Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символическое мышление и экспрессия произведений

(В. ван Гог, П.Гоген, П.Сезанн и другие)

Термин постимпрессионизм (Post-Impressionism), впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Художники постимпрессионизма искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства: Сёра, например, изучал проблемы восприятия света и цвета; Сезанна интересовали устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм; Гоген создал так называемый "синтетизм"; произведения Ван Гога построены на яркой цветовой гамме, выразительном рисунке и свободных композиционных решениях.

На исходе XIX столетия громко заявили о себе художники Поль Сезанн (1839—1906), Винсент Ван Гог (1853—1890), Поль Гоген (1848—1903). Они объединились в группу, давшую название новому художественному направлению — постимпрессионизму. Несмот­ря на общность взглядов, творческая деятельность каждого из этих художников носила глубоко индивидуальный характер.

Неустанные поиски нового композиционного решения картин, способов передачи цвета и света характерны для творчества Поля Сезанна. В зримом окружающем мире он не искал точных соответ­ствий, гораздо больше его интересовали соотношения формы и цве­та в пространстве. Когда он писал свои многочисленные натюрмор­ты с фруктами, его меньше всего заботила их схожесть с оригина­лом. В своих полотнах он стремился по-своему передать форму, плотность, фактуру, цвет материального мира. Обращаясь к худож­никам, он советовал: «Начинайте светло и почти в нейтральных тонах, затем разви­вайте красочную гамму, все более и более усиливая цвета».

Расставляя предметы с особой тщательностью, Сезанн созна­тельно создавал впечатление композиционной беспорядочности. Но это ощущение сразу же исчезает, как только начинаешь вниматель­но изучать изображенное на картине. Любой кажущийся незначи­тельным и случайным элемент неожиданно обретает свое место в за­мысле художника. За каждым предметом — долгий, кропотливый поиск оптимального решения.

Посмотрите, как необычно расположение предметов в картине «Персики и груши». Если прикрыть зеле­ную грушу на правом краю стола, композиция сразу же потеряет свою устойчивость, начнет заваливаться влево. Но этого не происхо­дит: явно преувеличенные размеры груши уравновешивают компо­зицию, делают ее более устойчивой и гармоничной. Другие отступ­ления от реальности также призваны объединить поверхность полотна. Передняя кромка стола под скатертью приобретает очевид­ный излом. Персики и груши одновременно видны с двух точек зре­ния: сверху и сбоку. Подобное нарушение ракурса ведет взгляд зри­теля вдоль полотна, превращая его поверхность в подлинную реаль­ность картины.

Необычным в творчестве Сезанна было использование цвета. Ху­дожник считал, что холодные цвета (голубой и зеленый) обладают свойством удаления в глубь картины. Теплые (красный, оранже­вый, желтый), наоборот, приближают изображенное. С помощью цветовых переходов и повторений Сезанн мог соединять предметы заднего и переднего планов, одновременно создавая ощущение их близости и удаленности. Так им был открыт новый способ передачи трехмерного мира в двухмерном пространстве холста.

Живопись голландского художника Ван Гога отличают глубо­кая одухотворенность и эмоциональность. Ему удалось не только постичь тайные законы бытия, но и передать их философский смысл. Не случайно И. Э. Грабарь писал: «Только одному Ван Гогу природа ответила взаимностью».

Признанным шедевром художника является картина «Звездная ночь». Ван Гог говорил: «Вид звезд заставляет меня мечтать». Свое­образным воплощением мечты стала и эта картина, созданная за не­сколько месяцев до смерти художника.

Над мирно спящей землей — «обителью человека» — безд­на ночного неба. Сотканное из изогнутых, постоянно набегающих друг на друга цветных линий, оно кажется тревожным и не пред­вещающим покоя. Желтая луна, напоминающая цвет солнца, на­рисована в верхнем правом углу в виде вогнутого серпа. Согласно народным поверьям, такая луна является приметой несчастья.

Это придает картине особое ощущение динамической напряженности и драматизма.

Интересно композиционное и колористическое решение картины, которая строится на соотношении вертикалей с мощной горизонтальной линией, протянувшейся слева направо через все полотно. Изображение занимает почти две трети пространства, одна треть отведена пейзажу. Землю с небом соединяет группа гигантских кипарисов в нижнем лепим углу и тонкий шпиль колокольни, выделяющийся на темном фоне холмов. Достигая неба, они как будто соединяют земную жизнь человека с мирозданием. Ясный и чистый цвет, несущий в себе ярко выраженную экспрессию, становится подлинным героем картины. Неожиданные вспышки желтого цвета разрывают холодную пелену голубого и синего.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем смысл импрессионизма как направления в искусстве?

2. Какие темы затрагивали художники-импрессионисты?

3. Какие эстетические принципы лежат в основе импрессионизма?

4. Какое значение импрессионисты придавали цвету?

5. Почему реалистическим пейзажам художники-импрессионисты предпочитали пейзажи впечатления?

6. Какие мотивы преобладали в их пейзажных произведениях? Почему?

7. Как художнику Э.Дега в картине «Абсент» удалось передать впечатление одиночества и тоски?

8. В чем заключается творческая индивидуальность каждого из художников-постимпрессионистов?

9. Как бы вы сформулировали основные эстетические принципы постимпрессионистов?

10.Как Сезанном был открыт новый способ передачи трехмерного мира в двухмерном пространстве холста?


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Абсолютизация впечатления в импрессионизме | Синтез искусств в модерне
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.