Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура европейских стран XIX в




С XIX в. начинается особый период цивилизационного процесса, который называют индустриальной или машинной цивилизацией. Совершился переход от аграрной к индустриальной экономике, который включал два этапа: мануфактурный и фабричный. Переход от фабричного к крупному фабричному производству называют промышленным переворотом. Появление пролетариата, эксплуатируемого нового класса, формально свободного, но полностью освобожденного от собственности на орудия труда. Изобретение Нобелем динамита вызвало революцию в военной технике и в промышленных технологиях. Лондон, всемирная выставка 1851 г.: Хрустальный дворец, построенный по проекту Джозефа Пекстона из стекла и железа. Изобретение фотографии Ж. Нвепсом и Даггером. 1861 г. Филипп Рейс изобрел телефон. Началась новая телеграфная эра – С. Морзе изобрел телеграфный код. Открытие Суэцкого канала (1869 г.) значительно сократило протяженность морского пути из Европы в Азию и Австралию. Строительство крупнотоннажных судов. Развитие паровых машин, в том числе паровозных. Развитие науки не уступало развитию техники (частные науки, философия, религиозно-мистические учения (теософия) утопические учения).

В политическом отношении в Европе XIX в. стал эпохой национальных государств. Нации обретали независимость. Возникновение современных национальных государств связано с идеями свободы, равенства, братства, провозглашенными Великой французской революцией 1789 г. Народ, нация в целом, а не привилегированные социальные слои, выступили в качестве верховного носителя национальной воли. В развитии национальных государств обнаружились две стороны: националистические, шовинистические настроения и борьба за право нации на самоопределение. В Европе освободительный процесс современных наций стал оформляться как реакция на политику экспансии французского императора Наполеона I. Либерализм, демократия, социализм формировались в полемике с консерватизмом. Либерализм – течение, краеугольным камнем которого была вера в прогресс и возможность разумного, рационального устройства общества. Оно выдвигало требование единого правового и национального государства, в котором власть подчинена демократической конституции, включающей принцип разделения властей. Демократизм ставил на первое место принцип равноправия и суверенитета народа (государственная власть исходит от народа). Социализм – течение, представители которого причиной социального неравенства считают существование частной собственности, уничтожение ее путем революции. Консерватизм выступал за сохранение существующих отношений и общественный порядок как установленный Богом.

Провал наполеоновского вторжения в Россию в 1812 г. активизировал борьбу европейских народов против французского господства. Революционные события 1848 г. во Франции повлияли на Германию и Австрию. После завоевания Наполеоном она утратила самостоятельность, но после венского конгресса 1815 г. из 363 маленьких государств после объединения остается лишь 38. Возглавил новый германский союз канцлер Меттерних. В 1848 г. произошла революция в Германии, и в 1870-80 годах при канцлере Отто фон Бисмарке окончательно оформился капитализм, произошло объединение Германии в единую империю. Англия утрачивает первенство, уступая США, а также опасным конкурентом становится Германия.

На искусство XIX в. решающее влияние оказал романтизм – общеевропейское идейное и художественное направление. Романтизм обязан своим рождением французской революции. Выявилось противоречие между стремлением человека преобразовать мир и ограниченностью его сил. XIX век показал противоречия между прекрасными теориями и суровой реальностью. Романтики часто обращались к античности и средневековью. Искусство не должно отражать обыденность, герои романов – мечтатели, бунтари и даже злодеи. Слово “буржуа” приобрело негативный смысл и стало синонимом пошлости. Романтизм создал свою систему ценностей: пользе противопоставлялась красота, расчету – вдохновение, самоконтролю – пылкие чувства, порывы. Немецкий философ А. Шопенгауэр выдвинут теорию, согласно которой в мироздании отсутствует разумность и гармония. В основе мира лежит мировая воля, человеку нужно отказаться от религии и осознать, что мир – это переплетение добра и зла, а зло в основном превалирует. Человек должен отказаться от своего эгоистического “Я” и сохранить внутреннюю гармонию за счет внешней. Созданный человеком огромный мир культуры грозит ухудшить саму человеческую сущность. Космос культуры, по Шопенгауэру, живет по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли человека.

В представлении его последователя Ф. Ницше отчуждение человека от культурного процесса имеет еще более острые формы. Его философия строится на полном отрицании христианских ценностей и ценностей культуры. Он выступает против “утомленной культуры” своего времени и видит спасение лишь в возвращении современной ему Европы к традициям античности и к воспитанию сверхчеловека, наделенного “волей к жизни” и “волей к власти”, который способен создавать новые формы жизни через разрушение прежних.

В конце XIX века сформировался новый взгляд на человека, так как появилась теория Дарвина и теория Фрейда, которые подрывали устои прежнего общества. Также значительную роль в развитии философии сыграл Серен Кьеркегор. Он поставил проблемы и разработал понятия, которые экзистенциональная философия впоследствии лишь развивала в различных формах. Основная тема – внутренний мир человеческой личности и ее судьбы.

Таким образом, развивалось негативное отношение к действительности, к системе ценностей, которые казались незыблемыми. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Родиной романтизма считается Германия. Здесь были заложены основы романтической эстетики.

Главными представителями романтизма в литературе считаются Новалис, Э. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, Э.По, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Самый крупный представитель немецкого романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822 г.г.). В своем творчестве он раскрыл глубокую пропасть между образом жизни и мышлением художника и обычного человека. Тонкая философская ирония и причудливая фантазия: роман “”Эликсир дьявола” (1815 г.). Гофман – автор одной из первых романтических опер “Ундина” (1814 г.).

В живописи романтизм пробудил в европейском сознании интерес к национальному прошлому, традициям фольклора, культуре своего народа. Художники-романтики черпали свои темы из средневековья Востока и современности. Главными представителями являются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, Дж. Констебль, У. Тернер. Главенствующее влияние французской школы. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция не только классицистской школе Луи Давида, но и официальному искусству в целом.

Теодор Жерико (1791-1824 г.г.), его героями были солдаты, офицеры, дети, старики, друзья и даже умалишенные. Жерико – мастер монументальных композиций. “Плот”: именно к этой картине был применен впервые термин “романтизм”.

Героический отпечаток четырех французских революций (1789, 1830, 1848, 1871 – Парижская коммуна г.г.) на ходе истории и на творчестве художников. Эжен Делакруа (1798-1863 г.г.): шедевр “Свобода, ведущая народ” (1830 г.). Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени. Также он считается величайшим декоратором своего времени (марокканские впечатления проявились даже в изображениях античных богов).

Испания дала миру великого Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828 г.г.). Его творчество базируется на фантасмагории, религиозном прозрении, социальном гротеске. 1799 г.: серия гравюр – альбом “Капричос” (80 листов с комментариями художника, посвященный человеческому безумству и глупости).

Третьим крупным художественным направлением в культуре XIX века являлся реализм. Реализм был присущ всем эпохам, но в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир.

В узком смысле реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа жизни. Романтизм и реализм объединяет критическое отношение к действительности капитализма. А методы отображения критикуемой реальности отличаются: скрупулезная работа с объективными фактами у реалистов, углубление в субъективный мир человека у романтиков. Крупнейшие представители в различных видах искусства: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, В.И. Суриков, Г. Курбе, И.Е. Репин, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский, Д. Голсуорси, Г. Ибсен, художники “Барбизонской школы” (Т. Руссо, К. Коро, Н. Диас). К реализму тяготеет и творчество Э. Золя (1840-1902 г.г.), хотя Золя – глава и теоретик самостоятельного течения – натурализма. Натурализм – направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX века. Под воздействием позитивистских идей он стремился к “объективному”, беспристрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Творчеству Золя присуща социально-критическая направленность: романы “Чрево Парижа”, “Западня”, “Жерминаль”, “Деньги”, “Разгром”.

Во второй половине XIX века в Западной Европе культурным центром становится Франция. Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественные направления: “Братство прерафаэлитов” (Англия), символизм, импрессионизм, постимпрессионизм. Символизм – художественное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910 г.г., возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, музыкальному творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму. С помощью сверхчувственной интуиции символисты намеревались проникнуть в тайны мира, скрытые од внешним покровом. Представители символизма в литературе: П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, М. Метерлинк, С. Малларме, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб; в изобразительной искусстве: Г. Моро, Э. Мунк, М. Чюрленис, М. Врубель, В. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы “Наби”, графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля “модерн”.

Импрессионизм. Клод Моне (1840-1926 г.г.) – основатель импрессионизма. На импрессионистов в свое время сильное влияние оказала пейзажная живопись Камиля Коро. Именно отношение к ней разрушило здание академического искусства. Любовь к природе побуждает писать пейзажи с натуры. Повлияло на импрессионистов и японское искусство, которое научило новой композиции. Постоянной заботой импрессионистов был цвет. Они убеждены, что пишут не то, что “знают”, а то, что реально видят. Если предшествующие художники переносили на холст идеализированный образ внешнего мира, в котором, к примеру, все тени были черными или темно-коричневыми, а все пейзажи были залиты ровным, постоянным светом. Импрессионисты поняли, что тени, отражая окружающую среду, многоцветны, что в природе вообще не существует чистых локальных цветов и то, что эффект вибрирующего света можно передать мелкими, дробными мазками и другими техническими приемами. Импрессионисты утвердили первичность человеческого глаза и значение индивидуального видения. Вместо искусства, основанного на умозрительных построениях, они утвердили искусство, основанное на чистом восприятии. У них свой подход к цвету, включающий применение всей гаммы красок без смешивания и расположение мельчайших точек чистого тона друг возле друга с таким расчетом, чтобы эти тона, смешиваясь в глазу зрителя, создавали третий цвет.

Крупнейшие представители импрессионизма: Клод Моне (1840-1926 г.г.) – “Впечатление. Восходящее солнце” (от этого названия произошло понятие “импрессионизм”, “впечатление”), “Руанский собор”, “Стога сена”. Эдуард Мане (1832-1883 г.г.): “Завтрак на траве”, “Кружка пива”; Камиль Писсаро (1830-1903 г.г): “Оперный проезд в Париже”, “Бульвар Монмартр”, “Лягушатник”.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

1. Чем обусловлено и в чем проявлялось господствующее положение религии и церкви в средневековом обществе и в средневековой культуре?

2. Расскажите об основных проявлениях народной, карнавальной, смеховой культуры средневековья. В чем состояла оппозиционность этой культуры к господствующей религиозной культуре?

3. В чем содержание гуманизма как идеологии Возрождения?

4. В чем проявляется переходный характер культуры Возрождения?

5. Какова взаимосвязь Возрождения и Реформации?

6. Перечислите в хронологической последовательности художественные стили, сменявшие друг друга в западноевропейской культуре Нового Времени, дайте их краткую характеристику и назовите крупнейших представителей.

 

Рекомендуемая литература:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.