к рождению письма. Отсюда возникло обучение человеческому опыту.

2. Задача культуры заключается в обеспечении общественной безопасности, сохранении мира и согласия в мировом сообществе. Поэтому Л.Уайт предлагает не рассчитывать только на законы права, а восстановить вековечные традиции, нормы морали и нравственности.

Более того, Л.Уайт предлагает вовсе заменить законы права исключительно на морально-нравственные законы. К сожалению, это неосуществимо, так как требует создания огромной системы воспитания граждан. В цивилизованном мире это невыгодно. Ибо мораль в современном мире все более и более теряет свое великое значение.

3. "Культура - это такая чарующая сила, которая неподвластна человеческой воле",- пишет Л.Уайт. Он допускает, что возможно, культура имеет инстинктивный характер. Нельзя рассматривать культуру в отрыве от личности человека (или от общества в целом) как носителя культуры.

4. Культурой, по сути, являются не сами создания человека, будь то предметы труда или его продукты, или же такие явления культуры, как традиции, религия, идеология, искусства, общественное устройство, правовые нормы и т.д. Все это представляет собой лишь средства культуры.

5. И последнее условие Л.Уайта: он допускает применение термина "культура" в отрыве от самого носителя культуры только в научно-теоретических (или методических) целях, только с целью ее изучения и применения во благо человека и общества в целом. Ибо в данном случае "культура" уже сама выступает как средство познания истины.

 

 

1.4. Культурология как учебная дисциплина и функции культуры.

Сегодня существуют, по крайней мере, три основных взгляда на культурологию.

1. Культурология рассматривается как вспомогательный раздел внутри дисциплин, связанных с рассмотрением проблем культуры. Например, политология изучает политическую культуру, социология – социологию культуры и т.п.Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в различных сферах социального функционирования.

2. Культурология представляется как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она и есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

Этот подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Цель изучения культурологии заключается в познании сущности человека, его культуры с тем, чтобы пользоваться самому и помогать другим, научиться совершать только оптимальные действия в жизни, уметь быстро исправлять возможные ошибки. Предметная область культурологии сводится к исследованию духовного саморазвития и самореализации человека, чтобы сделать практически применимые теоретические выводы.

С ложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

1. Человекотворческая (гуманистическая функция). Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемствен ности или информационной. Культура выступает механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

3. Функция познавательная (гносеологическая) - культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

4. Регулятивная (нормативная) функция - культура влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

5. Семиотическая или знаковая (греч. semenion - знак) - представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) - культура как определенная система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации.

 

Контрольные вопросы:

1.Раскройте феномен «культуры».

2.Раскройте основы «науки о культуре» по Уайту.

3.Раскройте функции культуры.

 

ЛЕКЦИЯ № 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.