Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Древнегреческая культура




Тема 9. Античная культура.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высшее образование, 2009.- 566 c.

2. Афанасьева В., Луковкин В., Померанцева Н. Малая История искусств. Искусство Древнего Востока. – М., 2008.

3. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2010.

4. Древние цивилизации. Под ред. Г.М. Бонгард. – Левина – М., 2009.

5. Виноградова Н.А., Каптерева П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. – М., 2007.

6. Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 2008.

7. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 2009.

8. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. - М., 2004.

9. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира.– М., 2008.

10. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 2010.

11. Бондаренко Ю.Я., Маканов Ж.К. В поисках истины. – Костанай, 2011.

12. Лобацова О.Ф Религиоведение. – М., 2008.

13. CD-ROM: Культурология: Электронный учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. (Электронный учебник PDF). М.: Юнити-Дана, 2011.

14. Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования: Учебно-методическое пособие / А.И. Костяев, Н.Ю. Максимова. – 2-е изд., исправ и доп. (Гриф). М.: Либроком, 2010.

15. Краткая история мифа / К. Армстронг. М.: Эксмо, 2011.

 

 

Цель лекции: раскрыть особенности античного типа культуры и влияние античности на европейскую и мировую культуру. Знание и понимание законов развития классической культуры, основы которых были заложены греческой культурой, и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности.

Ключевые понятия: «античность», «акрополь», «агора», «дорический ордер», «ионический ордер», «коринфский ордер», «эллинизм», «стоицизм», «софизм», «эпикурейство», «полис», «акведук», «базилика», «евангелие», «принципат», «риторика», «термы», «триумфальная арка», «христианство», «пантеон», «материализм», «идеализм».

 

Античной культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру, ставшую колыбелью европейской цивилизации. Она не возникла внезапно. Это доказали раскопки, проведенные на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова двумя выдающимися археологами XIX и XX в.в. – Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом. Они открыли раннюю античную культуру, центром которой в III-II тыс. до н.э. был остров Крит, а чуть позже греческий город Микены. Этот период культуры получил название крито-микенский.

Остров Крит упоминается в древних египетских текстах, сюжеты многих греческих мифов связаны с этим островом. Критские письмена еще не расшифрованы, не известно о его государственном устройстве и религиозных верованиях. Сохранились только памятники материальной культуры. В искусстве Крита отсутствует каноничность (ассиметричность, радостное восприятие жизни). Обнаружены лишь остатки дворцов, которые имеют сложную планировку: помещения, располагаются вокруг внутреннего двора, соединяются между собой запутанными ходами, лестницами и коридорами, некоторые уходят под землю. Кносский дворец действительно напоминает лабиринт древнегреческого мифа, в котором обитал полубык-получеловек Минотавр. Главным украшением дворца была живопись (фрески с изображением ритуального боя с быком, сцены эпифании - внезапного явления богини, любовное изображение животных, растений). К середине II тыс. до н.э. в искусстве Крита произошли большие перемены (землетрясение, нашествие ахейцев, обострение внутренних междоусобиц, извержение вулкана).

Микенская культура. В искусстве Микен также не чувствуется религиозного влияния, но оно более суровое и простое в отличие от критского. Жители городов Микен и Тиринфа строили свои города и крепости на высоких холмах, укрепляя их стенами. («акрополь» - верхний город). С течением времени микенское искусство вышло из-под влияния Крита: исчезают многоцветность, воздушность, в плоских и декоративных изображениях пространство не ощущается. В сравнительной бедности художественного языка заложены композиционная сила, порядок, логика. Расписные вазы- один из главных видов художественного творчества Микен. К XII в. до н.э. Микенская цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами.

XI-VIII в.в. до н.э. получили название Гомеровского периода. Заложено основание материальной культуры Греции. Формируется своеобразный геометрический стиль в искусстве. Создание Гомером «Илиады» и «Одиссеи».

Период с VII по VI в. до н.э. получил название греческой архаики. Утверждение (вместо прежнего родового строя) новой политической структуры полиса «города-государства». В них строятся дороги, мосты, водопроводы, складывается общегреческий рынок, чеканятся монета. Участие граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений по делам государственной важности. Отцом греческой демократии был Солон (VI в. До н.э.). Он создал новую конституцию, по которой четыре политических учреждения руководили управлением страной: архонты, Совет Четырехсот, Народное собрание и Ареопаг.

Деятельность царя Перикла была завершением демократического развития Афин (V в. до н.э., эпоха классического расцвета Греции). Реформы в годы его правления были ознаменованы рядом блестящих успехов не только в политике, но и в культуре. Создание ансамбля Афинского Акрополя, центром которого является великий Парфенон (храм Афины – Девы) со множеством скульптурных и рельефных украшений (архитекторы Иктинн и Калликрат). Архитектура греческой классики предстает в гармонии со средой, в соразмерности с человеческим телом Архитектурные стили: «дорический ордер» – ассоциируется с мужским телом, «ионический ордер» – с женским. Типы скульптур: «курос» – изображение.

Скульптуры создавали идеальный образ гармонично развитого человека в его целостной завершенности как отражение полноты бытия (из гипса, бронзы и мрамора). Единственно, чего не знала греческая скульптура, это анализа характеров. Изображение богов и героев, отсутствие в произведениях не только духовных, но и телесных страданий (Мирон, Поликлет, Фидий).

Музыка в классической Греции объединяла все искусства и науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю в единое гармоническое целое – космос. Соединение противоположностей – грубоватой народной музыки Диониса и аристократической, «ученой» музыки Аполлона – породило греческую драму и греческий театр. Они возникли из сельских праздников в честь бога Диониса. Происхождение трагедии: хоровое пение с танцами, затем диалоги. Трагедия Эсхила (поздняя архаика) – прославление человеческого подвига, патриотического долга. Софокл (классика) – прославление человека, показ его таким, каким он должен быть. Еврипид (поздняя классика) – изображение людей такими, каковы они в действительности со всеми слабостями и пороками. Введение одного актера в VI в. до н.э. поэтом Феспидом. Введение Эсхилом второго актера, Софоклом – третьего. Площадка для выступления – оркестра. Появление зрительного зала «театрона», по инициативе Эсхила «скены» – крытого сооружения для раздевалки актеров и хранения театрального реквизита. Передняя часть скены, обращенная к зрителям, была фоном драматического действия. Перед скеной – подмостки – проскенион, предшественник современной сценической площадки. Изобретение вращающейся сцены. Запрет на показ убийств. Женщины и молодежь не допускались на комедии из моральных соображений. Организацию театральных представлений брало на себя государство. Выплата пособий на зрелища для бедняков при Перикле – теорикон.

Дух соревнования, борьбы (агон) – основа культуры греков. 776 г. до н.э. – начало Олимпийских состязаний. Экерихея – запрещение всем греческим государствам вести войны в период проведения игр. Спорт – форма воспитания молодого гражданина, воина твердого, решительного. Платон о значении борьбы в воспитании воина. Первый день – торжественное открытие игр, жертвоприношение на алтаре Зевса Олимпийского. Второй день – состязания молодежи (пентатлон). Третий день – та же программа для взрослых. Четвертый день – состязания на колесницах, самый элитарный вид соревнований (получение женщинами права на участие в состязаниях на управление колесницами с IV в. до н.э.). Пятый день – раздача наград, исполнение хвалебных песен в честь победителей. Разрушение этических и культурных основ соревнований, начиная с IV в. до н.э. (запрещение игр в IV в. н.э. Христианским Римом).

Греческая мифология – основа греческого искусства и культуры. Героями мифов были боги, возглавляемые Зевсом, восседающим на Олимпе. Каждый бог был наделен своей функцией. Представлений о греховности человека перед богом у грека не было, а следовательно, и огромной пропасти между ними не существовало. Была этическая система, право, законы на основе человеческой мудрости, а не на основе деяний богов. Греческая мифология знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Осваивая земную природу, греки считались с ней. Боги подобны людям, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали. Достижимость идеальности богов, как перспектива усовершенствования своих возможностей и качеств. Быть гражданином – значит быть прекрасным. Калокагатия («калос» – прекрасный и «кай агатос» – доблестный) – элемент древнегреческого бытия и культуры. Направленность энергии древних греков к достижению калокагатии. Развитие в конце Архаического периода на базе древнего крестьянского культа надежды на бессмертие, которое ранее считалось принадлежностью не отдельного индивида, но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах в V веке до н.э., когда человек почувствовал себя свободным от уз семьи и традиции, доходит до культа личного бессмертия. Победа греков над персами (500 – 449 г.г. до н.э.) соответственно воспринималась как свидетельство могущества греческих богов (на стороне греков сражались и их божества). Формируется чувство исторического оптимизма, которое отразилось и в религиозном сознании. Зевс – гарант справедливости. Полное слияние в рамках единого пантеона полисных и народных божеств. Государство и боги образуют неразрывное целое. Очеловечивание религии, она становится мирской. Но сливаясь с гражданской гордостью, религия очеловеченных богов уходит из сердца человека. Последняя треть V в. кризис религиозного сознания греков. Бедствия в годы Пелопонесской войны (между Афиной и Спартой за господство в Греции – 431– 404 г.г. до н.э.), усложнение характера общества, его социальной структуры, которым перестали соответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокой древности. Однако, рождались новые религиозные идеи (идея о личной связи человека с божеством), распространение мистицизма.

И все же духовная культура Древней Греции формировалась в области философии. Уже в эпоху Великой колонизации в архаический период (эпоха освоения греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей) греческая религия не отвечала духовным запросам современников потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. Этот вопрос пытались решить представители религиозно-философских учений – орфиков и пифагорейцев (верили в бессмертие человеческой души, пройдя ряд перевоплощений, способной очиститься и достичь вечного блаженства). Совсем иной взгляд на мир, уже приближающийся к стихийному материализму, развивали представители ионийской натурфилософии – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они попытались представить всю окружающую их вселенную в виде гармонически устроенной, саморазвивающейся и саморегулирующейся системы. Этот космос не создан никем из богов, никем из людей и должен существовать вечно. Управляющие им законы вполне доступны человеческому пониманию. Фалес и Анаксимен полагали, что первичной субстанцией, из которой все возникает и в которую, в конце концов, все превращается, должна быть одна из четырех основных стихий. Фалес отдавал предпочтение воде, а Анаксимен – воздуху. Однако дальше всех по пути абстрактно-теоретического осмысления природных явлений продвинулся Анаксимандр. Первопричиной и основой всего существующего он объявил: «апейрон» - вечную и бесконечную субстанцию, пребывающую в непрерывном движении, в процессе которого из апейрона выделяются противоположные начала: теплое и холодное, сухое и влажное и т.д. Вступая во взаимодействие эти пары противоположностей, порождают все доступные наблюдения явления природы. В философии V в. до н.э. ведущим направлением осталась натурфилософия. Представители этого времени – Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Они уделяли внимание поискам первоначального элемента (Гераклит видел его в огне). Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Демокрита из Абдер. Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания, исходный пункт которой – чувственный опыт. Но истинная «природа» вещей (атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью мышления. В V в. до н.э. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии, материалистической в своей основе и пифагоризма. Однако, примерно с середины Vв. в центре философии оказывается не мир, а человек (в этом огромную роль сыграли софисты). Софист – странствующий и обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, естественный результат процесса профессионализации знаний. Сильнее обозначился разрыв между натурфилософией и реальными знаниями, большим становился общественным скептицизм в отношении натурфилософии, выразителями которого стали софисты. Врагом софистов в Афинах выступил Сократ. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум. Учил, что существуют абсолютные истины и этические ценности, но ими владеет только бог. Однако, уже в IV в. до н.э. Платон (ученик Сократа) заметил, что глубинная человеческая природа плохо согласуется с установлениями разума. Человек постоянно демонстрирует своеволие, которое разрушает едва рождающийся порядок. Философская концепция Платона тесно переплетена с социально-политическими взглядами. Материальный космос управляет законами, находящимися вне его. Надкосмический мир называется миром идей. Материальный мир лишь копия или отражение мира идей. Мир идей покоится в вечности, а самая высшая идея идей – это абсолютное благо, тождественное абсолютной красоте. Высшее благо является началом всех начал, конструктирующим видимый небесный и человеческий мир по самым мудрым, вечным законам. В трактатах «Государство» и «Законы» Платон создал модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой, строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой верного построения государства он считал правильную трактовку понятия добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться философы, люди, обладающие знаниями. Ученик Платона Аристотель свел платоновские идеи на землю, которую так любили греки. Он вернул ее во всей полноте материальному миру. Материя и идея, или, как ее впоследствии стали называть по-латыни, форма, стали неотъемлемы и нераздельны, определяя друг друга. Аристотель полагал, что материальный мир первичен, а мир идей вторичен. Учение о природе предстает в его трактатах прежде всего как учение о движении. Он считается выдающимся представителем диалектики, которая была для него методом получения истинных и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных. Аристотель – вершина греческой философии, ее систематизатор. Создал метафизику, исследовал человека, его тело, душу и разум. Он описал эмоции, чувства, память, волю, темперамент. Ему принадлежат сочинения о мышлении и его законах. Открыл этику, эстетику. Учение Аристотеля широко использовалось в европейской философии представителями самых разных направлений. Аристотель уже выражает философию эллинизма.

История Греции – история греческих городов. Античная Греция погибла не тогда, когда Македония (а в состав ее в 338 г. до н.э. уже входит Греция после битвы при Херонее) стала римской провинцией, а Коринф был разрушен (падение г. Коринфа в 146 г. до н.э. под ударами римлян), а когда греческие города потеряли волю к автономии. Дух сплоченности, гражданственности ослабевает, в искусство проникают чувства тревоги и трагизма. Кризис греческого полиса был закономерен. Развитие товарно-денежных отношений привело к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности. Развивается стремление к личному благополучию. Популярна философская школа киников (Антисфен, Диоген Синопский), которая противопоставляла себя традиционным формам жизни и установлениям полиса, учили ограничивать потребности. Другие философские течения эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм. Стоицизм как национальная философия Рима проложила путь к христианству.

Исторический жанр представлен известным историком Ксенофонтом (428 – 354 г.г. до н.э.). «Греческая история» продолжает труд Фукидида и служит одним из главных источников по истории IV в до н.э. История Ксенофонта написана иначе, чем у Фукидида. В ней нет продуманной концепции, широты взглядов на исторический процесс, тщательного анализа причин событий, которые так привлекают в Фукидиде (основной труд «история Пелопонесской войны», жил около 460 – 400 г.г. до н.э.) честность греков в историографии (понятие исторической истины).

Очень высокого уровня достигает риторика. Выдающиеся ораторы – Исократ и Демосфен.

Новые традиции складываются и в архитектуре. Чаще других встречается теперь самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей – коринфский (характерна капитель, украшенная листвой и завитками). По-прежнему в архитектуре греческий храм как бы вырастает из природы (ландшафта), его основная идея – два столба и перекладина. Эллинистическая архитектура тяготела к гигантским размерам (маяк в Александрии высотой 120 м, алтарь в Пергаме в честь Зевса). Новые тенденции в архитектуре выразились в стремлении создать общеэллинский стиль – Койнэ. Выдающиеся архитекторы этого времени – Филон, Скопас, Поликлет младший, Пифей.

Новые требования стали предъявляется к скульптуре. Теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Скульпторы: Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Леохар. Основные произведения: Скопас – «Менада», Пракситель – «Афродита Книдская», Лисипп – «Апоксиомен», «Геракл, борющийся со львом», Леохар – «Аполлон Бельведерский». Эллинистическая скульптура: рельефы алтаря Зевса в Пергаме, «Ника Самофракийская», «Афродита Милосская», «Лаокоон» (скульпторы Алессандр, Полидор, Афинадор).

Последний период греческой культуры (II – Iв.в. до н.э.) – эпоха Эллинизма (распад державы Александра Македонского) характеризуется широким ее распространением среди народов, живших в бассейне Средиземного моря. Закат Эллинизма связан с развитием искусства античного Рима. Греческая цивилизация, греческая культура оказала воздействие на искусство Египта и стран Востока.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.