КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иррационализм подсознательного в сюрреализме
(С. Дали) Сюрреализм(Surrealism) - модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В основе сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием" выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В период между двумя мировыми войнами сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира. Картины сюрреалистов вызывали множество ассоциаций. Названия картин одного из самых ярких представителей сюрреализма испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989) говорили сами за себя: «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны в Испании, мягкая конструкция с вареными бобами», «Горящая жирафа». Как понять его картины?
Сам художник далеко не всегда мог объяснить смысл своих картин: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в этот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа». Действительно, во многих своих произведениях Дали сопоставляет и соединяет образы отдаленных реальностей. Прием наложения образов друг на друга все же позволял угадывать их естественные очертания (расплавившиеся часы, рояль, спадающий, как драпировка, телефонный аппарат со слуховой трубкой в виде лангуста, диван-губы). Предметы реального мира утрируются, нарочито превращаются в сверхреальность, не поддаются расшифровке и объяснению. Нередко художник использует прием «исчезающих образов», когда форма «растворяется, исчезает» в пространстве, а иногда словно «просвечивает» через другую («Невидимый человек», «Испания», «Прозрачное лицо и блюдо с фруктами на берегу»). В одной из самых известных картин «Постоянство памяти» на пустынном, словно вымершем фоне представлено странное существо, напоминающее останки какого-то морского животного. В нем одновременно можно рассмотреть черты лица человека и улитку без раковины. Мы видим мягкие, словно расплавленные циферблаты часов, свисающие с голой ветки оливы и плиты рядом. Вокруг часов - вечный покой неба, гор и моря - символы вечности бытия. Они наводят на мысли о бренности человеческой жизни, текучести и монотонности времени. Мягкие часы воспринимаются как символ остановившегося времени. Иссохшее дерево красноречиво напоминает о традиционном образе умирания. Человек изобрел механические приборы для измерения времени, но его сущности так и не постиг. Муравьи, ползающие по крышке часов, напоминают о бесконечной житейской суете, о людском муравейнике, о ничтожности сиюминутных устремлений на фоне вечного бытия. Да, в этой жизни нарушен привычный, естественный порядок вещей, а потому время остановилось навсегда, «порвалась цепь времен»...
С сюрреализмом связаны самые смелые творческие поиски и находки Сальвадора Дали. Он не раз заявлял: «Сюрреализм — это Я!» Известно, что к группе известных сюрреалистов Дали примкнул не сразу, лишь в 1929 г. Очень скоро он стал в их среде «своим» и наиболее интересным художником этого направления. Всего через пять лет будет решаться вопрос о его исключении из группы сюрреалистов «за измену идеям движения». Но по сути никакой «измены» не было, просто в искусстве Дали шел своим путем. Одна из первых сюрреалистических картин художника «Озаренные наслаждения» явилась его программным документом. Основу композиции составляют три объемных экрана, напоминающие телевизионные. Расположенные в разных плоскостях на фоне пустынного пейзажа и бескрайнего голубого неба, они увлекают зрителей из реального пространства в мир причудливых сновидений. На экранах запечатлены кадры, содержание которых вызывает множество недоуменных вопросов. На экране слева представлены элементы архитектурного сооружения, на фоне которого хорошо различим яйцеобразный булыжник (или деформированное яйцо с желтком, напоминающим яблоко или клубок ниток). Мужчина в шляпе протягивает к нему руку. На центральном экране, отодвинутом в глубь пространства, изображены какие-то бесформенные микроорганизмы, которые пытается разглядеть через дырочку в «ящике» справа обнаженный человек. В третьем экране мы видим стройные ряды велосипедистов... с яйцеобразными булыжниками на головах. Среди выровненных по диагонали дюн они нажимают на педали и устремляются в разных направлениях. Не менее странно выглядят изображения вне «телевизионных экранов». В центральной нижней части картины, как будто на гребне волны, мы видим потрясенную чем-то женщину с окровавленными руками, которую утешает и поддерживает мужчина. Чуть левее поднимается рука с окровавленным ножом, тень от которой отчетливо напоминает очертания хищной птицы. Сверху над центральным экраном, как на пьедестале, возвышаются две искаженные гримасой женские головы, к которым приближается отвратительная морда льва. Все изображения кажутся эфемерными, лишенными веса. Элементы фарса, гротеска и иронии в сочетании с реальностью призваны усилить абсурдность содержания всей композиции. Предложив собственный, «параноико-критический» метод в живописи, Дали вторгался в мир причудливых воспоминаний, кошмарных сновидений, эротических желаний и волшебных фантасмагорий. Вот почему понять смысл его картин действительно очень непросто, а потому предлагаем повнимательнее прислушаться к тому, что он говорит об особенностях своего творческого метода:
«Скажу вам без бахвальства, что по природе искусства, по сущности своей я был и остаюсь реалистом. Но писать только в традиционной манере для меня невозможно. Ибо это означало бы, что я повторяю других, топчусь на месте. Реалист не может, не должен довольствоваться тем, что уже достигнуто и общеизвестно, что стало чем-то вроде стереотипа. Поэтому я убежден, что художник должен идти путем раскрепощения и реализации своей творческой и человеческой личности. Это прежде всего означает необходимость освобождения собственного своего образа мыслей от застывших догм и канонов, комплекса нерешительности и трусости». Эти слова художника еще раз подчеркивают связь его творческого метода с реалистическим искусством. Не случайно Дали называл свои полотна «фотографиями, сделанными ручным способом», «работами прямого действия». Не раз исследователи высказывали мнение об имитации им цветной фотографии. Картины Дали всякий раз убеждали, что не являются только порождением его буйной фантазии, а представляют собой своеобразные слепки с действительности. Вот почему он отрицательно относился к абстрактной живописи, не принимал, например, произведений В.Кандинского.
А выходка Марселя Дюшана, подрисовавшего усики леонардовской Джоконде, напротив, вызывала у него восхищение. Какой бы парадоксальной и необычной ни была живопись Дали, сколько бы спорных суждений она ни вызывала у зрителей и критиков, все же следует отметить, что он обладал виртуозной и безупречной техникой академического рисунка. Несправедливы также и нападки тех, кто видел в нем только провозвестника современного искусства и обвинял его в отрицании классической живописи. Однажды Сальвадор Дали сказал: «Живопись - это лишь небольшая часть моего гения». За этими словами — глубокий смысл и правда жизни художника. 1200 картин, тысячи рисунков, скульптуры, гравюры, декорации, свыше двадцати литературных произведений: романы, стихи, киносценарии, даже балетные либретто — вот далеко не полный перечень того, что было создано этим удивительным художником. При жизни его личность характеризовалась самыми противоречивыми эпитетами: от «сумасшедший» до «самый гениальный». По известности Дали мог соперничать лишь со славой своего соотечественника Пикассо. Не без иронии он называл себя «шутом», призванным «все время сеять путаницу, возбуждающую творческую энергию». Порой он совершал странные поступки. Однажды, выступая с лекцией в Лондоне, он облачился не в профессорскую черную мантию, а в скафандр водолаза. В Нью-Йорке он выпрыгнул в форточку на глазах у специально созванных фоторепортеров. К изумлению всех присутствующих прикатил в Парижский университет на самом дорогом автомобиле «роллс-ройсе», салон которого был завален кочанами цветной капусты. Он спокойно мог появиться на вернисаже в манто из меха пантеры, а на великосветском приеме в набедренной повязке с пером в волосах... Современников не раз шокировал его незабываемый фрак с 88 бутылочками ликера с мертвой мухой в каждой... И это тоже была правда о Сальвадоре Дали.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается смысл термина «кубизм»? 2. В чем заключаются эстетические принципы кубизма? 3. Как была воспринята современниками П.Пикассо его картина «Авиньонские девицы»? 4. Как в картине «Авиньонские девицы» нашли отражение эстетические принципы кубизма? 5. Что такое «синтетический кубизм»? 6. В чем заключаются эстетические принципы абстракционизма? 7. Как вы понимаете смысл концепции цветов Кандинского? 8. На какие группы делил свои картины В.Кандинский? 9. Какое впечатление создает картина Кандинского «Композиция VI»? 10.В чем сущность сюрреализма? 11.Как в картине «Постоянство памяти» С.Дали нашли отражение эстетические принципы сюрреализма? 12.Рассмотрите внимательно картину С.Дали «Озаренные наслаждения». Как вы прокомментируете все то, что изображено здесь?
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |