Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иррационализм подсознательного в сюрреализме

(С. Дали)

Сюрреализм(Surrealism) - модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В основе сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием" выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен.

В период между двумя мировыми войнами сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.

Картины сюрреалистов вызывали множество ассоциаций. Названия картин одного из самых ярких представителей сюрреализма испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989) говорили сами за себя: «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны в Испании, мягкая конструкция с вареными бобами», «Горящая жирафа». Как понять его картины?

Сам художник далеко не всегда мог объяснить смысл своих картин: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в этот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логи­ческого анализа».

Действительно, во многих своих произведениях Дали сопостав­ляет и соединяет образы отдаленных реальностей. Прием наложе­ния образов друг на друга все же позволял угадывать их естествен­ные очертания (расплавившиеся часы, рояль, спадающий, как дра­пировка, телефонный аппарат со слуховой трубкой в виде лангуста, диван-губы). Предметы реального мира утрируются, нарочито пре­вращаются в сверхреальность, не поддаются расшифровке и объяс­нению. Нередко художник использует прием «исчезающих обра­зов», когда форма «растворяется, исчезает» в пространстве, а иног­да словно «просвечивает» через другую («Невидимый человек», «Испания», «Прозрачное лицо и блюдо с фруктами на берегу»).

В одной из самых известных картин «Постоянство памяти» на пустынном, словно вымершем фоне представлено странное сущест­во, напоминающее останки какого-то морского животного. В нем од­новременно можно рассмотреть черты лица человека и улитку без раковины. Мы видим мягкие, словно расплавленные циферблаты часов, свисающие с голой ветки оливы и плиты рядом. Вокруг часов - вечный покой неба, гор и моря - символы

вечности бытия. Они на­водят на мысли о бренности человеческой жизни, текучести и моно­тонности времени. Мягкие часы воспринимаются как символ оста­новившегося времени. Иссохшее дерево красноречиво напоминает о традиционном образе умирания. Человек изобрел механичес­кие приборы для измерения времени, но его сущности так и не пос­тиг. Муравьи, ползающие по крышке часов, напоминают о беско­нечной житейской суете, о людском муравейнике, о ничтожности сиюминутных устремлений на фоне вечного бытия. Да, в этой жизни нарушен привычный, естественный порядок ве­щей, а потому время остановилось навсегда, «порвалась цепь времен»...

С сюрреализмом связаны самые смелые творче­ские поиски и находки Сальвадора Дали. Он не раз за­являл: «Сюрреализм — это Я!» Известно, что к группе известных сюрреалистов Дали примкнул не сразу, лишь в 1929 г. Очень скоро он стал в их среде «своим» и наиболее интересным художником этого направле­ния. Всего через пять лет будет решаться вопрос о его исключении из группы сюрреалистов «за измену идеям движения». Но по сути никакой «измены» не было, просто в искусстве Дали шел своим путем.

Одна из первых сюрреалистических картин художника «Озаренные наслаждения» явилась его про­граммным документом. Основу композиции составляют три объемных экрана, напоминающие телевизион­ные. Расположенные в разных плоскостях на фоне пустынного пейзажа и бескрайнего голубого неба, они увлекают зрителей из реального пространства в мир причудливых сновидений. На экранах запечатлены кадры, содержание которых вызывает множество не­доуменных вопросов. На экране слева представлены элементы архитектурного сооружения, на фоне которого хорошо различим яйцеобразный булыжник (или деформиро­ванное яйцо с желтком, напоминающим яблоко или клубок ниток). Мужчина в шляпе

протягивает к нему руку. На центральном экра­не, отодвинутом в глубь пространства, изображены какие-то бесфор­менные микроорганизмы, которые пытается разглядеть через ды­рочку в «ящике» справа обнаженный человек. В третьем экране мы видим стройные ряды велосипедистов... с яйцеобразными булыжниками на головах. Среди выровненных по диагонали дюн они нажи­мают на педали и устремляются в разных направлениях.

Не менее странно выглядят изображения вне «телевизионных экранов». В центральной нижней части картины, как будто на гребне волны, мы видим потрясенную чем-то женщину с окровавленны­ми руками, которую утешает и поддерживает мужчина. Чуть левее поднимается рука с окровавленным ножом, тень от которой отчет­ливо напоминает очертания хищной птицы. Сверху над централь­ным экраном, как на пьедестале, возвышаются две искаженные гримасой женские головы, к которым приближается отвратитель­ная морда льва. Все изображения кажутся эфемерными, лишенны­ми веса. Элементы фарса, гротеска и иронии в сочетании с реально­стью призваны усилить абсурдность содержания всей композиции. Предложив собственный, «параноико-критический» метод в живописи, Дали вторгался в мир причудливых воспоминаний, кош­марных сновидений, эротических желаний и волшебных фантасма­горий. Вот почему понять смысл его картин действительно очень не­просто, а потому предлагаем повнимательнее прислушаться к тому, что он говорит об особенностях своего творческого метода:

«Скажу вам без бахвальства, что по природе искусства, по сущ­ности своей я был и остаюсь реалистом. Но писать только в тра­диционной манере для меня невозможно. Ибо это означало бы, что я повторяю других, топчусь на месте. Реалист не может, не должен довольствоваться тем, что уже достигнуто и общеизвест­но, что стало чем-то вроде стереотипа. Поэтому я убежден, что художник должен идти путем раскрепощения и реализации сво­ей творческой и человеческой личности. Это прежде всего озна­чает необходимость освобождения собственного своего образа мыслей от застывших догм и канонов, комплекса нерешитель­ности и трусости».

Эти слова художника еще раз подчеркивают связь его творческо­го метода с реалистическим искусством. Не случайно Дали называл свои полотна «фотографиями, сделанными ручным способом», «ра­ботами прямого действия». Не раз исследователи высказывали мне­ние об имитации им цветной фотографии. Картины Дали всякий раз убеждали, что не являются только порождением его буйной фан­тазии, а представляют собой своеобразные слепки с действитель­ности. Вот почему он отрицательно относился к абстрактной жи­вописи, не принимал, например, произведений В.Кандинского.

А выходка Марселя Дюшана, подрисовавшего уси­ки леонардовской Джоконде, напротив, вызывала у него восхищение.

Какой бы парадоксальной и необычной ни была живопись Дали, сколько бы спорных суждений она ни вызывала у зрителей и крити­ков, все же следует отметить, что он обладал виртуозной и безупреч­ной техникой академического рисунка. Несправедливы также и на­падки тех, кто видел в нем только провозвестника современного ис­кусства и обвинял его в отрицании классической живописи.

Однажды Сальвадор Дали сказал: «Живопись - это лишь не­большая часть моего гения». За этими словами — глубокий смысл и правда жизни художника. 1200 картин, тысячи рисунков, скульп­туры, гравюры, декорации, свыше двадцати литературных произве­дений: романы, стихи, киносценарии, даже балетные либретто — вот далеко не полный перечень того, что было создано этим удиви­тельным художником.

При жизни его личность характеризовалась самыми противоре­чивыми эпитетами: от «сумасшедший» до «самый гениальный». По известности Дали мог соперничать лишь со славой своего соотечест­венника Пикассо. Не без иронии он называл себя «шутом», призван­ным «все время сеять путаницу, возбуждающую творческую энер­гию». Порой он совершал странные поступки. Однажды, выступая с лекцией в Лондоне, он облачился не в профессорскую черную ман­тию, а в скафандр водолаза. В Нью-Йорке он выпрыгнул в форточку на глазах у специально созванных фоторепортеров. К изумлению всех присут­ствующих прикатил в Парижский университет на самом дорогом автомобиле «роллс-ройсе», салон которого был завален кочанами цветной капусты. Он спокойно мог появиться на вернисаже в манто из меха пантеры, а на великосветском приеме в набедренной повяз­ке с пером в волосах... Современников не раз шокировал его незабы­ваемый фрак с 88 бутылочками ликера с мертвой мухой в каждой... И это тоже была правда о Сальвадоре Дали.


 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключается смысл термина «кубизм»?

2. В чем заключаются эстетические принципы кубизма?

3. Как была воспринята современниками П.Пикассо его картина «Авиньонские девицы»?

4. Как в картине «Авиньонские девицы» нашли отражение эстетические принципы кубизма?

5. Что такое «синтетический кубизм»?

6. В чем заключаются эстетические принципы абстракционизма?

7. Как вы понимаете смысл концепции цветов Кандинского?

8. На какие группы делил свои картины В.Кандинский?

9. Какое впечатление создает картина Кандинского «Композиция VI»?

10.В чем сущность сюрреализма?

11.Как в картине «Постоянство памяти» С.Дали нашли отражение эстетические принципы сюрреализма?

12.Рассмотрите внимательно картину С.Дали «Озаренные наслаждения». Как вы прокомментируете все то, что изображено здесь?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отказ от изобразительности в абстрактном искусстве | Башня III Интернационала В.Е. Татлина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.