КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология оценка организационной эффективности
В системе оценивания эффективности организации необходимо выделить такие элементы, как: Субъектами оценки эффективности органов и должностных лиц регионального уровня исполнительной власти могут быть: - население региона (граждане, общественные объединения, органы МСУ); - органы государственной власти федерального уровня; - органы законодательной власти региона; - физические и юридические лица; - сами региональные управляющие (руководители и специалисты административных структур).
- объект оценивания (им может стать вся организационная система или отдельный ее элемент, например: проект, программа, правовой акт, сфера деятельности – ее процесс, результат или последствия); - инструментарий (модели, формы, виды и технологии) оценки эффективности). Оценка эффективности – это непрерывный, тотальный процесс вынесения суждения о деятельности организации, ее структурных подразделений и каждого сотрудника, имеющий своим содержанием: 1) выбор системы показателей эффективности; 2) разработку стандартов (нормативов и процедур) эффективности; 3) измерение показателей эффективности; 4) сопоставление фактического состояния эффективности с требованиями этих стандартов; 5) вынесение суждения о ценности для принятия последующего решения. Технология оценки эффективности являются разновидностью социально-политических технологий. По своему содержанию социально-политические технологии отличаются наличием алгоритмизированных, стандартизированных средств и процедурных приемов формирования и реализации социальных программ, социотехнических проектов, решения конкретных задач. Они являются своеобразным связующим звеном между теорией и методологией, с одной стороны, и практикой управления – с другой.
Схема 14.1. Структура технологии оценки эффективности
Проведение оценки эффективности деятельности организации предполагает наличие: - условий для проведения подобной работы; - заданного алгоритма действий (последовательности шагов по пути достижения конкретного результата, например, планирование и организацию сбора информации, обработку результатов оценочных исследований); - стандарта деятельности (предписанных процедур действий, осуществляемых на базе достигнутого опыта); - устойчивых структурных компонентов технологий оценки (критериев, признаков, параметров). Оценка эффективности коммерческих организаций и административных органов, как уже отмечалось, имеет свою специфику. При оценке эффективности в качестве инструментария используются критерии и показатели эффективности. Критерии эффективности - признаки, грани, стороны проявления управленческой деятельности, посредством анализа которых можно определить уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Так, при оценке эффективности деятельности регионального правительства могут быть использованы критерии общей, специальной и конкретной социальной эффективности государственного управления [103]. Критерии общей социальной эффективности (например, уровень производительности труда; уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения; упорядоченность, безопасность общественных отношений) Критерии специальной социальной эффективности характеризуют качество (уровень) всей совокупности (системы) органов государственной власти и местного самоуправления. В качестве таких критериев выделяются: - целевая обоснованность функционирования системы управления. Т.е. степень соответствия управляющих воздействий целям (не декларируемым, а практически реализуемым), объективно исходящим из положения и роли в обществе органов власти; соответствие организационной, нормативной и другой деятельности органов власти своей целевой направленности; - жесткие нормативы затрат времени на выработку решений и прохождение любой управленческой информации; - стиль функционирования органов представительной и исполнительной власти; стиль и реальная практика управленческого поведения должностных лиц; - организационная структура органов власти (ее сложность, упорядоченность); - общие (совокупные) – экономические, социальные, технические, кадровые и другие - издержки на содержание и обеспечение функционирования органов государственного и муниципального управления. Критерии конкретной социальной эффективности деятельности органов власти относятся к отдельным операциям и процедурам, элементам и процедурам управленческой деятельности. Ими являются: - степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц положениям, инструкциям, нормативным параметрам госслужбы; - законность решений и действий ОИВ - реальность управляющих воздействий, положительно влияющих на жизнь людей; - связь содержания управленческих актов (решений, действий) с запросами и нуждами людей, с их благополучием и развитием; - многообразие взаимосвязей управленческих органов и должностных лиц с гражданами, их объединениями и коллективами, различными слоями населения; - мера обеспечения престижа органа власти, соответствие его решений и действий общественно-политическому и гражданскому статусу; - правдивость и целесообразность управленческой информации, предоставляемой органами власти гражданам; - степень нравственного, морально-идеологического влияния органов власти на местное сообщество.
Определенные группы критериев позволяет выявить учет фактора времени[104] (см. табл.)
Показатель эффективности – это определенная мера, позволяющая сравнить: - фактическую деятельность организации/сотрудников с желательной или требуемой; - деятельность данной организации в различные временные периоды; - деятельность различных организаций по сравнению друг с другом. Для того чтобы совершенствование политико-административного управления носило постоянный (а не вынужденный), перспективный (а не запаздывающий), инновационный (а не мобилизационный) характер, необходимо повышение уровня его эффективности и качества. В постановлении Правительства РФ от 15.04.2009 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» предлагается перечень показателей и методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Оценка эффективности деятельности хозяйственных организаций сталкивается с отсутствием целостности в методологии исследования, с фрагментарностью имеющихся инструментов учета, анализа, мониторинга и их неадаптированности к современным российским условиям. Вместе с тем, наличие в хозяйственных организациях в большей степени, чем в административных, количественных аспектов деятельности позволяет использовать систему критериев и показателей, включающих индикаторы целевой, ресурсно-технологической и экономической эффективности. К типам показателей относят: показатели затрат, показатели выпуска, показатели конечных результатов деятельности. Критериями результативности деятельности организации выступают прямые (непосредственные) результаты деятельности и конечные социальные результаты. Индикаторами являются социальные (степень достижения поставленных целей), экономические (стоимость затрат на единицу продукции), социально-экономические (соотношение полученного социального эффекта и произведенных затрат), экономии и бережливости. «В соответствии с концептуальным подходом к общей оценке социально-экономической эффективности деятельности организаций результативной может быть признана деятельность, имеющая инновационный характер, являющаяся доходной (с точки зрения максимизации общественного благосостояния) и поддерживающая благоприятные условия труда персонала»[105]. Другими словами необходим оптимальный баланс между критериями эффективности в кратко- средне и долгосрочной перспективе.
[1] См.: Р.М. Фалмер. Организация как функция управления. М., 1992. [2] См.: Г. Минцберг. Структура в кулаке. СПб., 2001. [3] См.: Г.Р. Латфуллин, Н.В. Новичков. Политическая организация. СПб., 2007. [4] См., например: И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. М., 1986. [5] См.: А.И. Пригожин. Современная социология организации. М., 1995; Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 2009; В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. Теория организации. М., 2007. [6] См.: Р.А. Коренченко. Общая теория организации. М., 2003; Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. Теория организации. СПб., 2007. [7] См.: Теория организаций и организационное проектирование. Пособие по неклассической методологии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. Познакомиться с отдельными фрагментами этого учебного пособия можно, обратившись к Хрестоматии по дисциплине «Теория организации». [8] И.В. Мостовая. Парадигмы социологического познания // Социально-гуманитарные знания.- 1999. № 4; Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. СПб., 2005; На пути к постнеклассическим концепциям управления / Под ред. Аршинова В.И., Лепского В.Е.. М., 2005. [9] См.: Р. Дафт. Менеджмент. 2-е изд. 2001, с. 36-38; Н.Н. Слонов, Ю.А. Корсаков, Т.П. Фокина. Парадигмы менеджмента и объект административного управления // Городское управление. 2005. № 4. С. 29-42. [10] «Теория организации изучает принципы, законы* и закономерности для организации и управления компаниями, персоналом и другими ресурсами общественных образований», - Э.А. Смирнов. Теория организации. М., 2002, с. 37; «Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих деятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей нас действительности», – С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. Теория организации. М. 2002, с. 12. * Закон в данном случае понимается как объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь явлений и событий. [11] Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 2002, с. 13-14. [12] Подробнее см.: Хрестоматия. Раздел I. [13] См. одну из первых работ по этой проблематике: К. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб., 2000. [14] Мишин В.М. Исследование систем управления. М., 2008, с. 81-85. Подход – это совокупность основополагающих (то есть определяющих множество частных) приемов, способов и средств исследования чего-либо. [15] См.: Методические рекомендации по изучению дисциплины. Тема 1. [16] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 20-21. [17] См.: Фокина Т.П. Теория организации. Саратов, 2003, с. 8-9; Хрестоматия, 1.3. [18] См.: Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 2009, с. 825 - 847. [19] См.: Хрестоматия, 2.1. [20] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 69-71; Хрестоматия, 2.1. [21] Дж. Лафта. Теория организации. М., 2003, с. 36. Здесь же дана характеристика этим школам и подходам: с. 39-118. См., также: В.В. Щербина. Социальные теории организации. М., 2000.
[22] Г. Морган. Имиджи организации. М., 2005, с. 14. [23] См.: А.И. Пригожин. Методы развития организаций. М., 2003, с. 13-15; С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. Теория организации. М., 2002., с. 287-290. [24] С.: Г. Морган. Имиджи организации. М., 2005. [25] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 37-44; Хрестоматия. 1.9. Модели совершенства (идеально - типические конструкты) организаций. [26] В.М. Мишин. Исследование систем управления. М., 2008, с. 106-112. [27] См.: А.И. Пригожин. Методы развития организации, с. 394-395 [28] Теория организаций и организационное проектирование, с. 178, 188-192; см. также: Хрестоматия, 2.2; 1.11; 2.6; 3,6. [29] См.: Хрестоматия, 1.9. [30] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 50-52; С.Ю. Наумов, П.В. Журавлев, А.Ю. Шеховцев, А.В. Федорова. Риски в коммуникативном пространстве социума. Саратов, 2004, с. 100-102, 130-135. [31] См.: А.И. Пригожин. Методы развития организации, с. 23. [32] См.: Ст. Бир. Мозг фирмы. М., 2004; Хиценко В.Е. Модель жизнеспособной системы фирмы Стаффорда Бира // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3, с. 135-142.
[33] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 41-47; Хрестоматия, 1.9. [34] См.: Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009, с. 210-217. [35] См.: Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. 2-е изд. М., 2007. [36] См.: Хрестоматия, 2.1. К вопросу об определении понятия «социальная организация». [37] «Термин закон применяется к обобщенному утверждению, которое устанавливает связи (детерминированные или вероятностные) в пределах ограниченного набора утверждений», некоторые из которых не выполняются. Р.Акофф. Акофф о менеджменте. СПб., 2002, с. 382. [38] См.: А.А. Богданов. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2-х кн. М.: Экономика, 1989; А.А. Беляев, Э.М. Коротков. Системология организации. М., 2000, с. 62-72;
[39] См.: Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 2000, с. 144-151; Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. М., 2006, с. 80-86; Щербина В.В. Социальные теории организации. М., 13, 85, 165-166; Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003, с. 7-9. [40] Законы композиции-пропорциональности, развития, информированности-упорядоченности будут рассмотрены в последующих лекциях. [41] См.: Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 2000; Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. М., 2006, с. 161-163. [42] См.: А.А. Беляев, Э.М. Коротков. Указ. соч., с. 73-80; Дж. Лафта. Теория организации. М., 2003, с. 207-220; Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 2000, с. 245-298; Щербина В.В. Указ. соч., с. 147-152,170-171; Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. М., 2003, с. 138. [43] См.: Э.А. Смирнов. Теория организации. М., 2002, с. 178-200; В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. Теория организации. М., 2007, с. 132-135. [44] Р.Х. Холл. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб., 2001, с. 76. [45] См.: Теория организаций и организационное проектирование. Саратов, 1997, с. 72-76. [46] См. подробнее: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Гл. 8. Типы организаций; В.Н Парахина., Т.М. Федоренко. Теория организации. М., 2007, с. 76-84; Э.А. Смирнов. Теория организации, с. 18-34. [47] См.: Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб.: Питер, 2000. [48] См.: В.А. Баринов. Организационное проектирование. М., 2005, с.187. [49] См.: И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компаний. М., 2000. [50] См.: О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент: М., 1998, с. 196-198. [51] См. подробнее: Хрестоматия, раздел II. [52] Р. Дафт. Теория организации. М., 2006, с. 178-185.
[53] О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент: М., 1998, с. 251. [54] См.: Э.А. Смирнов. Теория организации. М., 2002. [55] В.Ф. Кравченко, Е.Ф. Кравченко, П.В. Забелин. Организационный инжиниринг. М., 1999, с. [56] См.: С. Вобленко. Кодификатор функций органов местного самоуправления: необходимость, структура, назначение // Городское управление, 2008, № 1, с. 29-36. [57] См.: М. Хаммер, Т. Чампи. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. СПб., 1997; М. Робсон, Ф. Уллах. Практическое руководство по инжинирингу бизнес-процессов. М., 1997. С.М. Ковалев, В.М. Ковалев. Технология структуризации и описания организации – шаг за шагом // Консультант директора, 2004. № 8. [58] С.Ю. Наумов, Л.Д. Русанова, П.А. Зубарев, С.Ю. Родионова. Инновационные технологии в управлении современной организацией. Саратов: ПАГС, 2008, с. 135. [59] См.: Н.Н. Слонов, Ю.А. Корсаков, Т.П. Фокина. Парадигмы менеджмента и объект административного управления // Городское управление. 2005. № 4. С. 29-42. [60] См.: Г. Минцберг, Л. Ван Хейден. Органиграммы: узнайте, как в действительности работает ваша компания / Организационное обучение. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007, с. 137-157. [61] Г. Морган. Имиджи организации. М.-СПб.: Вершина, 2006. См.: Хрестоматия [62] См.: Теория организаций и организационное проектирование. Саратов, 1997, с. 88-97; О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент. М., 1998, с. 339-349; Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 1999, с. 104-123, 379-388; Г. Минцберг. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб., 2001; Управление организацией. М., 2000, с.111-131; Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. Теория организации. СПб., 2006, с. 150-163; А.А. Огарков. Управление организацией. М., 2006, с. 255-291; Р. Дафт. Теория организации. М., 2006, с. 101-149; В.И. Малый, В.И. Попюк и др. Экономика и управление на предприятии. Саратов, 2008, с. 70-79; и др. [63] См.: А. Быкова. Организационные структуры управления. М., 2003, с. 14-22. [64] См.: Хрестоматия, 2.6; 2.7. [65] Р. Дафт. Теория организации, с. 585-589. [66] Р. Дафт. Теория организации, с. 592-602.
[67] Н. Слонов. Управленческое решение – выбор системы // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 3. С. 104-108. См.: Хрестоматия, 2.7. [68] Н.Н. Слонов, Ю.А. Корсаков. Исследование управленческого решения: модель структуры и методика проведения // Городское управление. 2009. № 3.С. 21- 28. Хрестоматия, 2.8. [69] См.: Р. Дафт. Теория организации, с. 534-550.
[70] См.: Б.З. Мильнер. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации. М., 2003; Т.М. Коулопоулос, К. Фраппаоло. Управление знаниями. М.: Эксмо, 2008. [71] См.: Б.З. Мильнер. Теория организации, с. 186-187. [72] См.: Т.К. Кравченко, В.Ф. Пресняков. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием. М., 2003. [73] Т.М. Коулопоулос, К. Фраппаоло. Управление знаниями. М.: Эксмо, 2008, с. 57-72. [74] См.: С.С. Фролов. Социология организаций. М., 2001, с. 250-264. [75] См.: С.С. Фролов. Указ. соч., с. 270-272. [76] Ю.В. Ирхин. Возможности и пределы «электронного правительства» (на примере Великобритании и России) // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 6, с. 16-32. [77] См.: Хрестоматия, 2.10. Организационная культура. [78] Э. Шейн. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002, 35-44. [79] См.: Хрестоматия, 1.6. Метафизические основания теории. [80] См.: Т.П.Фокина, С.Н. Спиридонова. Организационная культура. Саратов, ПАГС, 2006. [81] См.: Хрестоматия, 2.10. Организационный имидж. [82] Б.З. Мильнер называет их инновациями и предлагает не проводить разграничение между изменением и инновацией, что вряд ли корректно. См.: Теория организации. М., 2009, с. 678. [83] См.: Т.П. Галкина. Социология управления: от группы к команде. М., 2003, с. 94-124. [84] См.: А.А. Беляев, Э.М. Коротков. Системология организации. М., 2000, с. 75-76; Э.А. Смирнов. Теория организации. М., 2002, с. 121-132; Его же, Основы теории организации. М., 2000, с. 174-186; С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. Теория организации. М., 2002, с. 94-111. [85] «Родившись, организации начинают изменяться. Наиболее вероятным изменением является кончина, поскольку у новых организаций крайне высок уровень смертности», - Р.Холл. Организации: структуры, процессы, результаты. М., 2001, с. 306. [86] См.: Хрестоматия, 3.2. Организационные патологии: сущность и классификация. [87] Т.П. Фокина. Теория организации, с. 40. [88] См.: Ф. Янсен. Эпоха инноваций. М., 2002, с. 11- 21. [89] См.: Социс. 2008. № 9; Государственная служба. 2008. № 2; АиФ. 2006. № 50. [90] См.: С.Ю. Наумов, Л.Д. Русанова, П.А. Зубарев, С.Ю. Родионова. Инновационные технологии в управлении современной организацией. Саратов: ПАГС, 2008, с. 56-60. [91] См. характеристику модернизации как горизонта интерпретации в Хрестоматии. 1.6. Метафизические основания теории. [92] Следует отметить, что по оценке экспертов только 1/6 часть исследуемых компаний при проведении изменений выделяла отдельный бюджет, составляла план изменений, периодически отслеживала его выполнение, - Top-Manager. 2000. № 10. [93] См.: Huse E. Organizational development and change.- L., 1975. [94] Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 2009, с. 693-707. [95] См.: Хрестоматия. 3.4. [96] См.: Э.А. Смирнов. Основы теории организации. М., 2000, с.334-345; Он же: Теория организации. М., 2002, с. 231-234. [97] См.: Р.Х. Холл. Организации: структуры, процессы, результаты, с. 396-431. Имеются и другие варианты классификации моделей эффективности. См.: Р. Дафт. Теория организации, с. 77-87; Б.З. Мильнер. Указ. соч., с. 733-740. [98] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 154. Адаптировано. [99] См.: Д.С. Синк. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М., 1989. [100] См.: Б.З. Мильнер. Теория организации, с. 319-323, 346-352. [101] См.: Хэл Дж. Рейни. Анализ и управление в государственных организациях. М.: ИНФРА-М, 2002 [102] Г.М. Иванов. «Оценка эффективности организационной деятельности». См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 153-167. [103] См.: Г.В. Атаманчук. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. [104] См.: Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 2009, с. 736-739. [105] См.: Наумов С.Ю., Русанова Л.Д., Зубарев П.А., Родионова С.Ю. Инновационные технологии в управлении современной организацией. Саратов: ПАГС, 2008, с. 49 – 53.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |