КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Символ и миф в живописи
(цикл «Демон» М. А. Врубеля) План 1. Смысл термина «символизм» 2. Представители символизма 3. Эстетические принципы символизма 4. Особенности живописи М.Врубеля Могут ли художники отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им «названье», «удержать в полете» красоту и гармонию мира? На эти вопросы романтиков начала XIX в. на исходе столетия ответили утвердительно художники-символисты (от греч. «знак, символ»). Вступая в непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, отрицая рабское подражание реалистической природе, символисты сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею». Напротив, с романтизмом у символистов было немало общего: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья). Официальной датой рождения символизма принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма». И хотя он был посвящен поэтическому творчеству символистов (Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, C.Малларме), в нем были затронуты и другие виды искусства. В основе искусства символизма лежала идея двойственности мира. Главный тезис манифеста Мореаса сводился к тому, что искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное. Опираясь на идеи древнегреческого философа Платона, утверждавшего, что реальность состоит из мира идей, Мореас выдвигал перед художником следующие требования. Обладая особым внутренним зрением, он должен «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, то есть «объективировать субъективное». Таким образом, художник выступал в качестве посредника между миром видимым и невидимым. Искусство символизма не случайно оперирует художественными метафорами и аллегориями. Оно всегда тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений. Аллегория всегда основывается на внешнем уподоблении предмету или явлению. Она конкретизирует абстрактные понятия, ее можно без особого труда объяснить словами, отделить ее смысл от созданного образа. (Герои и образы басенного творчества Эзопа, Лафонтена, Крылова служат выражением абстрактных понятий добра и зла, ума и глупости.) Символ также можно попробовать истолковать словами, но при этом невозможно постичь его конечный, истинный смысл. Чаще его приходится угадывать, опираясь на собственные интуицию и ощущения. Существует и еще один аспект, связанный с художественными принципами символизма. Хорошо известно, что вся история искусства по природе своей символична. Язык символов такой же древний, как и само искусство. Символичны пирамиды и храмы Древнего Египта, мифы и легенды Античности, библейские сюжеты и образы Средневековья, структура православного храма и древнерусская иконопись. Символизм содержится и «растворен» в любой эпохе и в любом виде искусства. Каждое художественное произведение условно, символично отражает общую картину мира. Пользуясь собственными средствами, оно изображает «невидимое посредством видимого». Особенностью символизма как художественного направления рубежа XIX—XX вв. явилось то, что впервые были теоретически обоснованы его характерные черты. На практике символизм дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства, и прежде всего поэзии и живописи, театра и музыки. Возникнув как литературное направление во Франции, он в самых различных вариантах и проявлениях распространился по всей Европе. В русском искусстве символизм связан с творчеством М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и художников «Голубой розы». Творческое кредо художника-символиста Михаил Александрович Врубель (1856—1910) выразил в этих словах: «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту». В реальной, обыденной жизни, полной неразрешимых конфликтов и противоречий, кажется, нет и не может быть места для красоты и гармонии. Тогда воображение художника переносит его в мир таинственных грез, смутных видений и предчувствий. Нередко его привлекает то время суток, когда догорают лучи заходящего солнца, сгущаются сумерки, а земля погружается в непроницаемую пелену мрака. Неясные очертания предметов то тревожно «тонут» в едва различимом пространстве, то неожиданно вспыхивают или мерцают, переливаясь загадочными световыми бликами. В этом таинственном мире живут и действуют мифологические и сказочные персонажи Врубеля («Царевна Лебедь», «Муза», «Пан», «Шестикрылый Серафим», «Пророк», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Снегурочка», «Волхова»). Реальность, мечта и воображение переплетаются в его полотнах самым невероятным образом. Обыкновенная коряга или пень превращается в неведомое существо («Пан»,1899), причудливыми отблесками зажигают ночной пейзаж ярко-красные цветы чертополоха («К ночи», 1900), загадочная Царевна Лебедь с ликом девы медленно уплывает во тьму («Царевна Лебедь», 1900), в неведомом тереме подводного царства обитают дочери морского царя Нептуна («Жемчужина», 1904). Картина Врубеля «Демон сидящий» полна символических обобщений. В них идеалы и мечты самого автора, его «поиски... в области техники». Полотно, созданное на сюжет лермонтовской поэмы, было буквально выстрадано художником. Вот как он сам описывает его: «Полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Демон Врубеля — это не просто художественная аллегория, отражающая противоречивый мир бунтаря-одиночки, отторгнутого окружающим миром. Печальный Демон, по словам автора, это «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный... величавый». Что таит в себе его мятежная душа, вынужденная пребывать в бездействии? Разочарованность жизнью? Мечту воссоединения с миром? Или неукротимую жажду зла?.. Поблескивающие лепестки холодных каменных цветов, причудливые изломы горных пород, застывшие в небе неподвижные облака лишь усиливают чувство бесконечной тоски, страдания и одиночества. Цветовая гамма, представленная сочетанием багровых, фиолетовых, пурпурно-золотистых и пепельно-серых тонов, помогает создать почти нереальный, фантастический мир. На фоне этой грандиозной цветовой мистерии особенно выразительно смотрятся синие одежды молодого титана, символизирующие осуществление его надежд и идеалов.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается смысл термина «символизм»? 2. В чем заключаются эстетические принципы символизма? 3. Что общего у символизма и романтизма? 4. Как в живописи М.Врубеля нашли отражение эстетические принципы символизма? 5. Каким предстает Демон на картине М.Врубеля «Демон сидящий»?
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |