КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зарубежный опыт профориентации и адаптации
Зарубежный опыт профориентации и адаптации. И АДАПТАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТЕМА 9. ОПЫТ ПРОЦЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Перечислите основные направления и функционал в деятельности подразделений по управлению адаптацией. Назовите цели и задачи системы управления адаптацией на предприятии. 3. Какова роль непосредственного руководителя/наставника в системе управления адаптацией на предприятии?
9.2. Российский опыт профориентации и адаптации. 9.3. Трудовая адаптация молодых специалистов в современных условиях: методы экономической мотивации.
Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10-12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то, во всяком случае, без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах - неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о «неиспорченности», отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки - адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода - двух месяцев. Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый «корпоративный дух» фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы. Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы - от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии. В Германии имеется «Закон о правовом режиме предприятия», который требует от работодателя ознакомления нового сотрудника с условиями работы и с будущей сферой его деятельности, а также представление его будущим коллегам по работе. Работник должен знать режим и условия труда и свои обязанности. Для этого используются собеседования. Новичок знакомится с правилами, процедурами. Он получает наставления со стороны старших по должности и др.
9.2. Российский опыт профориентации и адаптации Профессиональная ориентация и адаптация должны содействовать быстрым структурным сдвигам в занятости при одновременном поддерживании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда. Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу. Причина здесь не только в старом грузе стереотипов, но и в отсутствии знаний о содержании профориентационной деятельности и адаптации, их формах и возможностях в условиях рынка. В условиях экстенсивного развития, наличия свободных рабочих рук и относительно невысоких требований к квалификации работающих не ощущалось острой необходимости в единой системе информации и трудоустройства кадров. Результатом подобной практики стал хронический и повсеместный дефицит рабочих кадров при неполной и нерациональной занятости, занижение требований к уровню их подготовки. Службы профориентации, которые действовали в отдельных школах, на крупных предприятиях и в административных районах, часто выступали как вербовочные и агитационные пункты. В результате лишь 15-20% выпускников школ выбирали профессию, связанную с полученными в школе навыками. Сейчас в республиках, краях, областях и крупных городах созданы хозрасчетные центры по трудоустройству, переобучению, профориентации и адаптации. Как показал опыт отечественных организаций, в стране недостаточно внимания уделяется проблеме профориентации и адаптации кадров. К сожалению, управленческие работники не до конца понимают значение профориентации и адаптации как методов регулирования предложения рабочей силы в организации. К тому же сейчас управленческое звено народнохозяйственного и отраслевого уровней ослаблено в организационно-методическом отношении, что привело к образованию множества органов управления в регионе (центры профориентации и занятости, кабинеты профориентации в школах, специальных учебных заведениях, в организациях) без достаточной регламентации их полномочий. Узкая ведомственность противодействует развитию прямых связей органов управления профориентацией и адаптацией. И это не позволяет устранить организационные недостатки в практике профориентации и адаптации, углубляя их на каждом последующем уровне управления.
9.3. Трудовая адаптация молодых специалистов в современных условиях: методы экономической мотивации Трудовая жизнь как сложный социальный феномен играет одну из ведущих ролей в социально-экономической жизни общества. Стабильность и благополучие общества во многом зависят от того, как будут решены вопросы качества трудовой жизни. Становление системы рыночных отношений, изменение форм собственности и предприятий, жесткая конкуренция между производителями привели к переменам в содержании и условиях трудовой жизни работников организаций. Реальная действительность, стремительно меняющиеся условия деятельности специалистов и содержание их труда требуют определения стратегий на директиву инновационной кадровой политики в организациях, внесения изменений в систему адаптационных практик. Успешность проведения подобного рода изменений влечет за собой изменения уровня и качества трудовой жизни коллектива организации как на уровне внутренних (межличностных) отношений, так и в масштабе всей организации в целом. Справедливо считается, что если развитие есть стратегия жизни, то адаптация – это тактика, которая позволяет человеку следовать прогрессу. Ведь профессионалами своего дела выпускники ВУЗов становятся не сразу, а после прохождения определенного пути приобщения к профессиональным нормам и правилам поведения, приобретя необходимый опыт и навыки работы, адаптировавшись к режиму и условиям труда, вступив в определенные социальные связи и отношения в рамках организации. Изучение содержания закономерностей трудовой адаптации, раскрытие ее содержательной структуры, поиск путей оптимизации ее механизма на сегодняшний день рассматривается как одно из условий роста и укрепления эффективности показателей роста организации. Для этого необходимо: 1. Определить с социологических позиций методологические подходы к анализу трудовой адаптации и уточнить содержание понятия «адаптация». 2. Рассмотреть содержание и структуру трудовой адаптации личности, выделить ее основные этапы. 3. Обозначить основные направления оптимизации механизма профессиональной адаптации специалистов в современных условиях и разработать практические рекомендации по его совершенствованию. Трудовая адаптация представляет собой комплексный, системный, непрерывный процесс активного взаимодействия индивида и места осуществления деятельности (предприятия, фирмы, организации и т.д.), обеспечивающий согласование потребностей и линий поведения обоих сторон, а также результат этого взаимодействия, характеризующий уровень соответствия его участников не определенный момент времени[25]. Трудовая адаптация может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в подобной системе возникают значимые изменения и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется и процесс развития человеческого потенциала. Экономическая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации и продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ, путем применения способов денежного/материального вознаграждения. По результатам авторского социологического исследования, были определены следующие составляющие апробированного метода экономической мотивации молодых сотрудников в данной конкретной организации: 1) Экономические вознаграждения (премии) не должны быть общими, поскольку существует вероятность их восприятия как часть обычной заработной платы; 2) Премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа; 3) Наличие премиальных выплат должна зависеть от дополнительных, а не от нормативных усилий молодого работника; 4) «Премиальная» мотивация должна покрывать затраты на ее выплату в виде дополнительных усилий молодого работника. С экономической точки зрения, человеческий ресурс является чрезвычайно дорогим, а, следовательно, должен использоваться максимально эффективно, путем увеличения творческой инициативы молодых работников, по средствам использования методик экономического мотивирования молодых специалистов в организации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |