Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Башня III Интернационала В.Е. Татлина

Архитектура XX в.

План

 

1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина,

2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта

 

 

 

Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина - одного из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве XX века, родоначальника художественного конструктивизма. Модель памятника была выставлена в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов. Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из металлических балок и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Грандиозное здание-монумент, сконструированное на основе новаторских художественно-пластических и технико-инженерных форм, обладало утилитарным назначением, и вместе с тем его образ был неразрывно связан с символическим выражением утопических социально-общественных идеалов. Сам Татлин считал свое творение высшим достижением "синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры". Проект так и не был реализован, да и вряд ли он изначально был рассчитан на практическую реализацию: это была скорее идея, воплощенная в архитектурно-художественной форме.

Проект памятника III Интернационала Татлина, именуемого им просто «башня», появился в разоренной двумя войнами и революцией полуголодной стране и стал первой ласточкой бурного подъема новаторского архитектурного творчества как у нас, так и на Западе. Это грандиозное по своему замыслу сооружение, высотой в 400 м, состоящее из мачты-консоли, двух свивающихся, устремленных вверх стальных спиралей и подвешенных между ними хрустальных объемов куба, пирамиды, цилиндра и полусферы, ломало все традиционные представления об архитектуре. Благодаря этому оно обрело всемирную известность и стало своеобразным образцом, стимулирующим творческую мысль современных архитекторов вплоть до наших дней.

Самое интересное, что идеи Татлина до сих пор не реализованы полностью. В виде отдельных фрагментов они присутствуют в геометрической символике зданий правительственного комплекса столицы Бразилии г. Бразилиа (автор — О. Нимейер), в вантовых конструкциях Центра им. Ж. Помпиду в Париже, в мощной спирали здания Музея Гугенхейма в Нью-Йорке, в поверхностях сложной кривизны Оперного театра в Сиднее. А идея вращения свободно висящей в пространстве конструкции воплощена не на земле, а пока только в космосе — на международной космической станции. Что же одушевляло Татлина, откуда появилась такая дерзость мысли? Невольно вспоминается другая башня — Вавилонская, столь же утопичная по своему замыслу, обладающая таким же невероятным побудительным энергетическим зарядом главенствующей идеи и столь же роковым образом нереализуемая на протяжении четырех тысяч лет мечта человечества.

Обладая изначальным единством слова и языка, легендарные строители замыслили построить «башню, высотою до небес», чтобы этим «сделать себе имя» и укрепить свое единство («чтобы мы не рассеялись по лицу земли»). Татлин проектирует свою башню, чтобы воссоединить утерянное некогда единство всего человечества. Здание-памятник должно было вместить в себя верховные органы всемирного социалистического государства — «Совет Рабочих и Крестьянских депутатов Земного Шара». Оно должно было стать мировым информационным центром, несущим единое слово миру. Кроме агитационного центра в нем должны были разместиться мобильные подразделения мотоциклистов, автомобили, гигантский экран, радиоприемник «мирового масштаба», «телефонная и телеграфная станция и другие возможные аппараты информации», «станция прожекторов, которые проектировали бы световые буквы на облака».

Строительство Вавилонской башни было прервано по воле Бога, смешавшего все языки. Само понятие «вавилонская башня» стало метафорой принципиального непонимания и отчуждения народов и невозможности реализации одной из первых утопий человечества. Это, впрочем, не помешало людям в течение четырех тысяч лет продолжать попытки прорваться к небу. Башня Татлина не могла быть построена в нищей, разоренной стране, в которой с трудом нашли рейки и бумагу для макета. Рок изначального противоречия тяготел и над самой идеей памятника III Интернационала, и над породившим ее формальный символизм абстракционизмом.

Оригинальная пятиметровая модель "Башни Татлина", выставленная в последний раз в 1930, была затем утрачена. Более поздняя реконструкция модели "Башни" была создана в России в 1992-93 годы и хранится в музейно-выставочном фонде.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иррационализм подсознательного в сюрреализме | Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.