КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выравнивание экономического и социального развития регионов
При разработке и реализации региональной политики учитываются предпосылки и факторы долговременного характера и складывающаяся текущая ситуация в регионах. Политика Государственная региональная Для России региональная политика имеет приоритетное значение. От ее эффективности зависит единство, целостность, стабильность государства, социальное благополучие населения. Главными задачами государственной региональной политики являются создание благоприятных макроэкономических условий для саморазвития каждого региона, предпосылок для наиболее полного использования природно-сырьевого и производственного потенциала, преодоление существенных различий по факторам роста, уровню жизни. Их решение предполагает использование государственных рычагов воздействия с учетом общегосударственных интересов и территориальных аспектов развития. К долговременным факторам относятся природно-климатические условия, геополитическое и транспортно-географическое положение регионов, социально-исторические особенности и характер расселения, уровень экономического развития. Оцениваются природно-ресурсный и производственный потенциал, демографическая ситуация, инвестиционный, научно-технический и экспортный потенциалы. Текущая ситуация характеризуется прежде всего наличием социальных проблем. Решение социальных задач является залогом прочности политических и экономических устоев всего государства. Социальные обязательства возлагаются на федеральный Центр, регионы, субъекты хозяйствования. В краткосрочном периоде обязательства государства сводятся к выравниванию бюджетных доходов во имя социальной справедливости по критерию государственных стандартов. Федеративное государство не может нормально функционировать при глубоких различиях в уровне жизни между регионами. Другие задачи социальной политики решают в основном органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.
В региональной политике необходимо, с одной стороны, сохранять приоритеты для регионов, имеющих особо важное стратегическое значение, стимулировать развитие городов и районов с крупным научно-техническим потенциалом, которые могут стать «точками роста» экономики; предприятий, являющихся основой жизнедеятельности местного населения. С другой стороны, требуются специальные методы регулирования в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, экологического состояния, с высоким уровнем безработицы, миграционными проблемами. Уровень развития регионов определяется в основном относительными (в расчете на душу населения) показателями производства валового регионального продукта (ВРП), промышленной и сельскохозяйственной продукции. Минэкономразвития России использовало для этого 12 производственных и социальных показателей с выведением усредненного показателя в баллах.
В настоящее время выделяются депрессивные регионы, нуждающиеся и не нуждающиеся в государственной поддержке, доноры и реципиенты, проблемные и преуспевающие, а между ними — прослойка регионов-середняков, из которых одни ближе к богатым, а другие — к бедным. Различия между регионами составляют по производству ВРП более чем 40 раз. В стране в 2010 году 12 регионов-доноров. Это Москва, Санкт-Петербург, Татария, Пермский край, Тюменская, Свердловская, Самарская, Липецкая, Московская, Вологодская, Ленинградская и Кемеровская области бюджетная обеспеченность в которых превышает среднероссийскую. Индекс этой средней по РФ обеспеченности принят Минфином за единицу. К примеру, у Москвы этот индекс равен 3,39, у Рязанской области — 0,64, у Камчатского края — 0,2. К депрессивным отнесены 28 регионов, в первую тройку вошли Дагестан, Бурятия, Тува. Проблемными стали регионы, где сосредоточены предприятия ВПК, легкая промышленность, металлообработка, регионы с экстремальными природно-климатическими условиями, небольшие поселения. Богатство и нищета регионов сейчас в решающей степени предопределяются наличием и освоением природных ресурсов, так как обрабатывающая промышленность находится в кризисном состоянии. Региональная политика становится более осмысленной и реализуется с учетом региональной специфики. Региональный фактор перестал быть дестабилизирующим, потерял политическую окраску и перешел в экономическую сферу, где каждый регион формирует хозяйственный механизм в рамках единой государственной социально-экономической политики. Этому способствовали следующие основные мероприятия: • приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными законами; • преобразование Совета Федерации, его состава; • создание федеральных округов; • концентрация налоговых доходов в федеральном бюджете для последующего их перераспределения. В настоящее время проблемы взаимоотношений между Центром и регионами не сводятся, как прежде, к очередному перераспределению полномочий (т.е. борьбе за власть), доходных статей федерального бюджета. Во главу угла ставятся реальные потребности выравнивания экономического и социального развития регионов. В новых условиях государство может полнее сосредоточиться на решении экономических и социальных проблем развития регионов, распределяя обязательства и ответственность за региональную политику между федеральными и региональными органами власти. Федеральный центр берет на себя формирование в приоритетном порядке элементов единой инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь, информатика), организует хозяйственное освоение новых территорий, регулирует размещение производительных сил путем создания специальных фондов регионального развития, содействует эффективной специализации регионов, стимулирует их экономическую активность системой льготного кредитования и налогообложения. В социальной сфере федеральные органы управления принимают меры по обеспечению гарантированных условий и качества жизни во всех регионах и устранению неоправданных различий в возможностях их социального развития, по предотвращению ухудшения демографической ситуации, регулированию рынка труда, внутренней и внешней миграции, возрождению малых городов, крупных рекреационных зон. В сфере экологии государство берет на себя задачи по ликвидации последствий природных катастроф, комплексному развитию регионов, пострадавших от радиационного загрязнения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устранению кризисных ситуаций в районах с чрезмерными нагрузками на природную среду.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |