Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура и общество




Понятия общество, культура, личность являются базовыми понятиями культурологи. На них строится всё здание этой науки. Все названные понятия тесно взаимосвязаны между собой. Человек создаёт мир культуры, преобразуя мир природы. Но делает он это не как единичный человек, а как существо социальное, т.е. общественное. Более того, становление самого человека происходит в обществе, под влиянием культурных норм человека и ценностей созданных предыдущими поколениями людей данного общества.

Что такоё общество? В словаре русского языка Ожегова выделяется шесть значений слова «общество».

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности. Человек является личность, то есть существом социальным, субъектом общественно-исторической деятельности и культуры, способным творить и ставить цель своей деятельности. Именно человеческая личность, как активное, деятельное начало определяет способ (культуру) и форму (общество) жизнедеятельности людей – личностей.

Общество, личность и культура объединяются тем, что все они носят надприродный характер: культура есть процесс и результат преобразовательной деятельности человека в мире природы; личность – субъект этой деятельности, способный к свободному целеполаганию и волевому претворению в жизнь своих идей; общество- исторически сложившаяся, культурно обусловленная форма жизни людей.

Таким образом, все эти понятия объединяет не только их надприродность, но и человеческая деятельность, которая их порождает.

Человек, преобразуя мир природы и создавая культуру, действует не как единичное существо, а как существо общественное, в обществе и сам формируется как человек под влиянием общества.

Если говорить абстрактно, то опосредствованно, через телевидение, радио, книги, газеты на человека воздействует всё общество, но каждый человек в своей жизни и деятельности подвергается воздействию не всего общества, а своего непосредственного окружения, лишь какой-то части общества. У одного этого окружение больше, у другого меньше, но, в любом случае, это лишь малая часть общества в целом. Это может быть трудовой коллектив, сообщество соседей, население посёлка и так далее. Такие группы людей, объединенные местом проживания, образом жизни и общими интересами называются человеческими сообществами. Таким образом, всё человеческое общество состоит из локальных сообществ.

Безусловно, локальные сообщества людей сильно отличаются друг от друга. Это объясняется те, что все они формируются в различных природных условиях и под влиянием других различных объективных факторов. Но здесь возникает другая проблема: существует ли неотъемлемый элемент культуры, который позволит сопоставлять, сравнивать, соотносить культуры, элемент – обладающий всеобщностью и, в то время, способностью достаточно точно выражать ограниченность каждой из культур? Ответ здесь прост и очевиден – язык, без которого культурный процесс не может начаться, язык – условие культуры.

Осмысленная последовательность, которая характеризует действия человека, объясняется тем, что он осознаёт свои желания, формулируя и, тем самым, рационализируя их в слове и словом. Словесное определение своих потребностей и желаний делает возможным для человека действовать сообразно своим целям вплоть до их достижения, даже тогда, когда желание перестаёт быть непосредственным стимулам к действию.

Язык открыл человеку путь к свободному самоопределению и самовыражению. Но как появляется язык – основной материал культуры? Э. Ренан считает «самопроизвольно, как естественный продукт способностей отдельного этноса или расы. Сила, создавшая язык, есть этнический дух, его самопроизвольная деятельность».

Логика развития каждого этноса детерминирована его врожденными психологическими особенностями, а язык, как основной элемент культуры влияет на становление её форм.

Языковые различия вызывают различия в подсознательных процессах, следовательно, закономерно порождают особое многообразие форм духовной культуры на первом этапе развития общества. Это позволяет говорить о всех культурах, как равноположенных элементах духовной жизни человека.

Можно ли при этом подходе говорить об эволюционных этапах в развитии культуры или её всеобщих закономерностях? Можно, если дух языка имеет универсальные начала. И такие начала в XX веке были обнаружены. При всём разнообразии форм и структур у различных языков есть и некоторые общие свойства. Это врожденные правила оперирования языком, имеющие общий для всех языков характер.

Накапливался опыт, человек получал всё больше возможностей классифицировать и интерпретировать. Логика этой деятельности зависела не только от реальных отношений вещей, но и от соотношения их знаков в языке. Постепенно, любой неодушевлённый предмет, любое растение, животное и сам человек получают чётко обозначенное словом место. Эти понятия складываются в общее представление о действительности, в картину мира.

Это уже метафизическое творчество, создание нового типа реальности, т.е. духовной культуры.

Таким образом, благодаря культуре осуществляется интеграция общества существует и воспроизводится социальная структура, формируется групповое, общечеловеческое и личностное самосознание.

Это значит, что через традиции, обычаи, культурные нормы, ценности, систему воспитания, язык, идеологию у новых поколений развиваются присущие только данному обществу черты, образ жизни, менталитет, а, значит, это общество снова воспроизводится.

Но сама культура созидается, распространяется и передаётся из поколения в поколение через социальные институты, такие как школа, семья и т.д.

Субъектами культуры являются личность, группа, человечество. Общественным субъектом принято называть взаимопроникновение культуры общества и личностной культуры человека.

Как мы уже знаем, субъект – это деятельное начало, активно действующее и преобразующие окружающий мир.

Личность как субъект культуры формируется под влиянием культуры, но в свою очередь через деятельность влияет на культуру, создаёт её предметы, корректирует нормы, в ней преломляются культурные ценности.

Группа также участвует в создании материальных и духовных ценностей культуры, через неё осуществляется адаптация личности к культуре, функционирование культурных норм, всё это тоже делает группу субъектом культуры.

Всё человечество в целом вырабатывает, видоизменяет и совершенствует культуру, именно оно вырабатывает на базе локальных культурных норм и ценностей новые, общечеловеческие культурные нормы и ценности, а это несомненные признаки того, что оно является субъектом культуры.

Что же такое общественный субъект? Как понимать выражение: «общественным субъектом называют взаимопроникновение культуры общества и личной культуры?» У каждого человека существует своя духовная культура – свои представления о том, что является ценностью, а что нет, что является нормой, а что нет. Но и в обществе так же есть подобные понятия. Далеко не всегда они совпадают, Поэтому при их взаимодействии происходит столкновение, взаимопроникновение и формирование новых культурных норм и ценностей, приемлемых как для личности, так и для общества в целом. А это есть процесс преобразования культуры, следовательно, взаимопроникновение культуры общества и культуры личности является общественным субъектом культуры.

Государство в современном обществе является важнейшим политическим институтом и, в силу этого обстоятельства, способно оказывать серьёзное влияние на динамику и уровень развития культуры. Дело в том, что политическая культура в значительной степени созидается и поддерживается государством, политической системой общества.

Деспотическое государство совсем не заинтересовано в развитии демократических институтов в обществе. Напротив, в таком государстве поощряется покорность, подчинение всех главе государства, а младших старшим, поддерживается традиция.

Иное дело демократическое государство. В нём поощряется инициатива членов общества, самостоятельность, ответственность, новация.

Но демократия, как и другие формы государственно-политического устройства, осуществляется и воспроизводится во многом благодаря культурным традициям и обычаям.

Действительно, если в обществе господствует традиции рабской покорности, безоговорочного подчинения младших старшим, то демократические институты в этом обществе практически невозможны. Пример этого мы видим в странах СНГ, где долгое время господствовал коммунистическая идеология и диктат партии. Люди в этих странах с трудом привыкают к тому, что у них есть альтернатива, выбор, что они сами могут решать свою судьбу не дожидаясь указания свыше.

С другой стороны в демократическом обществе, где хорошо развиты традиции народовластия, человек чувствует себя свободным, подлинным творцом своей судьбы, где он привык сам искать пути решения встающих задач, не дожидаясь указания свыше. Навязывание деспотических форм правления так же очень трудно и чревато борьбой народа за свои права.

Из истории известно, что демократические традиции появляются не вдруг. Все государства, которые мы сейчас называем демократическими, шли к построению демократического государства длительное время. Поэтому в обществе без традиций демократии и соответствующей культуры народовластие утверждается последовательным длительным взаимодействием политических, правовых и социальных институтов, поэтому становление подлинной демократии в нашей стране – цель будущего, к которой мы сможем прийти лишь при последовательном сотрудничестве политических, государственных, правовых и социально-общественных институтов направленных на её построение.

При этом традиционная культура отрицательно относится к инновациям, стремясь сохранить существующий образ жизни, обычаи традиции, а это говорит о её антидемократическом характере, так как становление демократического общества происходит лишь при длительном процессе эволюции. Чем быстрее внедряются новые нормы в культуру общества, чем лучше она воспринимает инновации тем больше её реформаторский потенциал, и тем быстрее такое общество достигнет подлинно демократического строя.

Сегодняшние Казахстан и Россия являются переходными обществами. Нормы и ценности традиционной, тоталитарной культуры уходят в прошлое, а на смену им делается попытка выработать демократические культурные нормы и ценности. Наверное, ещё рано говорить о результатах и темпах этого процесса, но чисто субъективно хочется, чтобы он осуществлялся быстрее. Кроме того, наряду с демократическими традициями возрождаются и негативные традиции такие как: байство, когда чиновник чувствует себя на своём посту единоличным властелином ни ответственным и неподвластным ни перед государством, ни перед обществом; родовые традиции, когда на должность работники назначаются не по деловым качествам, а по родственным связям. Такие явления сильно тормозят выработку демократической культуры, поэтому культурная ситуация в стране сложная, а процесс выработки демократической культуры сложен и противоречив.

Таким образом, культура является социальным институтом, влияет на развитие общества и сама формируется под его влиянием. Субъектами культуры являются: личность, группа, общество. Культура позволяет осуществлять интеграцию общества, но в свою очередь подвержена влиянию государства. Формирование демократической культуры процесс длительный и во многом зависящий от отношения общества к инновациям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.