Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Общие положения теории адаптации

 

2.1. Этапы профессиональной социализации и адаптации

молодых специалистов.

2.2. Факторы процесса адаптации.

2.3. Адаптация как общий принцип взаимодействия индивида и среды.

 

2.1. Этапы профессиональной социализации и адаптации молодых специалистов

В обществе, где идет постоянный процесс социальной дифференциации, существует социальная мобильность, социализация является постоянным явлением. Личность приспосабливается к окружающей среде и ее специфике, меняя статусы, социальные роли, меняя взгляд на ценности и порядок вещей.

Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – это процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий «самовоспроизводство» общественной жизни.

Наиболее традиционным в социологии является изучение социализации. В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Понятие «социализация» используется в социологии шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основные подхода к интерпретации социализации как явления. Внутри процесса социализации предложено учитывать два вектора развития, каждый из которых может стать объектом преимущественного внимания в той или иной концепции: направление информации от общества, активность общества и трансформация общества в связи с включением в социальное целое новой «единицы», а также круг проблем, связанный со «встраиванием» обществом предложенной информации, включением норм существования общества в структуру мировоззрения личности. Своеобразные подходы к роли общества и личности ведут к формированию расходящихся концепций социализации.

Сторонники так называемой жесткой социализации, представители школы структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) определяют этот процесс как полную интеграцию личности в социальную систему. Разумеется, негуманно подчинять сугубо общественным интересам весь внутренний мир личности. Но, так или иначе, общество воздействует на человека, и это влияние нельзя не учитывать. Социализация и есть воздействие на личность среды, общества, причем воздействие это хотя и недостаточно, но абсолютно необходимо для становления личности. Однако, отражаясь в понимающей социологии, процесс социализации меняет субъекта, практически устраняется общество, оно «лишается права» участвовать в воспитании человека. Выход из данного тупика обозначается при отказе от расширительной трактовки понятия «социализация», которая предполагала поглощение всех формирующих личность влияний.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических про­цессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связа­на с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не­разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

Личность как субъект социальных отношений прежде всего характеризуется автономностью, определенной степенью независи­мости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Лич­ная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Представителями этой теории были социоло­ги Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию ак­тивно разрабатывал В.А. Ядов[14].

Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологи­ческим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию ус­ловий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют об­щую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концеп­цию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуа­тивные социальные установки как предрасположенность к воспри­ятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной пред­метной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных си­туациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом об­щих социальных условий и отвечая наиболее важным потребнос­тям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воз­действуют на низшие диспозиции.

Социология сразу призвана дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, пред­ставить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании лич­ности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социаль­ные группы, восприятии личностью культурных норм, отклоне­ниях от этих культурных норм.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все опре­деления личности так или иначе обусловливаются двумя проти­воположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окру­жение при этом играет весьма незначительную роль. Представи­тели другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что лич­ность – это некоторый продукт, полностью формируемый в хо­де социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе необходимо учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, дан­ное В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индиви­да в систему социальные отношений посредством активной дея­тельности и общения»[15]. В соответствии с этим взгля­дом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и куль­турного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожден­ных способностей, темперамента и предрасположенности, значи­тельно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого кон­кретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

 

2.2. Факторы процесса адаптации.

 

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование лично­сти, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уни­кальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние ока­зывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в социальных группах. Однако главными фак­торами, определяющими процесс формирования личности, безус­ловно являются групповой опыт и уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в про­цессе социализации личности ее адаптации к условиям среды.

Взаимосвязь личности и общества позволяет уяснить их соотношение, проанализировать механизмы воздействия общества на личность и личности на общество. Рассмотрим три разные концепции, представленные классиками социологии - Э. Дюркгеймом, М. Вебером[16].

Отношения индивида и общества - одна из главных проблем социологии Э. Дюркгейма. Он подчеркивает, что социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной реальности. Дюркгейм постоянно соотносит эти два вида реальности. Так, «индивидуальным фактам» он противопоставляет «социальные факты», «индивидуальным представлениям» - «коллективные представления», «индивидуальному сознанию» - «коллективное сознание» и т.д. Это непосредственно связано с тем, как социолог видит сущность личности. Для Э. Дюркгейма она - двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Причем «социальное» и «индивидуальное» не дополняют друг друга, не взаимопроникают, а именно противостоят.

«Социальная реальность», «коллективные представления», «коллективное сознание» полностью господствуют над всеми признаками индивидуального, над всем тем, что есть личность человека. Общество в его интерпретации выступает как независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида. Оно представляет собой более богатую и большую реальность, чем индивид, доминирует над ним и создает его, являясь источником высших ценностей.

Дюркгейм признает, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. И теперь уже вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или же влияют очень незначительно, не меняя сути социальных фактов.

Дюркгейм, таким образом, отдает предпочтение силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям.

Иную позицию по этому вопросу занимает М. Вебер. Он среди тех, кто придает огромное значение в развитии общества действиям, поведению индивида. Вебер видит в роли субъекта только отдельных индивидов. Он не отрицает существование и необходимость изучения таких социальных образований, как «государство», «общество» и т.п. Но с точки зрения социологии эти образования только суть процесса и связи специфических действий отдельных людей, так как лишь последние являются понятными для нас носителями действий, имеющих смысловую ориентацию.

Коллективным социальным формам, как например, государству, нельзя приписать волю или мышление. Понятия «коллективная воля» и «коллективная жизнь» можно употреблять только условно, метафорически.

Социальным действием можно считать, по М. Веберу, только осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых индивидом целей поведение. Такой тип действия М. Вебер называет целерациональным. Осмысленное, целенаправленное действие и делает индивида субъектом социального действия. Он отмежевывается от тех социологических теорий, которые в качестве исходной социальной реальности, субъектов социального действия берут социальные тотальности: «классы», «общество», «государство» и пр. С этой позиции он критикует «органическую социологию», рассматривающую общество как условный организм, в котором индивиды выступают в роли биологических клеток. Действие индивида, по М. Веберу, можно понять, так как оно осмысленно и целенаправленно, изучать его - занятие для социологов. Действие же клетки - нет, так как оно лишено названных атрибутов, и это уже сфера биологии.

Но также нельзя понять и действия класса, народа, хотя вполне можно понять действия индивидов, составляющих класс, народ. Для Вебера эти общие понятия слишком абстрактны. Он противопоставляет им требование социологии считать субъектом социального действия индивида и изучать его.

 

2.3. Социализация и адаптация как общий принцип взаимодействия индивида и среды.

 

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индиви­дом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поста­вил перед собой задачу исследовать процесс постепенного пони­мания личностью отличия своего «Я» от других личностей. В ре­зультате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длитель­ного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный «Я»-образ не рождается только в связи с объективными фак­тами. Именно через отношения с другими, через их оцен­ки каждый человек устанавливает свое собственное «Я».

Это человеческое «Я», открывающееся через реакции других, по­лучило известность как зеркальное «Я» Чарльза Кули, впервые про­анализировавшего процесс «Я»-открытия[17]. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального «Я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше вос­приятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; наши чув­ства по поводу этого мнения.

Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так вос­приятие реакции других людей на поведение или внешность дает образ социального «Я». Таким образом, «социальное зеркало» постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зер­кала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мне­ниям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать не­которые мнения и реакции по поводу своего поведения.

Определяя возможность формирования личности, «Я»-образа на основании зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь из­бирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм вос­приятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объ­ясняется сущность процесса восприятия индивидом других лич­ностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я»[18]. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы инди­видуальный «Я»- образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Это осознание «обобщенного другого» развивается через про­цессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли[19]. В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравне­нием со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимае­мую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою кон­цепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к тео­рии Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого»[20]. «Зна­чимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается, и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и фор­мирование их собственного «Я». Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «зна­чимого другого».

Этапы социализации представляют собой последовательность восприятий, которые личность склонна менять в течение всего процесса социализации, где смена этапов происходит, не всегда противопоставляя один этап другому. Смена этапов социализации характеризуется, в первую очередь, усвоением все новых ценностей, социальных ролей.

Говоря об этапах социализации, необходимо проводить различия между относительно самостоятельными периодами в процессе социального развития личности, а именно: периодом социального становления личности и периодом ее социального развития, как активно функционирующего элемента общества.

На первом этапе социализации личности действия индивида сосредоточены на приобретении и формировании определенного минимума социальных качеств, отождествляющих индивида обществу. Здесь, индивид, находясь в процессе социализации первого этапа, находится в процессе становления по средствам социального воздействия, его функция как актора социализации заключена в рамки взаимодействия с определенными агентами профессиональной социализации.

Второй этап характеризуется активностью в социальном развитии личности. На данном этапе происходят количественные и качественные изменения социальной структуры. Здесь, социализация происходит путем сопоставления уже имеющихся систем социализационных знаний с новыми, суммирующимися в процессе его функционирования личности как субъекта социализационного процесса. Подобное относится к изменению форм общения социальной среды личности, содержания профессиональной деятельности, жизненных планов и т.п.

Известно, что грани смены данных этапов размыты, поскольку являются продуктом взаимной диффузорной смены. Следовательно, могут быть сопряжены с изучением первичности и вторичности социализационного процесса.

Этапы профессиональной социализации личности, как и этапы собственно социализации, могут быть разделены на первичный и вторичный и зависеть от ряда факторов. Реализуя свои требования, молодой специалист и организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в резуль­тате чего осуществляется процесс профессиональной социализации. Таким образом, профессиональная социализация–двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. Анализируя проблему профессиональной социализации молодых специалистов в организации, необходимо отметить отсутствие практик адаптационного механизма к факторам профессиональной среды, позволяющее предположить, что категория молодых специалистов особенно подвержена влиянию факторов организации не только в профессиональной плане, но и в рамках социально–психологических, физиологических и коммуникативных аспектов профессиональной деятельности.

Соответственно необходимо определить факторы трудовой среды организации, а также выявить те из них, которые оказывают негативное и положительное влияние на процесс профессиональной социализации молодых специалистов в организации. Также целесообразно провести сравнительный анализ отношений руководящего состава организации и собственно молодых специалистов на предмет отношения к факторам влияния трудовой среды организации для выявления соответствий и несоответствий в их представлениях по данному вопросу.

Становление профессионально «социализированной» личности молодого специалиста осуществляется на этапе первичной профессиональной адаптации. На данном этапе роль адаптационных практик чрезвычайно велика, так как именно от уровня грамотности их использования в отношении молодого специалиста зависит степень его дальнейшей интеграции в рабочую среду конкретной организации. В данной связи изучение теоретико-методологических подходов к проблеме профессиональной социализации представляется необходимым начать с рассмотрения непосредственно самой категории профессиональная социализация, ее сущности и уровней структуры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Обосновать понятие взаимодействия, как центральной категории в теории социально-психологической адаптации.

2. Дать понятие социальной среды и обозначить её отличия от биологической в контексте проблемы адаптации.

3. Что понимается под микро-, мезо- и макроуровнями социальной среды?

5. Какие формы адаптации выделяют в зависимости от вариаций условий среды по таким параметрам, как интенсивность и частота изменений?

6. Какие проблемы решаются в рамках изучения адаптации к различным условиям среды?

7. Опишите модель оптимального процесса социально-психологической адаптации с точки зрения системного подхода.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Теоретико-методологические подходы к определению процесса адаптации: сущность, структура, этапы, виды, функции | Тема 3. Адаптация личности молодого специалиста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.