Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выравнивание экономического и социального развития регионов

При разработке и реализации региональной политики учитыва­ются предпосылки и факторы долговременного характера и склады­вающаяся текущая ситуация в регионах.

Политика

Государственная региональная

Для России региональная политика имеет приоритетное значе­ние. От ее эффективности зависит единство, целостность, стабиль­ность государства, социальное благополучие населения.

Главными задачами государственной региональной политики являются создание благоприятных макроэкономических условий для саморазвития каждого региона, предпосылок для наиболее пол­ного использования природно-сырьевого и производственного по­тенциала, преодоление существенных различий по факторам роста, уровню жизни. Их решение предполагает использование государст­венных рычагов воздействия с учетом общегосударственных инте­ресов и территориальных аспектов развития.

К долговременным факторам относятся природно-климатические условия, геополитическое и транспортно-географическое положение регионов, социально-исторические особенности и характер расселения, уровень экономического развития. Оцениваются природно-ресурсный и производственный потенциал, демографическая ситуация, инвестици­онный, научно-технический и экспортный потенциалы.

Текущая ситуация характеризуется прежде всего наличием со­циальных проблем. Решение социальных задач является залогом прочности политических и экономических устоев всего государства. Социальные обязательства возлагаются на федеральный Центр, регионы, субъекты хозяйствования. В краткосрочном периоде обязательства государства сводятся к вы­равниванию бюджетных доходов во имя социальной справедливости по критерию государственных стандартов. Федеративное государство не может нормально функционировать при глубоких различиях в уровне жизни между регионами. Другие задачи социальной политики решают в основном органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.

 

В региональной политике необходимо, с одной стороны, сохра­нять приоритеты для регионов, имеющих особо важное стратегиче­ское значение, стимулировать развитие городов и районов с круп­ным научно-техническим потенциалом, которые могут стать «точ­ками роста» экономики; предприятий, являющихся основой жизне­деятельности местного населения. С другой стороны, требуются специальные методы регулирования в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, экологического состояния, с высоким уровнем безработицы, миграционными проблемами.

Уровень развития регионов определяется в основном относи­тельными (в расчете на душу населения) показателями производст­ва валового регионального продукта (ВРП), промышленной и сель­скохозяйственной продукции. Минэкономразвития России использовало для этого 12 производственных и социальных показателей с выведением усредненного показателя в баллах.

 
   

 

 
. Базовые индикаторы комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов 1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.): 2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.): 3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении (долл. США): 4. Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.): 5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях. 7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума: 8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) 9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.): 10. Основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения (тыс. руб.): 11. Коэффициент плотности автомобильных дор: 12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов.

 

В настоящее время выделяются депрессивные регионы, нуждающиеся и не нуждающиеся в государственной поддержке, доноры и реципиенты, проблемные и преуспевающие, а между ними — прослойка регионов-середняков, из которых одни ближе к богатым, а другие — к бедным.

Различия между региона­ми составляют по производству ВРП более чем 40 раз.

В стране в 2010 году 12 регионов-доноров. Это Москва, Санкт-Петербург, Татария, Пермский край, Тюменская, Свердловская, Самарская, Липецкая, Московская, Вологодская, Ленинградская и Кемеровская области бюджетная обеспеченность в которых превышает среднероссийскую. Индекс этой средней по РФ обеспеченности принят Минфином за единицу. К примеру, у Москвы этот индекс равен 3,39, у Рязанской области — 0,64, у Камчатского края — 0,2.

К депрессивным отнесены 28 регионов, в первую тройку вошли Дагестан, Бурятия, Тува.

Проблемными стали регионы, где сосредоточены предприятия ВПК, легкая промышленность, металлообработка, регионы с экс­тремальными природно-климатическими условиями, небольшие поселения.

Богатство и нищета регионов сейчас в решающей степени предо­пределяются наличием и освоением природных ресурсов, так как об­рабатывающая промышленность находится в кризисном состоянии.

Региональная политика становится более осмыс­ленной и реализуется с учетом региональной специфики. Регио­нальный фактор перестал быть дестабилизирующим, потерял поли­тическую окраску и перешел в экономическую сферу, где каждый регион формирует хозяйственный механизм в рамках единой госу­дарственной социально-экономической политики.

Этому способствовали следующие основные мероприятия:

• приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными законами;

• преобразование Совета Федерации, его состава;

• создание федеральных округов;

• концентрация налоговых доходов в федеральном бюджете для последующего их перераспределения.

В настоящее время проблемы взаимоотношений между Центром и регионами не сводятся, как прежде, к очередному перераспреде­лению полномочий (т.е. борьбе за власть), доходных статей феде­рального бюджета. Во главу угла ставятся реальные потребности выравнивания экономического и социального развития регионов.

В новых условиях государство может полнее сосредоточиться на решении экономических и социальных проблем развития регионов, распределяя обязательства и ответственность за региональную поли­тику между федеральными и региональными органами власти. Феде­ральный центр берет на себя формирование в приоритетном порядке элементов единой инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь, информатика), организует хозяйственное освоение новых террито­рий, регулирует размещение производительных сил путем создания специальных фондов регионального развития, содействует эффек­тивной специализации регионов, стимулирует их экономическую активность системой льготного кредитования и налогообложения.

В социальной сфере федеральные органы управления принима­ют меры по обеспечению гарантированных условий и качества жиз­ни во всех регионах и устранению неоправданных различий в воз­можностях их социального развития, по предотвращению ухудше­ния демографической ситуации, регулированию рынка труда, внут­ренней и внешней миграции, возрождению малых городов, круп­ных рекреационных зон.

В сфере экологии государство берет на себя задачи по ликвида­ции последствий природных катастроф, комплексному развитию регионов, пострадавших от радиационного загрязнения, обеспече­нию санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уст­ранению кризисных ситуаций в районах с чрезмерными нагрузками на природную среду.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приватизация и национализация государственного имущества | Федеральные целевые программы развития регионов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.