КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Историческое развитие представлений о культуре
Тема 2. Основные школы и концепции культурологии. Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высшее образование, 2009.- 566 c. Культурология: введение в историю и теорию культуры: Учебное пособие / В.М.Пивоев. – 3-е изд., перераб. и доп. (Гриф). М.: КноРус, 2011.
Цель лекции: Конкретизировать представление о специфике культурологического знания, об исторических предпосылках современной культурологии, дать характеристику основных направлений и школ культурологии. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, исходя из общекультурных парадигм и выработанных на их основе компетенций и знания основных этапов развития культурологии, её различных школ и направлений Ключевые слова: «идея линейного прогресса», «европоцентризм», «эволюционизм», «цивилизация», «культурная антропология», «символизм», «психоанализ», «евразийство». Вопросы:
Уже в Древней Греции мыслители задумались о сущности культуры. Согласно культурологическому мифу Протагора возникновением культуры, а также упорядочением общественной жизни люди обязаны богам. Другие мыслители, например, Демокрит считали творцом культуры человека. Древнегреческие мыслители различали природное и нравственное как два противостоящих друг другу начала и подчеркивали господство греков над дикими и невоспитанными варварами. Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его воли и разума. Греки впервые дали идеалы демократии и гуманизма. Свой вклад в понимание культуры внесли и древнеримские мыслители. Например, Цицерон учил: «Как плодородное поле без возделывания не даёт урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева, вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай». Он учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Только Рим с его гражданами и государством, полагал Цицерон, может быть образцом культуры. Республиканское устройство не исключает различия интересов общества и индивида, но в то же время позволяет их примирить. Ради высшей цели процветания республики граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граждан - не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и поэтому самое главное в Римской республике то, что она – государство культуры. Но культура для Цицерона не ограничивается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает характерной скорее для Греции, чем для Рима. Подлинная культура, считает он, заключена в особом строе жизни, где духовное состояние человека и интересы государства находятся в противоречивом и неразрывном единстве. Противоречия социальной жизни разъедали римскую солидарность, государственную целостность и единство индивида и коллектива, делали их в определённой степени фикциями, химерами. Но, с другой стороны, интересы Рима требовали их постоянного возрождения и поддержки. Вследствие этого культура раскрывалась как явление, принадлежащее действительности и в то же время противоречащее ей. Поэтому её сферой и формой становились не только и не просто мечты, не просто и не только реальная повседневность, а то, что их связывает, - слово. Цицерон верил, что гражданин и государство обретают в слове своё живое, подвижное и внутренне нерасчлененное устройство, а само слово становится необходимой формой идеальной республики. Но представление о слове как универсальном средстве решения жизненных противоречий находилось в кричащем противоречии с положением огромного большинства населения. Культура государства и слова подразумевала искусственную гармонизацию социальных противоречий, защиту устоявшейся несправедливости, безразличие к человеку, который не родился сенатором. В цицероновской культуре слова чем дальше, тем больше проступала связь ее с обеспечённостью и досугом, которых были лишены массы, с угнетением и насилием, которым эти массы подвергались. И это делало культуру неправым и неправедным, морально уязвимым делом. После Цицерона до XVIII века практически неизвестны теоретические работы, посвященные вопросам культуры. Но это не значит, что эта проблема не рассматривалась в это время совсем. Учитывая печальный опыт цицероновского понимания культуры, средневековье вынесло культурный идеал за границы реального бытия и сделало тем самым неуязвимым для повседневности. В то время главной ценностью становится Бог. Поэтому все важнейшие разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип, реализованный в символе веры: «Верую в единого Бога, отца Вседержителя, творца неба и земли, видимым же всем и невидимым; и во единого господа Иисуса Христа, сына божия единородного... Исповедую единокрещение во оставления грехов, чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь». Наиболее развернуто христианское понимание культуры у Августина Блаженного. Жизнь по богу является единственно ценной и достойной человека. Ориентация человека на человека не должна иметь место. Абсолютное превосходство нематериальной души над тленным телом требует аскетического пренебрежения ко всем благам и соблазнам чувственного мира. Добродетель тем выше, чем большим количеством вещей пренебрегает человек. Это объясняет августинианское разграничение благ человеческой жизни на те, которые следует любить и лелеять и те, которыми нужно только пользоваться. К первым принадлежит любовь к Богу как к вечному добру и источнику всякого существования, ко вторым все блага и вещи реального мира. Без них нельзя прожить, ими необходимо пользоваться, но любить их и тем более привязываться к ним, забывая о высшем назначении человеческой души, - значит, поступать вопреки христианской морали. Земные блага - только средства для культивирования внеземных ценностей. Отсюда следует и вся августиановская иерархия «предпочтений»: и в природе, и в самом себе человек должен любить больше то, что ближе стоит к Богу. Такие представления о культуре господствовали в течении тысячелетия, и только в эпоху Возрождения происходит переосмысление мира. Это объясняется тем, что в противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Нового времени склоняется приписывать свои заслуги собственным талантам. В эту эпоху формируется совершенно новое самосознание человека. Хотя мыслители Возрождения и призывали вернуться к Античности и учиться у природы - их точка зрения существенно отличалась от древнегреческой. У них на первом плане стоит не столько природа, сколько человек. Художник, подражая природе, обязан ее превзойти и обнаружить собственный талант. В эпоху Возрождения человек почувствовал себя творцом, не ограниченным ничем - ни богом, ни природой. На первый план, поэтому в это время выдвигается фигура художника. А идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура — это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека. XVIII век становится веком интеллектуального штурма идей культуры. Идеологи Просвещения в своих рассуждениях о культуре идут уже не от разума к природе, а от природы к разуму. Они высказывают идею разумности природы. Конечно, у самой природы нет разума, но она порождает разумных людей. Природа разумна, ибо разум людей приемлет ее законы, одобряет их, рано или поздно следует им, и, в конце концов, в действии всех людей законы берут верх. Просветители убеждены, что на этой основе возможен прогресс, расцвет ремесла, науки и искусства. И у них складывается вера в особую, решающую роль просвещения в социальном развитии. Под влиянием этих идей формируется просвещенческая модель культуры. Вольтер, Кондорсе, Тюрго сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию разум а. Культурность нации и страны в противоположность дикости и варварству первобытных народов состоит в «разумности» их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве. Цель культуры, соответствующая высшему назначению разума - сделать всех людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами своей естественной природы. Культура становится соразмерна процессу исторического развития человеческого сообщества. Более того, природа культуры носит деятельностный характер и способствует возрастанию интеллектуального и технического могущества человека. Но возникает вопрос: «А все ли элементы человеческого общества являются культурой? Можно ли считать культурой войны, каннибализм, жестокость и насилие?» Вопрос этот просветители решают, говоря о смысле культуры. Этот смысл, по их мнению, реализуется в гуманизации человека и общества. Гуманность соответствует природе человека. Если люди не достигли такого состояния, то они должны винить только самих себя; никто свыше не поможет им, но и никто не связывает им руки. Вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности. Никакой деспотизм, никакие традиции не могут задержать его. Мощным диссонансом оптимизму просветителей XVIII века прозвучала критика культурных основ человечества. Вдохновителем этой критики стал Жан Жак Руссо. Руссо характеризует современную ему цивилизацию как плод и источник неравенства. Это происходит потому, что наука и искусство обязаны своим происхождением порокам человека. Руссо признает, что общественный прогресс имеет место, но он глубоко противоречив и неидеален. Рост просвещения не тождественен увеличению человеческой мудрости. Руссо противопоставляет «природу» и «культуру». Он считает, что человек сам является причиной всех своих бед. В своем романе «Эмиль» он утверждает: «Все хорошо, что исходит из рук Творца вещей. В руках человека все вырождается». Развитие культуры, общественное воспитание способствует моральному оскудению человека. Моральное оскудение перерастает в опустошенность личности. Чувствуя себя двояким - и свободным, и рабом одновременно - человек пытается возвратиться к себе, к природе, но в условиях извращенной цивилизации это невозможно. Кульминацией отчуждения становится всеобщий разлом культуры: поляризация роскоши и нищеты, показной блеск и ставка на внешний престиж, ложь и обман на каждом шагу, бездумность искусства и всеобщая утрата искренности. Отсюда призыв Руссо «возвратиться к истокам», бежать от всего социального, рассудочного, к естественному, сентиментально искреннему, устремиться от культуры к природе. Каковы же признаки этого естественного состояния? Люди равны в имущественном отношении, политическая жизнь отсутствует. Они свободны, не имеют узаконенной частной собственности и живут независимо друг от друга. Они либо совершенно взаимообособлены, либо собираются без взаимных обязательств в «свободные союзы». Это дикари доморального периода, но имевшие истинные потребности, не извращенные будущей социальной жизнью. Возрождение прошлого и должно состоять, по убеждению Руссо, в натурализации культуры, гарантирующей людям счастье. Выход из коллизии между человеческим идеалом и «гримасами» цивилизации пытались найти Кант и Гегель. И.Кант попытался спасти «лицо» культуры от тех социальных язв, на которые указывал Руссо. Кант попытался выделить уникальные характеристики, которые и позволяют выделить понятие морали. Мораль, считает Кант, не есть неотъемлемая часть характеристики человека. Человек, знающий, что такое хорошо и что такое плохо, может совершать поступки, противоречащие правилам морали. Мораль поэтому не является тем, что побуждает человека психологически, что образует внутренний механизм его склонностей и побуждений. Напротив, она предписывает человеку нормы поведения, требует от него чего-то, вменяет ему в обязанности выполнение долга, ограничивает его стихийно-непосредственные влечения. Таким образом, нравственность - это долженствование, обращенное к человеку, а не от природы заложенное в нем стремление или чувство. Такая скептическая оценка морали позволяет Канту заострить нормативный, внесубъектный характер морали, отличить ее от механизма стихийных душевных движений, данных индивиду от природы и тем самым оправдать культуру. Таким образом, Кант различил два мира: мир природы и мир свободы. Мир свободы - мир культуры является для Канта подлинно человеческим миром. Как естественное существо человек несвободен - он находится целиком во власти внешних для него причин и следствий, во власти времени. Здесь, в природе, где господствуют законы зоологии, и лежит источник изначально злого. Но зло не фатально. Оно может и должно быть преодолено, побеждено культурой - моралью. Человек, как моральное существо, сам свободно определяет собственную траекторию жизни, ее высший смысл и конечную цель. Мир природы и мир свободы соединяет высшая сила Красоты. Поэтому Кант считает, что высшее проявление культуры есть ее эстетическое проявление. Гегель в своей философской системе не называет культуру по имени. Но она «узнается» по ее главному, основному предназначению в жизни, в диалектическом восхождении духа к творчеству. Творчество - создание нового, но такого нового, которое не забывает, не уничтожает старое, а помнит о нем, сохраняет его в себе, включает его в себя как момент своей собственной истории, как свою предпосылку! В оптимистической, рационалистической философии гегельянства мировой прогресс есть прогресс в становлении свободы. Он совершается как утверждение, самораскрытие Разума. Все действительное - разумно, все разумное - действительно. Разум, по Гегелю, не только силен, но и «хитер»: он добивается своих целей не всегда прямым действием, но и действием «хитрым», то есть опосредованным. Это значит, что разумный ход истории может осуществляться и неразумными людьми, не осознающими высшего смысла своих собственных действий. Культура может твориться и как побочный результат не до конца осознанной деятельности. Если в своих целях человек зависит от природы, то в средствах их достижения он господствует над ней. Вот почему, пишет Гегель, «плуг почетней колоса»: хлеб будет съеден, но орудие труда, с помощью которого человек добыл себе хлеб насущный, не исчезнет. Это орудие есть орудие культуры. Производительные, сущностные силы человека развиваются по своей логике, составляя материальный остов социально-культурного процесса. Какова же роль индивида в этом процессе? Индивидуальное, конечное подчинено общему. Даже страны и народы - лишь разменные фигуры на «шахматной доске» Истории. Для индивида есть только один способ приобщения к мировой культуре: проделать для себя в кратчайший срок тот путь, который духовно уже пройден человечеством. Общественное, социальное должно быть распредмечено и воспроизведено, как бы заново открыто индивидуальным сознанием, логическое совпасть с историческим. Именно эту задачу ставит перед собой образование и особенно его теоретическое ядро – образование философское. Эти взгляды Гегеля были подхвачены Марксом, и его теория общественно-экономических формаций включает в себя именно гегелевскую идею прогресса. Это не случайно, ведь гегелевская концепция человека, человеческой культуры и истории является высшей отметкой, кульминацией рационалистической тенденции Просвещения, отразившей в себе мироощущение прогрессивных, восходящих социальных сил. Но исторический оптимизм был уязвим. Он выдавал желаемое за действительное, ибо даже повседневный опыт свидетельствовал: страсти, инстинкты сильнее доводов рассудка. Слепая воля к жизни и неуемная воля к власти - вот главные виновники и творцы мирового зла. Они, а не разум, вершат судьбы человека. Вместе с тем, марксистская теория, исходя из постулата: «бытие определяет сознание», - утверждает, что наличествуют в обществе две культуры: культура господствующих классов и культура угнетенных. Здесь культура получает материалистическую интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека. Эта трактовка основана на том, что культура может быть понята не из самой себя, а только в связи с обществом, с трудом, что культура есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности. Еще одно направление культурологической мысли берет начало в иррационалистической философии А.Шопенгауэра. Оно получило название «философии жизни». Одним из его представителей был Ф.Ницше. Все процессы, происходящие в мире, все явления природного и психологического характера Ницше рассматривал как различные проявления «воли к могуществу». Все побуждения, рациональность и интеллектуальные построения являются перспективой некоторой воли, направленной на расширение своего могущества и власти и подчиняющей себе другие воли. Таким образом, категории, суждения, методы познания имеют цель сохранить и реабилитировать определенные формы жизни. Но язык культуры, выполняя данную охранительную функцию, искажает подлинную природу - жизнь. Причем искажение это проходит несколько этапов: от первоначальных образов, мифов, метафор, еще непосредственно связанных с первоначальным волнением, от возникающих из хаоса интуитивных «представлений» человек переходит к их системе, причем теряется связь с жизнью, так как понятия заслоняют ее собой. «Фальсификация» в интересах жизни превращается в самостоятельную силу, враждебную жизни. Ницше формирует на основе этих взглядов оппозицию Апполонического и Дионисийского начал в культуре. Аполлоническое-критическое и рациональное, дионисийское - творчески-чувственное, иррациональное. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию: творческое, художественное, образное начало в человеке подавляется критическим анализом и притязаниями разума. Ницше считал, что именно возрождение дионисийского искусства должно спасти сильных духом, освободив их от моральных обязательств перед угнетенными. Ибо в человеке слиты воедино тварь и творец. Поэтому перед человеком стоит дилемма: мораль или свобода. Ницше выбирает свободу и призывает человека разрушить в себе тварь для создания в нем творца, названного «сверхчеловеком». Историк культуры В.Дильтей создал иной вариант «философии жизни». Он рассматривает саму жизнь как способ бытия человека, осуществляющийся в раскрытии человеком культурно-исторического процесса, образовании мира истории, отличного от мира природы. Дильтей разделяет науки о природе и науки о духе. Первые «объясняют» данные внешнего опыта, согласуя их по схемам рассудка. Вторые «понимают» духовную целостность, интуитивно понимают «жизнь» из нее самой. Дильтей подчеркивает несводимость творческих проявлений только к сфере разума, утверждает единство мира культуры, включенность в него рефлексивных форм, поскольку к «объективному духу» относятся искусства, религия, философия. Акцент на целостном восприятии исторических культурных систем позволяет Дильтею сблизить историю и искусство.
2 вопрос. Основные направления современной культурологии. XX век ставит перед человеком массу глобальных проблем, а это порождает особый интерес к гуманитарному знанию и целый ряд культурологических теорий и направлений. Безусловно, современная культурология берет свое начало в 20-30-е годы XX века в культурологических построениях Л. Уайта, который попытался создать теорию культуры, способную в одном ключе рассматривать как дописьменные, так и письменные культуры. Это позволило под термином «культура» фиксировать общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически конкретных форм этой деятельности на различных этапах общественного развития в рамках определенных эпох. Сегодня сложились два противоположных социологических подхода к культуре. Первый - эволюционистский. Он восходит к традиционной модели культуры. Его главной чертой является убеждение в существовании прогресса в развитии человечества, а значит в эволюции культуры. При этом эволюционисты считают, что существует одна общечеловеческая культура или цивилизация, что для сторонников данного подхода тождественно. Все народы проходят один и тот же путь развития, но в одно и тоже время находятся на разных его стадиях. В 50-60-х годах XX века на базе этого подхода была сформирована теория индустриального общества, авторами которой явились А.Арон и У.Ростоу. А в 70-х годах теория постиндустриального общества, согласно которой общество в своём развитии проходит три стадии: традиционную, индустриальную и постиндустриальную. Традиционная стадия характеризуется ручной технологией и производством натурального продукта; Индустриальная – машинным производством, и его основу составляет производство средств. Постиндустриальная – производством товаров и услуг для потребления. Принципиально иных взглядов на культуру придерживаются сторонники цивилизационного подхода. Сторонник этого направления О.Шпенглер сопоставляет культуру и цивилизацию. В своей культурологической концепции Шпенглер противопоставляет эти понятия. В мировой истории он выделяет восемь типов культур. То, что они существовали в разные времена, в самых разных частях мира, свидетельствует, считает Шпенглер, о том, что нет мирового процесса, а есть единство проявления культуры во всем ее многообразии. Культура у Шпенглера - сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, сущность которой образует религия. Шпенглер считает цивилизацией последнюю фазу культуры, которая как явление технико-механическое, противоположна культуре как царству органически-жизненного. Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение отмирания целого как организма, затухание одушевляющей его культуры. Все культуры в своем развитии, как считает Шпенглер, проходят те стадии, которые проходит живой организм: детство, юность, зрелость и увядание. Это делает существование культур подчиненным одним законам и средний срок их существования приблизительно одинаковым в 1200-1500 лет. Анализируя состояние современной ему Европы Шпенглер на этом основании приходит к выводу о её неизбежном скором закате. Еще одним ярким сторонником цивилизационного подхода является А.Тойнби. Он выделяет ряд культурно-исторических типов в истории человечества, которые и называет цивилизациями. Цивилизации, в концепции Тойнби, - это некие умопостигаемые единицы истории, целостные системы, в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. Цивилизации сравнимы, сопоставимы между собой и с примитивными обществами. Важнейшим интегральным критерием цивилизации Тойнби считает реализацию ими конечной целевой установки, определенного их предназначения в истории. Решающую роль в развитии и становлении цивилизаций, считает Тойнби, играют «Ответы» тех или иных народов на «Вызов», брошенный им обстоятельствами. При этом, если по мере развертывания этого процесса все меньше становится вызовов, идущих из внешней среды, и все больше изнутри системы, то цивилизация прогрессирует, и наоборот. Еще одним значительным течением в философии и культурологии XX века явилась социальная и культурная антропология. Одни его представители, такие как Э.Дюркгейм, М.Вебер отталкивались от понятия «функциональной рациональности», культа научно-технического разума. Они задумывались о статусе «ценностей» в мире новоевропейской культуры. Так, Макс Вебер в своих работах зафиксировал драматическое положение западного человека между небом и землей - «небом» идеалов и «землей» эмпирической реальности. С одной стороны, перед человеком открывается эмпирический мир, не несущий в себе якобы никакого смысла. Это - мир, сформированный с помощью техники и науки, которая, в свою очередь, также «технична», а значит, принципиально «бессмысленна». С другой стороны, высоко над его головой витает царство идеала - истины, добра и красоты и прочих ценностей, призванных фундировать здание культуры. Однако это царство не только оторвано от земли, не имеет здесь своего реального основания, но и потрясено в своих основаниях внутренними раздорами богов (имеются в виду «ценности»), их войной, разразившейся в связи с переходом от «иерархии» к «равноправию». Другой представитель этого направления К.Леви-Стросс важное место в своей концепции отводил бессознательному. Для него бессознательное - скрытый механизм знаковых систем. Дело в том, что на сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, но он это делает, подчиняясь определенным правилам, которые выработаны коллективно и стихийно, и о которых обычно многие и не догадываются. Эти правила - элементы структуры языка, но точно такие же элементы структуры должны существовать во всех сферах духовной культуры человечества: в области искусства, права, религии. Эти структурные элементы проявляются в индивидуальной жизни. Бессознательное творчество человеческого духа, по мнению Леви-Стросса, и лежит в основе культуры и языка, который выступает как необходимое условие культуры. Следуя за Руссо, Леви-Стросс идеализирует «человеческий дух» первобытных народов, их мифологическое мышление. Современные европейские народы, по мнению Леви-Стросса, утратили единство чувственного и рационального в своей культуре, а это чревато самыми печальными последствиями, деградацией гуманизма. Создав мир символов, современный человек в своей культурной жизни отошел от следования бессознательной структуре разума, которая дана людям природой и потому идентична природе. Таким образом, все драмы современной культуры - это плата за забвение природы. И последнее, человек, учит Леви-Стросс, - единство внешнего и внутреннего. Внешнее - это те символы, которыми он оперирует. Внутреннее - это бессознательная структура разума. Внутреннее не меняется в человеке. А вот внешнее - эмпирическая реальность меняется, и это нарушает структурную связь внешнего и внутреннего в человеке. Поэтому все драмы современной культуры - это, в сущности, драма самого человека. Современный человек нуждается в ремонте. Следует вернуться к опыту первобытного человека, восстановить его единство, целостность. И здесь неоценима роль антропологии, главной гуманитарной дисциплины. Либо XXI век будет веком гуманитарных наук, составляющих в целом науку о человеке, либо его не будет совсем. Чем-то близки взглядам Леви-Стросса взгляды представителя другого - символического направления культурологии Эрнста Кассирера. В своей книге «Философия символических форм» он ставит вопрос: «Как возможна культура?». Кассирер утверждает, что она раскрывается как многообразие символических форм, связанных и упорядоченных в соответствии со своими функциональными ролями в систему модусов и уровней, каждый из которых (язык, миф, наука) не сводим к другому и равноправно существует в мире. Сама «символическая форма» определяется как априорная (т.е. доопытная) способность, создающая все многообразие культуры; символические формы автономны и самодостаточны. Задача философии культуры, в понимании Кассирера, заключается в описании структурных уровней и «индексов модальности» символических форм, что позволяет понять своеобразие, например, пространства и времени в контексте науки, мифа или языка. Психологическое направление ищет истоки культуры не во внешних к человеку символах, а в психике самого человека. Виднейшим представителем этого направления является Зигмунд Фрейд. Он исходит из существования бессознательного, как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания и оказывающего на нее мощное, порой скрытое воздействие. Психика состоит из трех слоев: «оно», «я» и «сверх – я». Бессознательное Оно - «кипящий котел инстинктов», унаследованных человеком, его безотчетные влечения и душевные движения. Сознательное Я - посредник между бессознательным и внешним миром, содействующий влиянию этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сверх - Я - инстанция, олицетворяющая собой запреты и нормы социально-культурного характера. «Я» пытается подчинить себе «Оно»; если это не удается, то «Я» подчиняется«Оно», создавая лишь видимость своего превосходства над ним. «Сверх-Я» тоже может господствовать над «Я», выступая в роли совести или смутного чувства вины. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, «Я» вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Сохраняющие активность неразряженные желания все же пытаются сделать это, маскируясь посредством механизмов бессознательного и обманывая бдительность «Я». Прежде всего это происходит через сновидения, а также обнаруживается в ошибках, обмолвках; в отдельных случаях столкновение бессознательных импульсов с «Я» принимают характер нервозов и душевных болезней, с которыми Фрейд встретился как психиатр-практик. В дальнейшем он стал рассматривать процесс психического развития человека как биологически обусловленный механизм трансформации его сексуальной энергии (либидо). Инстинктивный импульс либидо может быть или разряжен в действии, или вытеснен обратно в бессознательное, или же погашен посредством переключения энергии с социально и культурно неприемлемых на приемлемые и одобряемые цели (это называется сублимацией). В основе воззрений Фрейда на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательным, сексуальностью и насилием в человеке и нормами культуры, которая основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов. Фрейд приходит к выводу, что развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувств вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний. Фундаментальной предпосылкой его достаточно пессимистических рассуждений было уподобление общественной психики индивидуальной, убеждение в общности личного и коллективного бессознательного. Несколько иных взглядов придерживался представитель этого направления К. Юнг. Он считал, что бессознательное - необозримый резервуар нашего «Я», который связывает сознание со сферой инстинктивной жизни. Когда оно выступает в область сознания, то воспринимается им как нечто неизвестное и непонятное, а потому пугающее. Все неприемлемое для сознания, его «вытесненные» тенденции образуют верхний уровень - «тень» нашего разума, или индивидуальное бессознательное. Пройдя через свою «тень», человек опускается в коллективное бессознательное, состоящее из ассоциаций и образов, имеющее историческую природу. Это открытая миру и равная ему по широте объективность, в которой «Я» находится в самой непосредственной связи со всем миром. В отличие от сознания, в бессознательном человек непосредственно встречается с прошлым и будущим, переживая бессознательное как мир символов из древнейших и грядущих времен. Архетипы (психические структуры коллективного бессознательного), представляя собой вневременные схемы, согласно которым формируются образы, мысли и чувства живших и живущих людей, хранят первобытные формы постижения мира, коллективный исторический опыт, выраженный в мифах, символических изображениях. Сама история человечества коренится в бессознательном, хотя и не все способны понять это. Люди часто живут в тех или иных традициях, утеряв связь с их архетипической символикой. Это и порождает кризис культуры - кризис отношения сознания к бессознательному, силы которого всегда активны, обладают особой энергией, позволяющей им самоинтерпретироваться, вмешиваться в ситуацию. Эмоционально заряженные образы могут разрушительно действовать на человека и человечество. Для Юнга жизнь народов подвластна психологическому закону «душа народа есть лишь несколько более сложная структура, чем душа индивида». Только гармония сознания и бессознательного устраняет опасность, создавая здоровые и духовно богатые личности. Духовная культура, творчество также обусловлены бессознательным. Творческий процесс складывается из бессознательного одухотворения архетипа и его развертывания и оформления вплоть до завершенного произведения искусства. Архаический прообраз при этом всегда переводится на язык современности. «Здесь кроется социальная значимость искусства: оно неустанно работает над воспитанием духа времени, потому что дает жизнь тем фигурам и образам, которых духу времени больше всего недоставало». Помимо светской развивается также и религиозная культурология, виднейшим представителем которой является Тейяр де Шарден. В своих рассуждениях Тейяр де Шарден исходит из того, что внешняя среда в период, предшествовавший человеку, и в период его появления была одна и та же, но нет ни переходного звена, ни какого-то внешнего толчка, который привел бы к становлению человека. То есть, переход к человеку возник не снаружи, а внутри, в самом человеке. Переход совершился не через морфологические изменения, а внутри, не оставив внешне никаких следов. То есть возникновение человека, а значит и культуры связано с уходом вовнутрь, в самость, в субъективации внешних проявлений жизнедеятельности. Но почему развитие ушло вовнутрь и спустя «планетарный миг» проявило себя вовне каменными орудиями, групповой организацией, речью, использованием огня по всей территории Старого света? Известно, что возможности человеческого мозга намного больше, чем те требования, которые предъявляет к нему Земля. Сегодня нам больше всего известна трудовая теория происхождения человека. Согласно ей изготовление орудий привело к развитию интеллекта человека. Однако орудия изготавливают и некоторые виды животных, а ульи пчел или муравейники выглядят шедеврами в сравнении не только с первыми орудиями человека, но и с современными техническими сооружениями. В сравнении с ними первый человек выглядит неудачником в борьбе за жизнь. Но человек обладал одним всецелевым орудием - собственным разумом, который позволял ему накапливать социальный опыт. Российские мыслители также не раз обращались к проблемам культуры. Первое серьезное такое обращение мы видим в «Философических письмах» Чаадаева. Культура, по его мнению, - духовное образование общественно-исторической жизни. Культура не материальна, а духовна. Именно христианство является высшим проявлением культуры, но Россия, приняв его в православном византийском варианте, приняла и все пороки, присущие развратной Византии, а поэтому ее путь неверен, и у России лишь один выход — пойти по пути Запада. Дальнейшее развитие русской культурологической мысли строилось на антитезе Запад - Восток. Сформировалось два течения общественной мысли: западничество и славянофильство. Западничество, основателями которого считают А.И.Герцена и В.Г.Белинского, следовало идеям просветителей и видело путь к расцвету культуры в следовании путем науки, разума и прогресса за Европой. Славянофилы отстаивали идею самобытности России. Если Запад получил в наследство помимо христианства еще и античный рационализм, то Россия до принятия христианства была простой и патриархальной, что больше способствовало утверждению истинного христианства. Специфика культуры в Западной Европе отличается тем, что христианская церковь была здесь предельно-деятельной и сухо-практической. Обратившись к рационализму, она «создала мир прекрасный и соблазнительный, но обреченный на гибель - мир католицизма и реформаторства». Патриархальная же Россия является обществом подлинной христианской любви и равенства. Конец XIX- начало XX веков поражают разнообразием русской философской мысли. Наиболее интересная культурологическая концепция в это время была создана Н.Я.Данилевским. Данилевский стоит на цивилизаци о нных позициях и считает, что в мире существует ряд культурно-исторических типов, которые развиваются как живой организм повозрастно. В системе, созданной Данилевским, выделяются троякого рода исторические образования: - племена, составляющие «этнографический материал» для собственно исторических организмов; - народы, совершившие лишь разрушительный подвиг в истории (типа гуннов, монголов, турок); - народы, достигшие «исторической индивидуальности» и являющиеся «положительными деятелями в истории человечества». Народы этой группы составляют десять основных культурно-исторических типов. Всего существует четыре основы, на которых строятся цивилизации: религиозная, культурная, экономическая, политическая. Большинство цивилизаций были одноосновными: еврейская - религиозная, греческая - культурная, римская - политическая. Европейцам удалось создать двухосновную цивилизацию, охватив и культурную и политическую сферы. Но все четыре культурно-исторических основы может объединить, считает Данилевский, лишь славянский тип. К цивилизационным взглядам относится и течение евразийства. Его представителями были Г.В.Флоровский, Г.В.Вернадский, Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий и другие. Это движение зародилось в годы революции, и было попыткой переосмыслить место России в новых условиях в мире. Старая формула «Восток - Запад» переосмысливается ими в формулу «Восток - Запад - Россия». Исходя из того, что Евразия представляет собой ту наделенную естественными границами географическую область, которую в стихийном историческом процессе суждено было, в конечном счете, освоить русскому народу - наследнику скифов, сарматов, готов, гуннов, хазар, авар, камских болгар и монголов, Г.В.Вернадский считал: «История распространения русского государства есть, в конечном счете, история приспособления русского народа к своему месторазвитию - Евразии, а также и приспособление всей Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа». П.Н.Савицкий вкладывал в понятия «Европа», «Азия» и «Евразия» культурно-историческое содержание. И хотя он фиксировал культурное влияние на Россию Юга (Византия), Востока (культуры степных кочевников Азии) и Запада (западноевропейская культура), основная его идея заключалась в отрицании универсального «прогресса» культуры, в утверждении мысли, что русская культура не лучше и не хуже, не выше и не ниже других культур, что она (как и они) просто другая, обладающая своеобразным развитием. Что касается казахской культурологии, то обращение к вопросам культуры можно проследить уже у Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, И.Алтынсарина. Иx точка зрения сводится к просветительству и западничеству, утверждению рационализма во взглядах на культуру, вере в культурный прогресс и силу разума. В предреволюционные годы в Казахстане начинают распространяться идеи панисламизма и пантюркизма, происходит осознание своей собственной культурной самобытности. Однако революция не дала до конца развиться этим идеям. После революции октября 1917 года в Казахстанской, как и во всей советской культурологи, утвердился классовый подход. Национальное игнорировалось, культура делилась на культуру угнетателей и угнетенных. Инакомыслие наказывалось, многие области культурологических исследований были закрыты или сильно искажены. В постсоветский период в культурологии бывших стран СССР начался бум, культурология получила статус научной дисциплины. Вместе с тем единого подхода к предмету нет, не выработана единая концепция, в целом, в связи с пробуждением национального самосознания преобладают различные виды цивилизационного подхода к анализу общества. Отрадно видеть, что утверждается мысль не только о множественности культур, но и их равноценности. Российские и казахстанские культурологи вновь вернулись к евразийской теории. Но сегодня в евразийство вкладывается иной смысл. Евразийский тип культуры мыслится не только как национально-русский тип культуры, а как культура различных народов бывшего СССР. При этом для ее существования считается не обязательным существование государственного центра, объединяющего всего эти народы. Выводы: 1. Культурология – наука о генезисе культуры, которая объединяет взгляды на культуру самых различных областей знания и призвана определить, что такое культура, по каким законам она развивается и функционирует и какие функции выполняет в обществе, как она проявляется в различных обществах. 2. И в зарубежной, и в отечественной культурологи существует масса теорий, и все они имеют право на существование, поскольку раскрывают те или иные сущностные стороны культуры. Это возможно в связи с тем, что культура явление многогранное, проникающее во все сферы человеческой жизни.
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:
1. Чем отличалось античное понятие культуры? 2. Назовите главные черты средневекового понимания культуры? 3. Место культурологических идей в философии эпохи Просвещения? 4. Какое влияние оказала на дальнейшее развитие культурологии философия Гегеля? 5. В чем своеобразие марксистской теории культуры? 6. В чем сущность цивилизационного подхода к осмыслению культуры? 7. В чем состоит вклад в культурологию отечественных мыслителей?
Рекомендуемая литература:
1. Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования: Учебно-методическое пособие / А.И. Костяев, Н.Ю. Максимова. – 2-е изд., исправ и доп. (Гриф). М.: Либроком, 2010.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |