КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Предмет и значение культурологии
Краткие конспекты лекций КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Костанайский филиал II. Временные конвенции I. Пространственные конвенции Межкультурное общение. Категории людей, пребывающих за границей: 1) Туристы 2) Бизнесмены 3) Правительственные чиновники и ученые 4) Специалисты, заключающие трудовой контракт
Социальные роли за рубежом: 1) Хозяева 2) Гости 3) Чужаки
Гастарбайтер – иностранный рабочий, пребывающий в стране по контракту или нелегально.
Трудности в межкультурном общении: 1) Вербальные трудности 2) Невербальные трудности
Кинесикс – наука о невербальных коммуникациях.
Культурные конвенции – культурные правила, которым мы обучаемся с детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с другими людьми.
Выделяют четыре дистанции, которые считаются общепринятными: 1) До 0,5 метра, интимная дистанция (борцы, любовники) 2) До 4 футов (1,2 метра) – нормальная дистанция для общения 3) До 12 футов (3 метра) – дистанция между менеджером и клиентом. 4) Более 3,6 метра
1) Ожидание в приемных
Формы и механизмы приобщения к культуре: 1) Социализация – процесс освоения культурных норм и освоение социальных ролей.
Разновидности социализации:
А) Инкультультурация – процесс усвоения обычаев, традиций, ценностей родной культуры. Б) Аккультурация – частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры В) Ассимиляция – полное поглощение чужой культуры.
Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО заседанием кафедры СГЕНД Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.
по дисциплине «Культурология»
Костанай 2012г.
Краткий конспект лекций по дисциплине «Культурология» составлен: Зекрист Р.И., к.ф.н., доцентом кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Краткий конспект лекций по дисциплине «Культурология» обсужден на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.
Председатель метод. комиссии __________________ И.А.Волошина
Цель лекции: освещение основных причин возникновения и основных этапов становления культурологии, места в культурологии в системе наук, цели и задачи культурологии. На основе глубокого мировоззренческого осознания базовых ценностей мировой культуры формирование личностного и общекультурного развития. Ключевые слова: “культурология”, “теория культуры”, “морфология культуры”, “история культуры”, “социология культуры”, “философия культуры”, “метод”. Вопросы:
Сегодня мы начинаем изучение нового курса «Культурология». Предмет этого курса – культура. Для Вас этот курс нов и незнаком и в то же время очень близок. В школьной программе нет курса культурологии, поэтому раньше Вам не приходилось с ним сталки-ваться. В то же время все мы живем в человеческом обществе, а оно немыслимо без культуры. В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проявлениями культуры, живем в её рамках. Культура общества формирует человека, а человек, в свою очередь, формирует культуру. Культура появляется с появлением человека и человеческое существование немыслимо вне культуры. Осознание этого факта привело к повышенному интересу человека к культуре и возникновению особой отрасли знания – культурологии. Культурологическое знание является гуманистическим знанием, знанием человека и о человеке. Поэтому в нем неприемлемы методы точных – математики, физики, или естественных – биологии, антропологии - наук. Многие вопросы культурологии носят дискуссионный характер, являются мировоззренческими. Именно это обстоятельство позволяет считать культурологию философской дисциплиной. Но в то же время это и осложняет изучение культуры, потому что сколько авторов, столько существует и точек зрения на данный вопрос.
1 вопрос. Причины возникновения и предмет культурологии. Культурология очень молодая наука. Исследователи видят истоки её становления в американской культурологии 30-40-х голов ХХ века, и, в первую очередь, в работах Лесни Уайта. Феномен культуры со своих позиций исследуют разные науки – археология, этно-графия, психология, история, социология. Есть и философские традиции анализа культу-ры, философии истории. Но культура не сводится ни к одному из этих подходов. Поэтому культурология пытается найти за понятием «культура» реальное единство и выразить его адекватно научными средствами. Собственно культурология находится ещё в стадии становления, её предмет и задачи непрерывно уточняются. Она уже вышла из под родительской опеки философии, но очень сильно связана с ней. Философию культура интересует не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Именно это позволяет философии поставить вопрос: что такое культура как таковая? При этом философия изучает культуру не как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, обществом, человеком, а как всеобщую характеристику мира как целого. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничному и универсальности человеческого развития. Для философа способность мира как бы «излучать» из себя человеческий смысл характеризует его как явление культуры. С точки зрения философии, культура есть весь мир, в котором человек находит себя. Культурология подходит к культуре несколько по иному. В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Но среди всего их многообразия можно выделить три основных подхода: Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в её историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре. Второй – представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на её понимание в целом, общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры, изучающих проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре, без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени. Третий – обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, место культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Сегодня существует несколько моделей культрологических исследований:
Появление в ХХ веке особого знания о культуре, претендующего на относительную самостоятельность и названного «культурологией» обусловлено рядом причин: а) сознанием спекулятивности классической «философии культуры», её неспособности в полной мере осмыслить богатый эмпирический (этнографический) материал, потребностью выработки такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретическое представление о ней и практическое её воплощение во всех сферах человеческой жизнедеятельности; б) необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из субстанционального понимания культуры; в) стремлением к выработке «общего знаменателя» в понимания культуры в условиях резкого роста контактов разных культур (в связи с развитием средств коммуникации), необходимостью поиска их единой природы, проявляющейся в локальном культурном многообразии; г) важностью вопроса сравнения, субординации разных культур, в частности, европейской и неевропейской, в условиях распада колониальной системы и роста национального самосознания в странах «третьего мира»; д) необходимостью целостного, системного анализа культуры как сферы государственной политики, принятия в ней всесторонние обоснованных управленческих решений; е) необходимостью формирования культурных потребностей человека и их удовлетворения в обществе, обоснования успешной экономической деятельности в сфере массовой культуры; ж) тревожным ростом технократизма, рационализма, вызванным новым витком НТП, осознанием важности гуманитарного «противовеса» для сохранения стабильности существования человека, а также стремлением компенсировать культурологией все ещё наличествующее состояние преждевременной и узкой профессионализации. Современная культурология формируется, выходя из под родительской опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества, - например музыка, произведения живописи), но его задачи – идти глубже – к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретический позиции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй – коммуникативный слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания, её ядро, её архетип – структура культуротворческой деятельности. Разные исследования идентифицируют его по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, принятой системной символики и.т.п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска – целостность, интегративная основа общества, рассмотрение истории как пресечение творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса. Культурология выявляет генезис, функционирование и развитие культуры, раскрывает способы культурного исследования к устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях: 1. Сохранение культуры, её базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой; 2. Обновление культуры, институты обновления знания, способы воздействия на «код» культуры; 3. Трансляция культуры – опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума. Таким образом, можно сказать, что предметом культурологии является её генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задачи культурологии – построить генетику культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс, но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им. Элементы культурологии взаимодействуют как система знания. Культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования и связь с ней воплощает философией культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия, философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор её познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки культуры. Если философия культуры нацелена на её понимание как целого, то культурология рассматривает культуру в её конкретных формах, с опорой на определенный материал. То есть в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение её конкретных форм с помощью теорий как называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований. Подводя итог по первому вопросу можно сделать следующий вывод: Культурология основывается на философии культуры как методологической основе и объединяет данные целого ряда наук: антропологии, психологии, религиоведения, искусствоведения, эстетики, этики, истории, социологии, этнологии, объясняя при их помощи конкретные феномены культуры и прослеживая их генезис. Культурология выполняет ряд функции: Организующую - организует различные дисциплины для изучения культуры; Общения - позволяет осуществлять диалог между разными культурами; Познавательную – позволяет изучать «чужие» культуры и сопоставлять их со своей; Нормативную – вырабатывает единые культурные нормы на базе различных национальных культур; Гуманистическую – придавая любому научному знанию человеческий характер, ставя человека высшей ценностью общества.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |