Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления




 

Ответственность перед населением наступает в результате действий или без­действия органов и должностных лиц местного самоуправления, приведших к утрате доверия к ним со стороны населения. Результатом может быть досроч­ное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц и другие меры, определяемые уставом муниципального образования.

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции и законов РФ и субъектов РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадле­жащего осуществления указанными органами и должностными лицами передан­ных им отдельных государственных полномочий. При этом ответственность за осуществление органами местного самоуправления государственных полномо­чий наступает лишь в той мере, в какой они обеспечены соответствующими ор­ганами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Федеральный закон 2003 года № 131-ФЗ предусматривает специальную про­цедуру реализации ответственности органов и выборных должностных лиц ме­стного самоуправления перед государством. Законодательный орган субъекта РФ в отношении представительного органа муниципального образования, а гла­ва высшего исполнительного органа субъекта РФ в отношении избранного гла­вы муниципального образования имеют право на досрочное прекращение их полномочий, Это возможно в том случае, если судом будет признано несоответ­ствие законодательству нормативных актов, принятых указанными органами и должностными лицами местного самоуправления, а совершенные противо­правные акты не будут ими отменены в установленные сроки после решения суда.

Федеральный закон 2003 года предусматривает также возможность временно­го осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ. Такая ситуация может возник­нуть, если вследствие решений, действий или бездействия органов местного са­моуправления муниципальное образование оказывается неплатежеспособным или если при реализации государственных полномочий органами местного само­управления допускается нецелевое расходование бюджетных средств, получен­ных за счет субвенций. Нарушение действующего законодательства должно быть установлено судом.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает при нарушении ими чьих-либо законных прав и интересов, причинении имущественного и морального ущерба, невыполнении условий хозяйственных договоров и соглашений и т. д. Ответст­венность в этом случае наступает в соответствии с гражданским законодатель­ством.

Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления

Не вмешиваясь в решение вопросов местного значения, государство в то же вре­мя не может не контролировать деятельность органов и должностных лиц мест­ного самоуправления. При этом в Российской Федерации (согласно ст. 8 Евро­пейской Хартии местного самоуправления) любой административный контроль

должен:

♦ осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституци­ей или законом;

♦ предназначаться лишь для обеспечения законности и конституционных принципов;

♦ осуществляться так, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости защищаемых интересов.

Эти принципы не исключают контроля государства над выполнением органа­ми местного самоуправления делегированных им государственных полномочий.

Общий надзор за соблюдением законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления возложен на Прокуратуру РФ. В случае выяв­ления противоречащих закону правовых актов местного самоуправления проку­рор соответствующего уровня обязан принести протест на эти акты принявшему их органу или должностному лицу. Он подлежит рассмотрению в 10-дневный срок или на ближайшем очередном заседании представительного органа муни­ципального образования. В случае отклонения протеста прокурор вправе обра­титься в суд.

Соответствие законодательству устава муниципального образования контро­лирует орган юстиции, на который возложена его регистрация.

Уполномоченные органы государственной власти контролируют осуществле­ние органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Контроль над деятельностью органов и должностных лиц местного само­управления в отдельных сферах муниципальной деятельности осуществляют уполномоченные федеральные службы: финансового, санитарно-эпидемиологи­ческого, земельного, экологического, водного, рыбного, лесного и другого кон­троля и надзора.

В рамках своей компетенции федеральные службы вправе:

♦ направлять органам и должностным лицам местного самоуправления реко­мендации и методические материалы по решению возложенных на них задач;

♦ при выявлении нарушении или невыполнении возложенных на органы местного самоуправления задач и обязательств направлять им соответствую­щие предписания;

♦ издавать и направлять органам и должностным лицам местного самоуправ­ления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффек­тивности, в течение определенного срока отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие);

♦ вносить представления в органы прокуратуры в случаях, если органы и должностные лица местного самоуправления не выполнят в установленные сроки направленных им рекомендаций.

Федеральные службы не имеют права вмешиваться в дела местного сообще­ства за пределами своей компетенции. Они также не вправе отдавать органам и должностным лицам местного самоуправления распоряжения по решению во­просов местного значения.

Судебный контроль призван обеспечить законность, непредвзятость, справед­ливость. Он является наиболее формализованным, строится исключительно на правовых аргументах и осуществляется всеми видами судов. Судебный контроль в отношении органов местного самоуправления необходим, чтобы обезопасить граждан и юридические лица от ошибок и незаконных решений этих органов. Ре­шения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.

Самые распространенные случаи судебного обжалования решений органов ме­стного самоуправления — введение различных не предусмотренных законодатель­ством местных сборов, ограничения на ввоз или вывоз определенных товаров (на­пример, алкогольной продукции), нарушения, наблюдаемые при приватизации объектов муниципальной собственности, выделении земельных участков под за­стройку и т. п. В качестве истцов в судах выступают физические и юридические лица, чьи законные права нарушаются решениями органов и должностных лиц местного самоуправления, а также прокуроры в случае отклонения их протестов.

Взаимоотношения органов местного самоуправления

с территориальными структурами органов государственной власти

На территории муниципального образования действуют многочисленные терри­ториальные подразделения федеральных органов государственной власти. Пра­вовую основу их деятельности составляют отраслевые федеральные законы и ве­домственные нормативные акты. Эти органы не вмешиваются в деятельность местного самоуправления, если это не входит в их должностные обязанности, а органы местного самоуправления не вмешиваются в деятельность органов государственной власти. Для решения общих задач между ними должно быть установлено взаимодействие. Муниципальное образование содействует государ­ственным органам в аренде служебных помещений, выделении земельных участ­ков, оказании социальных услуг для их работников (на средства последних). Решения органов местного самоуправления по вопросам местного значения обязательны для государственных органов и их работников как жителей муни­ципального образования. К числу соответствующих государственных структур относятся следующие.

1. Силовые, правоохранительные, фискальные органы, т. е. воинские части военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД, ФСБ, МЧС, исправительно-трудовые учреждения, налоговые, казначейские, таможенные и другие органы, дей­ствующие в соответствии с поставленными перед ними задачами. Однако они обязаны согласовывать с органами местного самоуправления проводимые ими акции, способные повлиять на жизнедеятельность населения. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий может давать этим органам отдельные поручения (например, провести проверку, представить информацию и т. п.). Силовые органы информируют главу муниципального образования —
при соблюдении необходимой служебной тайны — о состоянии безопасности и правопорядка на территории и о своих мероприятиях. Муниципальное образо­вание оказывает содействие в их работе.

2. Инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии (электроэнергетика, газоснабжение, железная дорога, почта, телеграф, средства телеком­муникации и т. п.). Большинство этих компаний стали акционерными, хотя го­сударство сохранило решающее влияние на их деятельность, обладая нередко контрольным пакетом акций. Деятельность инфраструктурных ведомств оказы­вает огромное воздействие на жизнеобеспечение местных сообществ. Они могут выполнять отдельные поручения главы муниципального образования в пределах его компетенции. Но в целом органы местного самоуправления практически не могут оказывать существенное влияние на деятельность естественных монопо­лий и их ценовую политику.

3. Федеральные службы, осуществляющие государственный контроль и надзор в отдельных сферах деятельности (в сфере защиты прав потребителей и бла­гополучия человека, экологии и природопользования, транспорта, по тарифам, служба финансово-бюджетного надзора и др.). Их задача — проверять соблюде­ние законодательства и норм в соответствующих сферах всеми субъектами дея­тельности на территории муниципального образования, в том числе и самими органами местного самоуправления. Федеральные службы обязаны информи­ровать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, выдавать нарушителям предписания об устранении нарушений. Органы местного само­управления содействуют устранению нарушений и обязаны рассматривать ад­ресованные им, а также муниципальным предприятиями учреждениям пред­писания, а также принимать соответствующие меры. Некоторые федеральные службы наделены правом наложения штрафных и иных санкций в администра­тивном порядке.

4. Территориальные подразделения Федеральной службы по труду и занято­сти. Совместно с органами местного самоуправления они проводят большую ра­боту по созданию и регулированию рынка рабочих мест, переподготовке кадров, учету граждан, нуждающихся в трудоустройстве, выплате пособий по безработи­це, снижая тем самым уровень социальной напряженности на местах.

5. Территориальные органы Государственного пенсионного фонда, работаю­щие в тесном взаимодействии с муниципальными органами социальной защиты населения.

6. Территориальные органы Федеральной службы государственной статисти­ки. Органы местного самоуправления обязаны безвозмездно предоставлять им всю необходимую информацию в установленном порядке. Со своей стороны, ор­ганы местного самоуправления заинтересованы в получении от статистических органов сводной, обзорной и аналитической информации и могут устанавливать с ними договорные отношения.

7. По ряду сфер деятельности, где имеются общие интересы государства и ме­стного самоуправления, существуют органы двойного подчинения. Примером яв­ляется милиция. На нее возложена как задача борьбы с преступностью, которая является государственным делом, так и охрана общественного порядка, относящаяся по законодательству к вопросам местного значения. Во многих странах государственная и местная полиция разделены и имеют собственные полномо­чия. По российскому законодательству милиция является государственным ор­ганом, но местное управление (отдел) внутренних дел находится в двойном под­чинении, считаясь подразделением местной администрации. Оно оперативно
подчиняется главе местной администрации, в то время как финансирует местное управление внутренних дел, назначает и снимает его начальника руководитель органа внутренних дел субъекта РФ. Федеральным законом 2003 года предусматривается передача организации охраны общественного порядка на террито­риях муниципальных районов и городских округов органам муниципальной ми­лиции, которая должна быть создана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.