Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура модернизма




Тема 13. Культура XX века.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М. Высшее образование, 2009.- 566 c.

2. CD-ROM: Культурология: Электронный учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. (Электронный учебник PDF). М.: Юнити-Дана, 2011.

3. Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования: Учебно-методическое пособие / А.И. Костяев, Н.Ю. Максимова. – 2-е изд., исправ и доп. (Гриф). М.: Либроком, 2010.

4. Балакина Т.Н., История русской культуры – М., 2009.

5. Зезина М.Р., История русской культуры для студентов вузов. – М.,2008.

6. Ильина Т.В., История искусств. Отечественное искусство – М., 2010.

7. Милюков П.Н., Очерки по истории русской культуры – Т.1. М., 2011.

8. История культуры России – М., 2011.

9. Рыбаков Б.А., Язычество древних славян – М., 2009.

10. Очерки русской культуры ХVII века – М., 2008.

11. Очерки русской культуры XVIII века – М., 2008-2012. Ч.1-4.

12. Сабарьянов Д., Русские живописцы начала XX века. Новые направления – Л., 2009.

13. Тоталитаризм и культура// Вопросы литературы. 2008. Вып. 1.

14. Лотман Ю.М., Беседы о русской культуре – Спб., 2011.

15. Муравьев А.В., Очерки истории русской культуры. IX-XVIII вв. М., 2011.

16. Культура России в историческом ракурсе: учебное пособие / С.А.Вишняковв. – М.: Флинта, Наука, 2012.

 

Цель лекции: раскрыть основные достижения и противоречия мировой культуры ХХ века, причины и проявления кризиса современной культуры, тенденции и перспективы современного культурного процесса.

Ключевые слова: «модернизм», «постмодернизм», «антикультура», «массовая культура», «кризис культуры», «психоанализ», «сюрреализм», «экзистенциализм», «элитарная культура», «абстракционизм», «кубизм», «глобализм», «глобальная проблема», «антиглобализм», «вестернизация».

Вопросы:

  1. Культура модернизма.
  2. Культура постмодернизма.

 

Культурная ситуация первой половины ХХ века складывалась под знаков модернизма. В широком смысле слова модернизм означает всю совокупность художественных течений, школ, направлений начала ХХ века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII-XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Это такие художественные направления как фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и др. В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. “Модерн” – это стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX века, в основном затронувшее архитектуру и декоративное искусство. Представители “модерна” использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуальных заданий (Х.Ван дер Вельде в Бельгии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем или “либерти”, в Великобритании – стилем “модерн”, в Германии – югендстилем. Когда говорят о широком значении модернизма, употребляют также термин “авангардизм”. Синоним модернизма – декаданс (упадок).

Модернизм – отказ от принципа отражения и критерия истины, выдвижение в противовес им принципа самовыражения и создания новой реальности, не соотносимой с объективной действительностью, имеющей абсолютно самоценное значение. Отсюда – оправдание примитивизма, фетишизация всякого рода символов и иносказаний. Видимость оппозиции по отношению к обществу некоторых модернистских направлений.

Экспрессионизм – новая форма искусства, в котором не красота природы и жизни, а отвращение и ужас, гнетущий пессимизм становится его эмоциональной основой. Широкое применение термина к явлениям искусства, в которых изображение действительности формируется ради сугубой выразительности в передачи духовного мира художника. Экспрессионизм (от латинского слова expressio - выражение) стремился передать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. К экспрессионизму стали относиться несколько художественных группировок впоследствии.

Первой была основанная в Дрездене художником Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880 – 1938 г.г.) группа “Мост” (1912 – 1913 г.г.). Э.Л. Кирхнер: “Уличная сцена”, “Западная гавань во Франкфурте”. Эмиль Нольде (1867 – 1956 г.г.): “Невольник”, “Троицын день”, “Поклонение волхвов” – огрубленные формы, чудовищные лица, налет чертовщины, синий цвет (цвет бесконечности).

Вторая группа – “Синий всадник” возникла в 1911 г. в Мюнхене (до 1914 г.). Ее глава – Франц Марк (“Судьба животных”, “Башня Синих лошадей”). Его мистико-символические картины выражают неприятие действительности, настроения тревоги. Ф. Марк погиб в начале Первой мировой войны. Члены “Синего всадника” (В. Кандинский, П. Клее, А. Макке, А. Кубин, М. Веревкина и др.) разрабатывали проблемы живописно-декоративной и колористической выразительности, тяготели к абстрактным композициям.

Одним из направлений, явившемся своеобразной реакцией на фовизм и экспрессионизм, стал возникший во Франции в 1906 г. кубизм. Его родоначальниками явились Жорж Брак (1882 - 1963 г.г.) и Пабло Пикассо (1881 – 1973 г.г.). Кубизм – разновидность новой формы искусства, в котором художник вместо предмета, изображенного в ракурсе, стремится перенести на полотно его след, геометрическое место точек, плоский отпечаток и притом с разных сторон одновременно. Таким образом картина становится коллекцией отдельных аспектов формы, разрезанной на мелкие куски. Появляется так называемый симультанизм, или одновременное изображение разных сторон предмета, которые мы не можем видеть в одно и то же время.

Первая стадия кубизма (1907 – 1913 г.г.) получила название “аналитической”. В этот период изображения кубистов дробятся на мелкие плоскости, а объемность вообще не принимается в расчет. В 1907 г. Пабло Пикассо создает композицию “Авиньонские девицы”. В 1912 г. появился коллаж, позволяющий строить композицию совершенно произвольно.

С 1913 г. начинается “синтетическая” стадия, когда появляется большое внимание к цвету, преобладают натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками, бутылками с вином и др. Стремление к уравновешенным композициям.

П. Пикассо отходит постепенно от кубизма, с 1914 г. – интерес к пластическим формам. Сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. В середине 20-х годов испытывает влияние сюрреализма. 1937 г. – “Герника”, посвященная жертвам гражданской войны в Испании, “Мир”, “Война”.

Представители кубизма: М. Дюшан, Р. Делоне (“Симультанные окна”, “Циркулярные ритмы”), У. Боччони (“Динамизм мускулов”), Ф. Леже и др.

Футуризм. Возникает в 1907 – 1909 г., одновременно в Италии и Франции. Оппозиция предшествующим течениям. Технократические утопии футуристов, преклонение перед “динамизмом”, ускоренным машиной, превращение человека в машину. Из манифеста футуристов: “Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины” (“Манифест футуристической живописи”от 11 апреля 1910 г.). К Кара “Галерея Милана”, У. Боччони: тяготение к “деланию вещей” вместо картин (“Памятник бутылке”), Дж. Северини: “Автобус”, “Метро”. “Пушки в действии” (война – “гигиена мира”) Ф. Маринетти. Футуристы заложили основу возникновения дадаизма, а их художественная программа перекликалась с экспериментами русских авангардистов.

Абстракционизм – принципиальный отказ от изображения мира, принцип создания картины как самостоятельного объекта, особой реальности, механизма или организма, имеющего свою структуру, свой порядок форм, независимый от зрительного впечатления. Пит Модриан (1872 – 1944 г.г.), Василий Кандинский (1866 – 1944 г.г.), Казимир Малевич (1878 - 1935) – язык их живописи становится совершенно беспредельным.

В Кандинский – “Первая абстрактная акварель” (1910 г.), “Черный аккомпанемент” (1924 г.), “Стрела по направлению к кругу” (1930 г.), “Сопровождаемая стрела” (1937 г.). К. Малевич: живые предметные формы схематизируются, основным геометрическим центром служат фигуры, напоминающие цилиндр и конус, человек распадается на части. Работы “Сюпрем”, “Станция без остановки”, “Черный квадрат” (1915 г.), “Белый квадрат на белом фоне” (1918 г.), “Красный квадрат” (1919 г.) – зрелое выражение абстракционизма.

Благодаря творчеству русских художников в мировой культуре появился новый вид – абстрактное искусство. Его называют беспредметным и нефигуративным. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

Дадаизм (от французского dada – конек, лошадка, детский лепет) сложился в Швейцарии (А. Бретон, М. Дюшан, М. Эрнст, Ж. Арп), выразил себя в скандальных выходках – заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение, направленное даже против себя. Анархичное, спонтанное по своей сути, утверждал бессмысленность войны. В 20-е годы во Франции слился с сюрреализмом, в Германии – с экспрессионизмом.

Марсель Дюшан (1887 – 1968 г.г.) – “Велосипедное колесо, укрепленное на табуретке” (1914 г.), “Почему не чихает Розе Селави” – металлическая сетка, заполненная мраморными кубиками, имитировавшие пиленый сахар, с воткнутым в него термометром (1921 г.).

Сюрреализм (от французского – сверхреальный, сверхчувствительный). Возник на основе дадаизма. Впервые это название появилось в 1917 г. в произведении Гийома Аполлинера. Первое сюрреалистическое произведение – книга А. Бретона и Супо “Магнитные поля”. Связь сюрреализма с философией З. Фрейда. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в целенаправленную игру мышления. Его цель – окончательное уничтожение всех других психологических механизмов. Господствующий метод творчества – принцип чистого психологического автоматизма. Приемы художников – натирания, расклеивания, снимания верхнего слоя с картины с просвечиванием красок, копчения, осцилляции и др. М. Эрнст – “Старик, женщина и цветок” (1932 г.), С. Дали - “Предчувствие гражданской войны” (1936 г.), “Осеннее каннибальство” (1936), “Атомистический крест” (1952 г.), Л. Фини – “Пастушка сфинксов” (1941 г.), А. Массой, Ив Танги, Рене Магрит и др.

Главная идея образной фантазии С. Дали – все на свете взаимопревращаемо. Он специально изучал разные оптические “техники”, работал с зеркалами, интересовался голографией, электронной фотографией. Искусство С. Дали апокалиптично, он пророчествует гибель не когда-нибудь, а немедленно. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремился объективировать видения (метод “паранойи”), дать тотальное описание безумия. Помимо живописи Дали изготавливает многочисленные сюрреалистические объекты (жакет обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные, автомобиль причудливых форм и красок). Дали постоянно менял экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974 г., вложив все средства, Дали построил “Театр-музей Дали“, в котором он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом.

Другие художники – Х. Миро, Ив Танги – экспериментируют с техникой автоматического письма, посредством которого подсознание непосредственно выражает себя на бумаге, или создают фантастические биоморфные формы. Хуан Ю Миро (1893 – 1983 г.г.) с особенной утонченностью имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам (“Женщина и птица в лунном свете” 1949 г.). Ив Танги (1900 – 1955 г.г.) завоевал известность своими фантастическими пейзажами, где реальные мотивы океанских далей и берегов сочетаются с миром странных существ и форм, подобных ожившей морской гальке.

Фиджинализм – течение в искусстве, в основном американском, под флагом возвращения к реальности. Появился в период глубокой депрессии 1929 – 1933 г.г. Свою задачу художник видит в том, чтобы загнать свободную волю современно мыслящего человека в тесные рамки прадедовского порядка, стремится искусственно восстановить сомнительную идиллию сельской жизни. Идеализация нравов мелких городов (Т. Бентон, Дж. Стюарт Кэрри, Г. Вуд).

Поп-арт (“популярное искусство”). Термин появился в 1954 г. В качестве произведений искусства – части разноцветных легковых машин, обрывки афиш, фотографий, рваный ботинок, чучело курицы и др. Д. Чемберлен (род. в 1927 г.) – специализировался по смятым автомобилям, К. Ольденбург (род. в 1929 г.) – по коллажам, Д. Дайн (род. в 1935 г.) – по оформлению уголков интерьеров. В США – деятельность “отцов” поп-искусства – Роберта Раушенберга, Джаспера Джонса. Общность между поп-артом и дадаизмом (общий “святой покровитель” – Марсель Дюшан).

Оп-арт – оптическое искусство: конец 1964 г. – начало 1965 г. Художники оп-арта отказываются от холстов и красок, оперирую подчас довольно сложными приборами и приспособлениями, достигая разнообразия светоцветовых эффектов с помощью определенных рассчитанных устройств из линз, вращающихся зеркал, направленных на них лучей света, то разлагающихся на спектральные чистые цвета, подобно радуге, то создающие иллюзию уходящего вдаль пространства, то просто режущие глаз пестротой и блеском дрожащих и извивающихся металлических пластинок. Геометрические конструкции из дерева, стекла и металла то даются открыто, то составляют внутренний каркас таких экспонатов, в которых все же преобладающее значение имеют эффекты цвета и света. Воздействие оп-арта на развитие ряда областей художественной промышленности и прикладного искусства: тканей, мебели, посуды, одежды. В. Вазалели – “Сверхновое”, “Лейре”; группа Н – “Динамическое видение”; Д. Альвиани; Д. ле Парк – “Непрерывность движения”; Э. Мари – “Структура”.

Кинетическое искусство. Одни из экспонатов, громадные по размерам, движутся и скрежещут. Другие, подвешенные к потолкам, вращаются и гудят. Это – подобие сложнейших механизмов. Ж. Тингели - “Олимпия” (1963 г.) в знак уважения к Нью-Йорку 23 фута в длину, 27 в высоту (80 колес от велосипедов, мотоциклов, колясок, поврежденных пианино, эмалированный таз и т.д.), которая должна была себя уничтожить.

По мнению модернистов, особую роль в современном миропонимании может сыграть театр. Идея трагедийного театра принадлежит английскому режиссеру-реформатору Гордону Крегу, который был убежден, что современный ему реалистический театр “задушен литературой и литературщиной”. Поэтому необходимо искать источники вдохновения в природе. Театр, вбирая в себя “природные” впечатления, должен научиться организовывать их в абстрактные, отвлеченные от бытовой конкретности формы. Крег впервые заявил, что режиссер обязан выразить свое видение не конкретного произведения драматурга, а всего его творчества. Основываясь на идее “сверхчеловека” Ницше, он предлагал разом заменить все сценические средства выразительности. И при этом наполнение театрального действия сверхсмыслом, надличной идеей, режиссер может осуществить только через постановку трагедии.

Идее Г. Крега противопоставлена идея немецкого драматурга и режиссера Бертольда Брехта – основателя эпического театра. Брехт порывает со всякой трагедией, создает систему новых взаимоотношений, основанную на веселой относительности и нравоучительной безнравственности, на циничной свободе общения актера с образом. Цель Брехта – театр, истолковывающий уроки истории. Однако, идеи Брехта и Крега сходятся в одной точке. Они оба допускают работу актера с маской и в маске, признавая принципы еще одного театра - театра социальной маски, основанного русским режиссеров Всеволодом Мейерхольдом. Он изобрел биомеханическую систему игры. Она исчерпывала все мастерство актера чисто внешними выразительными средствами и основана на однотемности маски, требующей от актера не создание образа в процессе внутреннего развития, а сверхобразного жонглирования уже заданным образом.

Самой популярной подобной идеей в сегодняшнем модернистском театре является идея театра жестокости, разработанная режиссером Антоненом Арто. Идея театра пронизана “философией жизни” Ф. Ницше, А. Бергсона, О. Шпенглера. О современной культуре Арто говорит как о культуре “уставшей”. Арто вслед за Ницше грезит о возрождении дионисийского искусства, которое отличалось бы “магической” силой воздействия. Язык театра жестокости “яростно” воздействует на зрителя. Он представляет интерес для зрителя как ритуальное святилище с занавесом, где благодаря “тотальному зрелищу” он может приобщиться и к первоначальным (космическим) стихиям жизненности. Этот феномен новой театральности Арто назвал “трансцендентным трансом”.

Параллельно с театром жестокости развивался театр абсурда. В его трактовке сцены как автономного пространства нет ни действия, ни сюжета, ни персонажей, ни языка. С точки зрения абсурдистов, человек, оторванный от своих метафизических и религиозных корней, обречен. Он превращается в антигероя, лишенного каких-либо норм. Убеждение абсурдистов состоит в том, что способность искусства дотянуться до Смысла реализуется лишь посредством игры, то есть возможностью невозможного.

Художественная культура модернизма берет свое начало с импрессионизма, а завершается искусством театра абсурда. Часто искусство модернизма ассоциируют с авангардным искусством (футуризм, сюрреализм, дадаизм). При всей внешней схожести искусства модернизма и авангарда между ними есть существенная разница. Искусство модернизма стремится к обновлению самой художественной формы и содержания. Искусство авангарда же стремиться изменить смысл эстетической позиции художника-творца, т. е. активно и агрессивно воздействовать на публику. Модернист творит новое, как бы затворяясь в «башне», его протест выражается косвенно, в то время, как авангардист считает важным показать свой протест не только разрушением прежней эстетики, но и вызвать в сознании обывателя переосмысление ценностей: неэстетический объект начинает выступать в эстетической функции. К середине ХХ века наметилось единение принципов модернизма и авангардистов, что послужило формированию искусства постмодернизма (вторая половина ХХ в. – начало ХХI в.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.