Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура Древнего Китая и Древней Индии




В XIV в до н.э. сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В инкскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо – прообраз современной иероглифической каллиграфии. Древний Китай – родина изобретений, таких как компас, тушь, сейсмограф, фарфор, бумага, шёлк, глобус, водяная мельница, насос. В Древнем Китае была написана «Фармакология», проводились хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые применили метод иглоукалывания, прижигания, массажа. Интересна и необычна архитектура Китая. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов с черепичной крышей, которая поднятые вверх края и чётко обозначенный карниз (пагода). Великий канал (2000 лет назад) и Великая китайская стена (221-207 г.г. до н.э. – основная часть стены).

Для китайцев богом было Небо. Император – сын Неба. Политика в китайской империи мыслилась по образцу органической целостности мировой жизни. В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы: даосизм, конфуцианство, буддизм (эпоха Чжаньго). Эпоха Чжаньго – классический период в истории духовной культуры Китая (напряжённая интеллектуальная жизнь). Эпоха «соперничества ста школ», «золотой век» китайской философии. Возникновение даосизма связано с Лао-цзы («Книга о дао и дэ»). Дао – путь природы, дэ – благость, нравственная сила, увей – недеяние. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к «естественному» состоянию, которому свойственно внутриобщинное равенство. Даосы осуждали социальный гнёт, признавали объективность мира, выступали против обожествления неба, отрицали культ предков. Идея «воплощения» даосом божественных сил космоса в самом себе. Другой чертой даосизма являлась практика получения откровений от верховных богов. Царство даосского мессии уготовано лишь для избранных (идея личной ответственности за прегрешения и неизбежности возмездия за них). В политическом отношении даосизм претендовал на роль «внутреннего» дубликата светской империи. Даосы выдвигали образ двойника земного правителя, являющегося верховным повелителем в мире духов. С V в. до н.э. многие императоры в Китае принимали даосские принципы, тем самым как бы удостоверяя свои державные полномочия и в мире божественного.

Конфуцианство: основоположник Конфуций (Кунцзы). Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений, учреждённый в 59 году, просуществовал вплоть до 1928 г. Изречения Конфуция – трактат «Беседы и суждения». Конфуцианство связано с проблемами нравственности и управления (человек и общество). Конфуцианство развивало учение о сознательной воле Неба и о священном характере власти земного правителя как сына Неба. Общественная структура, как и устройство мира, вечно и неизменно. Каждый в ней занимает строго определённое место. Необходимо, по Конфуцию, гуманное правление высоконравственного государя. Основа этого – беспрекословное следование традиции (правила Ли) освящение общественного неравенства. Монархия – единственная форма правления, угодная Небу. Одна из величайших заповедей в учении Конфуция – сыновнее благочестие (Сяо). Обожествление духа предков (культ предков). Культ Неба. Не знатное происхождение и имущественное положение давало право человеку называться «благородным мужем», а образование и высокие моральные качества. Этико-политические взгляды Конфуция легли в основу духовной жизни старого Китая.

Возникновение первого в истории страны собственно имперского государства – империи Цинь «221-207 г.г. до н.э.». Ряд глобальных реформ: законодательная база, управленческие структуры, обеспечивающие верховную имперскую власть, унификация системы мер и весов, письменности, денежной системы, дорог. Уникальный памятник – «глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди» - несколько тысяч глиняных фигур воинов, лошадей и моделей колесниц в натуральную величину, найденную на подступах к погребению этого императора. Следующая империя – Хань (206-120 г.г. до н.э.). Начало функционирования Великого шёлкового пути (II-I в.в. до н.э.), связавшего Китай с другими государствами.

На рубеже нашей эры в Китае распространяются буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. К IV в. н.э. буддистская церковь в Китае становится мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов, монастырей. Это повлекло за собой становление китайско-буддийского храмового зодчества (пагоды) и культового искусства, в том числе создание пещерных монастырей и скальных храмов. В дальнейшем буддизм, также как и даосизм, уступит место конфуцианству.

Культура Индии насчитывает около 5 тысячелетий. Хронологически в ней выделяются: Хараппская цивилизация (2500-1700 г.г. до н.э.), Ведийский период (1700-600 г.г. до н.э.), Предмаурийский период (600-320 г.г. до н.э.), Эпоха Маурьев (320-185 г.г. до н.э.), Гуптская империя (510-320 г.г. до н.э.). Средневековый мусульманский период развития (Делийский султанат, империя Великих Моголов).

Первые центры индийской культуры Хараппа и Мохенджо-Даро существовали уже в III тыс. до н.э. на берегах Инда. Они отличались целенаправленным планированием городских построек из трёх этажей. Использовали для этого обожжённый специальным способом кирпич. Жители городов сооружали сложнейшие канализации, зернохранилища, системы водоснабжения. Совершенство ткачества, оружейного искусства, ювелирного (украшения носили и мужчины, и женщины) и декоративно-прикладного искусства (уникальная глиняная посуда с обливной глазурью опало-кремового цвета с тёмно-пурпурным рисунком – нигде ещё не умели делать такую посуду). Однако мировоззрение людей остаётся загадкой из-за неразгаданности их письменности.

Следующий этап связан с приходом в Индию ариев и получил название ведийского (от вед, древнейших письменных памятников). Веды представляют собой собрания религиозных и ритуальных текстов (самхиты) различного содержания и назначения. Веды состоят из четырёх сборников: Ригвед, Яджурвед, Самавед, Атхарвавед. Ригведа – самая древняя часть вед. Гимны Ригведы воспевают множество богов (всего 33). Культ природы и её явлений. Сама веда – сборник песнопений. Яджурведа – сборник молитв, под которые совершались жертвоприношения при музыкальном сопровождении. Атхарваведа – собрание заклинаний, магических формул. Веды – основа двух эпосов: «Махабхарата» и «Рамаяна».

Упанишады (санскр. «сидение внизу у ног учителя») – тайное философско-религиозное учение, возникшее на базе вед, расширяющее ведическое учение. Центральным понятием является Тримурти – троица упанишад: Брахма (Атман), Вишну, Шива. Брахма – создатель Вселенной и мира. Вишну – охранитель космического порядка и мира. Он девять раз воплощался в другие существа, чтобы спасти Землю. Шива, имеющий 1008 имён, носитель космической энергии, созидательной и разрушительной одновременно. Основу учения упанишад составляют учения об атмане, майе, карме, сансаре и мокше. Атман – универсальное психическое начало Вселенной, душа мира, а также индивидуальное начало человека. Атман – Брахма, создав самого себя, принял форму гигантского первочеловека Пуруши (санскр. «личность»). Он послужил материалом для социального устройства общества (варны). Четыре сословия: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы – общинники) и шудры («неприкасаемые»). Переход из варны в варну невозможен, запрет на смешанные браки, т.е. законный брак – в пределах одной варны (эндогамия). Индийская каста – это результат длительного процесса становления производственных, правовых, культурных отношений между людьми, которые разделены между собой происхождением, профессией, обычаями, законами. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах. Религиозно-философская система ведийского периода – брахманизм. Индийская философия объясняла рождение человека в различных социальных слоях, с разными способностями и разной внешностью при помощи учения о переселении душ (теория инкарнации). Человек проходит много перерождений, и следующее зависит от его кармы, а карма – от его сознания и поступков (это касается и богов). Важным понятием является и сансара (колесо перевоплощений), которая определяется кармой. А также понятия: майя – учение о заблуждениях человека, мокша – достигается в результате освобождения от заблуждений, майи. Если представление о судьбе в античном обществе окрашено духом пессимизма, то в индийском – рита, напротив, источник торжества принципа праведного поведения, символ всеобщей упорядоченности и гармонии. И рита, и карма оставляют для человека возможность улучшить свою судьбу работой над собой, телом и сознанием (система йоги). Тело человека представляется как «грубое» (физическое тело, доступное пяти «внешним» органам чувств) и как «тонкое» (внутреннее восприятие). В «схеме тела», в месте, соответствующем спинному мозгу, присутствует ряд «центров» или чакр («лотосы») – сосредоточий сил, правящих миром и телом. Всего семь чакр (седьмая чакра – Кундалини – Шакти). Кундалини в процессе «проявления Вселенной» последовательно «выделяла из себя» другие силы (чакры). Пробуждённая посредством специальных йогических приёмов, Кундалини восходит вверх от центра к центру, растворяя их в себе, и человек «освобождается от цепей явленного мира». Тантры – общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Они отражают лишь конкретный итог многовекового анализа системы чакр. Методики подъёма Кундалини тезисно изложены в тантрических текстах. Йога – это система моделей определённых практических приёмов. Осознание себя как существа духовного приводит к пониманию того, что состояние низших форм бытия: материальной и физической зависят от человеческой воли, сознания, души. Йога путём медитации приводит разум к полному молчанию, пустоте. В процессе освобождения от хаотичных мыслей ум учится их контролировать. Свободное место успокоенного рассудка может занять высший разум, способный работать только с необходимыми мыслями, систематизировать и видеть связь внутри мыслительного материала. Такой разум и есть Манас (мудрость). От самого человека зависит его счастье. Осознание своей духовной сущности определяет счастье человека, т.к. оно есть его внутреннее состояние (а не зависит от места бытия, от общества, от родителей, от детей и т.д.). Таким образом, духовность – главная традиция Индии.

Брахманизм оберегал ведийские духовные традиции и сдерживал проявление свободомыслия. В VI в. до н.э. формируются буддизм и джайнизм, выступающие с протестом (вызовом системе варн и племенной раздробленности). Центральные принципы и положения брахманизма перешли в систему индуизма. Однако буддизм и джайнизм, по сути, мало отличались от брахманизма и не помешали развиваться духовным традициям. Основоположник буддизма – принц Сиддхартха Гаутама. Покинул дом, 7лет был риши (лесным) и саманом (аскетом), сидя под деревом Бо (смоковница), увидел звезду, которая вызвала понимание причин страдания человека и пути их преодоления, стал Буддой (просветлённым). Буддизм стал государственной религией при царе Ашока (268-232 г.г. до н.э.), третьем правителе династии Маурьев. Ашока выдвинул идею завоевания мира не путём военного нападения, а через провозглашение учения Будды. Буддизм: любой человек может достичь освобождения от кармы, от сансары, варно-кастовой принадлежности и стать Буддой при жизни. Основу учения составляют «четыре благородных истины»: дуккха, тришна, нирвана, садхана. Первая истина гласит, что жизнь есть страдания. Вторая – учение о причинах страдания (стремление к обладанию реальностью). Третья – учение о нирване, её цель совпадает с йогой. Четвёртая – восьмеричный благородный путь освобождения от страданий и достижения нирваны. Буддизм – идея самоусовершенствования человека (нравственность, добродетель и мудрость неотделимы). К периоду маурьев в буддизме оформилось два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее легло в основу Махаяны, суть которой в учении о ботхисатве – существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из страдания к людям в неё не вступающее. Будда – высшее абсолютное существо. И Будда, и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в I в.н.э. монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Велики достижения Индии в развитии науки и искусства. Первые философские школы: Локаята – учение о чувственном познании мира, Вайшешика – атомистическое учение, школа Нагараджуны с теорией «всеобщей относительности». Законы Ману (II век до н.э.) – действующий свод правил, законов на протяжении двух тысячелетий; регламентация всех сторон жизни индуса. Также законы Ману описывают происхождение мира, общества, религиозно-этические принципы на основе брахманизма и многое другое. Математики древней Индии знали значение числа пи, таблицу умножения, синус, косинус, решали линейные уравнения. Медицина: лечение травами, диетами, водными процедурами. Индия – родина шахмат. Архитектура: связь человека с космосом. Любое поселение имело две, пересекающиеся под прямым углом улицы, которые завершались воротами, символизирующими выход во Вселенную по четырём сторонам света. При Ашоке здания возводились из дерева. Основные типы культовых сооружений: ступа (мемориальное сооружение, хранящее останки Будды), стамбха (колонна на месте добродетельных деяний Будды), чайтья (скальный храм – символ отшельнической жизни Будды). Строительство из камня возобновилось в IV в. до н.э. во времена формирования единого индийского государства. В период маурьев строились вихары – монастыри, в которых развивались искусства и науки. Пещерный храм в Карле (создавали 150 лет) имеет почти 14м. в высоту, 14м. в ширину, около 38м. в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков. Шедевр индийской архитектуры – индуистский храм и буддийская ступа в Санчи. Искусство эпохи правления Гуптов создало классические идеалы красоты, которых придерживались мастера последующих поколений. Это так же время развития древнеиндийского театра. Театральная традиция предшествовала древнегреческой. Театр «Сангит»: единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца. Классик драматургии и лирической поэзии – Калидаса (V век до н.э.), сюжеты черпал из эпоса. Существовало несколько школ скульптуры. Например, в Гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская, среднеазиатская. Здесь созданы первые изображения Будды как Бога и статуи ботхисатв. Школа Амаравати впитала в себя традиции юга и буддийские каноны, повлияла на искусство юго-восточной Азии и Шри-Ланки. Древнейший памятник живописи – стенные росписи в пещерах Аджанты (сохранились отлично!). Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки.

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Математик Арьяпхата (V-VI в.н.э.). Десятичная система исчисления. Это способствовало точным астрономическим расчётам, хотя обсерваторий и телескопов ещё не было. Аюрведа – наука о долголетии, влиянии на человеческий организм природных условий и наследственности. Уважение и почитание знаний в Индии. Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран (Египет, Месопотамия, Юго-Восточная и Средняя Азия, Дальний Восток).

В конце I тыс.н.э. в результате развития ведической религии брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировался индуизм. Смена буддизма индуизмом на юге Индии в VIII в., на севере – к XII в. н.э. Общие понятия для всех направлений индуизма: дхарма, карма, ахимса (не причинение вреда живому, в них души умерших людей). Священными считались корова, змея, лотос, Ганг…

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки.

 

1. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?

2. Какое место занимали идеи смерти и бессмертия в древнеегипетской культуре? Сравните с этой точки зрения основные культуры Древнего Востока.

3. Какие из семи чудес света находились на территории государств Двуречья?

4. В чем сущность варно – кастового строя и каково его влияние на культуру древней Индии?

5. Раскройте содержание основных религиозно – философских терминов древнеиндийской мысли: «дхарма», «карма», «сансара», «нирвана».

6. Какие особенности буддизма способствовали превращению его в мировую религию?

7. Назовите основные достижения культуры Древнего Китая.

Рекомендуемая литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.