КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
База данных. Дистанционный доступ
Информационные продукты и услуги Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носители любого физического свойства в виде документов, статей, программ, книг и т.д. Информационный продукт совокупность данных, сформированных производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. Услуга результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле услуга воспринимается как предоставление информационного продукта с помощью компьютера. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов. Пример. Библиотеки являются местом, где сосредоточена значительная часть информационных ресурсов страны. Основными видами информационных услуг библиотечной сферы являются: · предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению; · выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, обзоры и пр.); · организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары и т.п.); · выдача результатов информационного исследования (аналитические справки, отчеты и т.д.). Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном виде. База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические. Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации. Небиблиографические базы данных имеют множество видов: · справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.; · полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.; · числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.; · текстовые и числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.; · финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.; · юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам. Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов, информационные услуги могут быть представлены в виде: · выпуска информационных изданий; · ретроспективного поиска информации; · традиционных услуг научно-технической информации; · дистанционного доступа к удаленным базам данных; · подготовки и оказании информационных услуг; · предоставления первоисточника. Рассмотрим более подробно дистанционный доступ и подготовку и оказание информационных услуг. Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность этих услуг нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря: · все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; · высокой оперативности предоставления услуг; · возможности отказа от собственных информационных систем. Традиционно основными пользователями дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей. В основном эти услуги представляются специальными организациями - центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации. Услуги доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом: · непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями; · косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователями для выяснения интересующих его вопросов и т.п.; · услуга Down Loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных; · регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователя в удобное для него время. Подготовка и оказание информационных услуг включает: · связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг; · обработку данных в вычислительных центрах; · программное обеспечение; · разработку информационных систем; · разработку информационных технологий. Контрольные вопросы к лекции 3 1. Какое определение информационным ресурсам дает закон «Об информации, информатизации и защите информации»? 2. Чем характеризуется база данных? 3. Приведите определение информационной услуги. 4. Какими факторами определяется рост числа пользователей дистанционного доступа к базам данных? Литература 1. Антонов А. К. Основы информационной культуры. Учебное пособие. М. 2005. 2. «Информатика-2006: электронный учебно-методический комплекс». А. К. Антонов, О. В. Пузырева. РЕГИСТРАЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО № 8602 ОТ 11 СЕНТЯБРЯ 2006 г. ФГУП «ИНФОРМРЕГИСТР» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ. Номер государственной регистрации 0320601306. 3. Информатика: Учебник/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. –М.: И74. Финансы и статистика, 1997. – 768с.: ил. 4. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-Ф3 «Об информации, информатизации и защите информации».
ЛЕКЦИЯ 4
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |