КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические методы
Экономические методы, к которым относят механизмы финансовой и денежно-кредитной политики, используются для достижения макроэкономического равновесия, регулирования спроса и предложения на товарных, денежных, валютных и других рынках, ориентирования деятельности субъектов хозяйствования в русле государственной экономической стратегии. Финансово-бюджетная политика. Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспечиваются источниками доходов и правом определения направлений их расходования. Трем уровням власти соответствуют три бюджетных уровня: 1) федеральный (Российская Федерация); 2) региональный {субъектов РФ); 3) местный (муниципальных образований). В соответствии с положением бюджеты всех уровней самостоятельны и независимы друг от друга. Это не означает, что источником финансирования являются собственные средства этих бюджетов. Во многих бюджетах собственных доходов для финансирования расходов оказывается недостаточно, что и обусловливает необходимость межбюджетных отношений. Разработка бюджета базируется на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозах социально-экономического развития страны, платежного баланса, инфляции, валютного курса и других макроэкономических показателей, а также нормативах поступления доходов и финансовых затрат на предоставление государственных услуг. Государственный бюджет оказался по существу единственным документом директивного характера, могущим стать инструментом экономической политики, повышения предпринимательской активности и социальной зашиты населения. Регулирующее влияние на экономику бюджет оказывает как доходами, так и расходами, сбалансированностью статей, которая не должна быть формальной. Целями бюджетной политики являются макроэкономическая сбалансированность, устойчивые темпы экономического роста, высокая эффективность государственных расходов, уменьшение социального неравенства. Расходная часть бюджета является инструментом достижения экономических и социальных целей и определяет масштабы государственного накопления и потребления. С помощью бюджетных расходов государство может воздействовать на субъекты хозяйствования, экономическую ситуацию в стране. При планировании государственных расходов обосновываются приоритеты, реструктурируются обязательства, составляются программы реализации экономии средств. Осуществляется жесткий выбор между всеми конкурирующими расходными статьями, как-то: содержание бюджетной сферы, социальные нужды, оборона, управление, поддержка отдельных производств и т.д. Приоритетом служит инвестиционная политика, обеспечение внутренней и внешней безопасности, воспроизводство научного потенциала, образование, здравоохранение. В развитых странах увеличиваются расходы на научные исследования, образование, военные программы и т.д. Все это заказывает государство, оно не ждет, когда рынок дозреет до осознания необходимости создания какого-либо производства. Финансирование может осуществляться в форме дотаций, субсидий, субвенций. Дотации предоставляются вышестоящим бюджетом нижестоящему на сумму недостающих доходов; они не имеют строго целевого характера. Субсидии выделяются на финансирование конкретных мероприятий и имеют целевой характер. Субвенции предполагают долевое участие в финансировании расходов целевого характера. Перед государством открываются два варианта финансовой политики: 1) сократить бюджетные расходы, чтобы появилась возможность снижения налоговой нагрузки на предприятия и направления ими средств в инвестиции; в этом случае вопрос об инвестициях решают сами предприятия, а сократить бюджетные расходы можно, например, за счет урезания социальных выплат; 2) увеличить бюджетные расходы, в том числе за счет повышения налоговой нагрузки; возросшие объемы финансовых ресурсов направить в собственные инвестиции, разместить государственный заказ на подрядное строительство или производство какой-либо продукции для государственных нужд, что потребует новых инвестиций в частном секторе, в том числе за счет банковского кредитования. Государственные инвестиции. Для выполнения функций управления, сбалансированного развития экономики необходимо оптимальное сочетание государственных и частных инвестиций. Идеальным считается следующее соотношение: на 1 рубль государственных вложений должно приходиться 3 рубля частных. Регулирующая роль государственных инвестиций проявляется в том, что они в полной мере отвечают общенациональным интересам, реализуются через федеральную инвестиционную программу и федеральные и региональные целевые программы. Федеральная инвестиционная программа включает перечень наиболее эффективных проектов, финансируемых с привлечением средств бюджета, и имеет адресный характер. Государство или указывает с помощью предпочтений и льгот, куда надо вкладывать средства частным инвесторам, или вкладывает собственные средства, если частный капитал ведет себя неактивно. В России потенциал государственных инвестиций как инструмент экономических преобразований используется не более чем на 10%. Все внимание сконцентрировано на создании режима наибольшего благоприятствования для частных, прежде всего иностранных, инвестиций; России якобы без них не подняться. Это, по меньшей мере, спорно. Ведь становится очевидным, что в России никогда не будет более благоприятного инвестиционного климата не только для иностранного, но и для отечественного капитала (тесно связанного с международным капиталом), даже в сырьевом секторе. Например, запасы нефти в том же Ираке больше, чем в России, а себестоимость добычи в четыре раза ниже. Для нормального развития экономики необходимы ежегодные вложения в размере около 180 млрд долл. Производство может дать половину, иностранные инвесторы — не более 10 млрд долл., недостающие средства в стране есть. Но нет механизма, да и самой концепции их вовлечения в реальный оборот, т.е. в государственные или частные инвестиции, нет надежных финансовых инструментов. В России механизмы долгосрочных банковских кредитов и инвестиций не работают. А исполнительная власть смирилась с тупиковой ситуацией и мало что предпринимает для ее преодоления. Государственный заказ является общепринятой эффективной формой регулирования экономики. С его помощью государство не только удовлетворяет общественные потребности, но и воздействует на масштабы и структуру производства, рынки сбыта, способствует укреплению плановых начал в экономике. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. К федеральным государственным нуждам относятся потребности Российской Федерации в продукции для жизнеобеспечения страны, обеспечения безопасности, реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Потребности в продукции, необходимой для решения задач регионов, реализации региональных целевых программ, определяются и обеспечиваются органами государственной власти субъектов РФ. Государственных заказчиков утверждает Правительство РФ. Ими могут быть федеральные органы исполнительной власти, государственные учреждения, казенные предприятия. Государственные заказчики обеспечивают поставщиков финансовыми ресурсами для реализации контрактов. Государственные заказчики являются ответственными за обеспечение федеральных государственных нужд. Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах выделенных из бюджета средств. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по кредитам и целевые дотации. В настоящее время актуальным становится стимулирование с помощью госзаказа развития обрабатывающей, прежде всего наукоемкой, промышленности. Государство может через повышение налогообложения изъять избыточные доходы из сырьевого сектора и зa счет полученных средств разместить заказы на новые, эффективные виды производств. Налоговая политика. Среди методов государственного регулирования экономики косвенного действия наиболее важное место занимают налоги. Налоговая система выполняет фискальные, регулирующие (распределительные, стимулирующие) и стабилизирующие Функции. Налоги обеспечивают большую доходную часть государственного бюджета. Фискальная их функция реализуется посредством изменения ставок налоговых платежей и расширения налогооблагаемой базы на основе роста доходов предприятий. Фискальная политика становится особенно мощным оружием в периоды кризисов или депрессий. Налоговая политика России отличается противоречивостью и бессистемностью, копированием западного опыта и отступлением от него. Налог на прибыль экономически более предпочтителен, но труден для взимания, даже при пониженной ставке его платят в основном только честные плательщики. Введен максимально низкий налог на доходы физических лиц (по единой ставке для учителя и преуспевающего предпринимателя) и высокий налог на фонд оплаты труда; символичным остается налог на личные состояния. Общество заинтересовано в усилении налоговой нагрузки на сырьевой сектор в целях снижения налогового бремени, которое несут предприятия обрабатывающей промышленности. С налоговой политикой непосредственно связана амортизационная политика, призванная регулировать накопление основного капитала. Управление нормами амортизации широко используется в качестве средства воздействия на хозяйственный цикл, темпы экономического роста. Изменяя законодательно нормы амортизационных отчислений, государство создает более благоприятный режим налогового обложения прибыли, что увеличивает сумму средств, направляемых на финансирование воспроизводства основных фондов. Денежно-кредитная политика базируется на регулировании с помощью изменения объема денежной массы в обращении. В зависимости от складывающейся ситуации в экономике денежная политика ужесточается или ослабляется, объем денежной массы в обращении сжимается или расширяется. Сжатие денежной массы используется для принуждения к снижению цен. Экспортная и импортная политика. Внешнеэкономическая политика страны определяется общенациональными стратегическими задачами и является производной от них. Используя рычаги экспортной и импортной политики, государство обеспечивает реализацию субъектами хозяйствования права на внешнеэкономическую деятельность, защищает их позиции на мировом рынке, нейтрализует приемы недобросовестной конкуренции иностранных фирм на внутреннем рынке. Рост экспорта является наилучшим показателем конкурентоспособности страны. Однако занять прочные позиции на мировом рынке сложно. По нормам международной торговли практически исключаются экспортные субсидии и весьма ограничены промышленные субсидии. Мировой рынок не заинтересован в новых конкурентах, поэтому он благосклонно относится к сырьевому экспорту из России и всячески препятствует экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью. Нужна как активная поддержка действующих экспортеров, так и диверсификация экспорта. Экспорт стал поистине жизненно важным сектором, без него невозможен импорт, а на «импортной игле» находится большая часть российского потребительской рынка. Государство в целях стимулирования экспорта сокращает перечень лицензируемых товаров и снижает экспортные тарифы. Однако объективной оценкой результативности экспортной политики следует считать уменьшение зависимости экономики и социальной сферы от валютной выручки. Импортная политика является не менее важным средством регулирования экономики; более того, ее продовольственная направленность может угрожать существованию национальной экономики. Осознанная импортная политика стала формироваться лишь в последние годы, когда в структуре экономики уже произошли негативные изменения и проблема протекционизма приобрела большую актуальность. Протекционизм является элементом промышленной политики в интересах предприятий, работающих на внутренний рынок. Он дает возможность заработать отечественному производителю, запять больше людей, расширить товарные рынки, не допустить, чтобы неконкурентное производство исчезло раньше, чем появилась освоенная новая продукция. Все страны в той или иной степени применяют протекционизм в отношении отечественного производства. Протекционистские меры реализуются по двум направлениям: 1) финансовая поддержка (субсидии, дотации, кредиты) отечественных производителей; 2) зашита внутреннего рынка введением таможенных пошлин на конкурирующие товары, нормативов качества, квот на ввозимую продукцию. Таможенные пошлины остаются важным инструментов государства, с помощью которого импорт и экспорт регулируются в общенациональных интересахРазумным признается полная их отмена при ввозе оборудования, которое не производится в стране. В то же время пошлины на ввоз подержанных автомобилей необходимы, чтобы принудить западные фирмы открывать производство в России. Возможности проведения самостоятельной экспортно-импортной политики сужаются при вступлении страны в ВТО. Страны, вступающие в ВТО, исходят главным образом из интересов получения более благоприятных условий для своих экспортеров. Для России не менее важной является проблема защиты внутреннего рынка. Членство в ВТО предполагает соблюдение определенных условий и правил двоякого рода: • либерализация торговли, в этом отношении Россия лидирует; более свободной, чем в России, конкурентной среды нет; • регламентирование отношений продавцов и покупателей для поддержания национальных производителей (с помощью квот, пошлин, тарифов), в России они пока не отрегулированы, в результате страна теряет одну отрасль за другой еще до вступления в ВТО. Государство в интересах эффективного регулирования экономики должно использовать разнообразные методы с учетом складывающихся конкретных обстоятельств, уметь своевременно отказываться от инструментов, не оправдывающих надежд, и искать новые решения, в том числе и кажущиеся на первый взгляд малообоснованными. Должны присутствовать воля и смелость, оригинальность и неожиданность.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |