Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы административно-правового регулирования

Метод правового регулирования – это способ воздействия на общественные отношения. Общая теория права выделяет в качестве методов правового регулирования: а) дозволение; б) предписание; в) запрет.

Дозволение сводится к разрешению действовать или воздержаться от действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Предписание предполагает возложение обязанности действовать или воздержаться от действия в соответствии с требованиями правовой нормы.

Запрет означает обязанность не совершать определенные нормой права деяния (действие или бездействие) под угрозой применения соответствующих санкций.

Все указанные методы правового регулирования являются атрибутами первичного элемента правовой материи – нормы права. Каждый из них находит свое проявление во всех отраслях права. Административное право, разумеется, не является исключением.

Так, метод дозволения в административном праве используется в рамках института усмотрения. Например, должностному лицу, рассматривающее дело об административном правонарушении, дозволено применять любой размер наказания в пределах между минимальным и максимальными его параметрами, установленными законом.

Предписание является наиболее распространенным методом регулирования административно-правовых отношений. В этом методе проявляется властная природа отношений, регулируемых нормами административного права. Например, гражданам предписывается регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.

Запрет как метод правового регулирования в одних случаях имеет прямое закрепление в нормах права. Например, запрет на получение государственными служащими подарков и вознаграждений от физических и юридических лиц за исполнение своих функциональных обязанностей, многочисленные запреты для участников дорожного движения и др. В других случаях такой запрет непосредственно в норме права не сформулирован, однако его наличие предполагается. Это наиболее характерно для правовых норм, устанавливающих ответственность за административные правонарушения. Так, статьей 20.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство. Это означает, что за действия, перечисленные в этой статье, установлено административное наказание, следовательно, совершать их нельзя.

Известный представитель административно-правовой науки В.Д. Сорокин на основе обстоятельных теоретических изысканий предлагает рассматривать дозволение, предписание и запрет в единстве. По его убеждению указанные методы правового регулирования не могут действовать изолированно друг от друга[14]. Согласно мнению В.Д Сорокина «одновременное использование дозволения, предписания и запрета в различных ситуациях, когда один из компонентов исполняет роль непосредственно воздействующего фактора, а два других обеспечивают («подстраховывают») это воздействие, является необходимым условием эффективного правового метода»[15].

Рассуждая подобным образом, В.Д. Сорокин приходит к выводу о возможном выделении типов единого метода правового регулирования. В основу выделения таких типов им положен признак доминанты. Первый тип – гражданско-правовой. В этом типе единого метода правового регулирования в «триаде» способов воздействия доминирует дозволение. Второй тип – административно-правовой, в котором преобладает предписание. Третий типуголовно-правовой, где наиболее широко представлен запрет [16].

Типологизация триединого метода правового регулирования для осуществления идентификации отраслей права, представляет как научный, так и практический интерес. Однако предложенный подход не обеспечивает однозначного решения поставленной задачи, оставляя массу вопросов.

Так, доминирование запрета в едином методе правового регулирования наряду с уголовно-правовым типом может рассматриваться также в качестве типа административно-правового, если иметь в виду, например, административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Подобная смена доминанты, как свидетельствует анализ, возможна в любой отрасли права.

Однако в большей степени она характерна для права административного, где признаком, который адаптирует тот или иной тип единого метода правового регулирования к конкретной ситуации является объект правового регулирования.

В административном праве объектом регулирования выступают публичные отношениях, в рамках которых осуществляется реализация властной природы ее участников. При этом речь может идти как о властной природе субъектов, представляющих публичную администрацию или судебную власть, так и о властной природе народа России, являющегося в соответствии с Конституцией РФ единственным источником власти в Российской Федерации.

Таким образом, для административного права характерны все возможные методы правового регулирования: дозволения, предписания и запреты. Наиболее востребованными в административном праве методами регулирования являются предписания и запреты. В совокупности оба указанных метода образуют так называемый императивный метод правового регулирования. Но в административном праве представлен и метод дозволения, который лежит в основе диспозитивного метода правового регулирования. При изучении каждого из указанных методов регулирования необходимо учитывать особенности объекта правового регулирования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет административно-правового регулирования | Источники административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.