Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. В документе выделите Знак сноски, которую следует удалить, а затем нажмите клавишу DEL

IV. Удаление сноски

В документе выделите знак сноски, которую следует удалить, а затем нажмите клавишу DEL.

Примечание. Чтобы удалить все автоматически пронумерованные сноски, выберите команду Заменить в меню Правка. На вкладке Заменить нажмите кнопку Больше, нажмите кнопку Специальный, а затем выберите Знак сноски или Знак концевой сноски. Убедитесь, что поле Заменить на пустое, а затем нажмите кнопку Заменить все. Нельзя удалить все специальные знаки сносок за одну операцию.

Контрольные вопросы к лекции 13

1. Назовите основные функции тестового процессора.

2. Какое назначение сноски и концевых сносок в документах?

3. Какие действия необходимо выполнить для вставки рисунка из коллекции?

4. Какими командами можно изменить шрифт, его размер и цвет?

Литература

1. Антонов А. К. Информатика. Курс лекций по дисциплине «Информатика» для студентов, обучающихся по специальностям 0611.00 «Менеджмент организации», 0608.00 «Экономика и управление», 0608.17 «Экономика и управление туризмом и гостиничным хозяйством» ИТ и Г 2006.

2. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 1997.

3. Информатика: Учебник/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. –М.: И74. Финансы и статистика, 2001. – 768с.: ил.

4. Информатика. Базовый курс/ Симонович и др. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 640 с.: ил.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»

План:

1. Предмет и задачи курса «История русского литературного языка».

2. Основные теоретические понятия: литературный язык, общенародный язык, язык художественной литературы, их соотношение.

3. Связь истории русского литературного языка с другими дисциплинами, филологическая направленность курса и его методологическая основа.

4. Периодизация курса «История русского литературного языка».

5. Проблема происхождения русского литературного языка.

 

1.1. Предмет и задачи курса «История русского литературного языка»

История русского литературного языка (далее: ИРЛЯ) завершает цикл историко-лингвистических курсов, изучаемых в вузе. Она тесно связана со всеми учебными дисциплинами, изучающими русский язык как в его истории, так и в его современном состоянии. Лекции по ИРЛЯ читаются на филологических факультетах классических и педагогических университетов на старших курсах, т.к. усвоение данной дисциплины требует серьезной филологической подготовки.

ИРЛЯ представляет собой одну из самых молодых отраслей языковедения, которая сложилась в качестве особой научной и учебной дисциплины, отделившейся от общего курса истории русского языка лишь в 30-е – 40-е гг. XX в. Хотя и до этого предпринимались попытки представить ход развития русского литературного языка во всем его объеме.

Интерес к природе русского литературного языка в отечественной филологии зародился в недрах сравнительно-исторического изучения русского языка в конце XIX в. ИРЛЯ как научная проблема в той или иной мере разрабатывалась в трудах П.И. Житецкого, А.С. Будиловича, Е.Ф. Карского, С.К. Булича, но в качестве учебной дисциплины в университетах не преподавалась. Исключением были лекции профессора Казанского университета Е.Ф. Будде. Первым из языковедов-русистов, разработавшим курс ИРЛЯ (начиная с языковой ситуации в Киевской Руси и заканчивая языком современной русской литературы до поэта Надсона) был профессор А.И. Соболевский. Он подготовил лекционный курс по ИРЛЯ, но ему не пришлось ни разу излагать его с кафедры, а текст лекций остался в рукописи. Он был опубликован только в 1980 г.

Изучение ИРЛЯ началось с XVI в., когда начали создаваться различные пиитики и риторики. С XVIII в. велись наблюдения над связями русского литературного языка с другими славянскими и европейскими языками, над составом церковнославянского языка, его сходством с русским языком и отличием от него.

Для осознания национальной специфики русского литературного языка явились чрезвычайно важными такие факты, как создание в 1755 г. «Российской грамматики» М.В. Ломоносова, выход в свет «Словаря Академии Российской» (1789–1794 гг.), появление учения М.В. Ломоносова о трех стилях русского литературного языка, изложенного в его «Рассуждении о пользе книг церковных в российском языке», «Риторике» и «Российской грамматике», т.к. Ломоносов впервые указал на основные элементы национального русского литературного языка.

В XVIII–XIX вв. были открыты и изданы древнейшие русские памятники: «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава», «Слово о полку Игореве», «Русская Правда», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и др., положено начало изучению языка этих памятников.

Основы будущего курса ИРЛЯ были заложены в трудах И.И. Срезневского, А.А. Шахматова, Я.К. Грота, В. Истомина, Е.Ф. Будде и др.

Это подготовило базу для новой науки. В ХХ в. ИРЛЯ становится предметом особого внимания исследователей.

В 30-е – 40-е гг. ИРЛЯ выделилась из общего курса истории русского языка, который разделился на историческую грамматику и ИРЛЯ.

Регулярно курс ИРЛЯ в Петроградском университете и Государственном университете и Государственном институте истории искусств с 1921 г. стал читать В.В. Виноградов. После переезда в Москву в 1930 г. до своей кончины в 1969 г. ученый постоянно работал над проблемой становления русского литературного языка и читал лекции о нем в Московском университете и педагогических институтах столицы. Классической работой, заложившей основы новой историко-лингвистической науки не только в русской филологии, но и во всей мировой науке, утвердившей права новой дисциплины в вузовском преподавании, стали «Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX веков», изданные при жизни автора дважды в 1934 и 1938 гг. Эта книга послужила основой для первой официальной учебной программы по ИРЛЯ, составленной Г.О. Винокуром.

Становление ИРЛЯ как самостоятельной научной дисциплины связано также с именами Л.А. Булаховского, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, С.П. Обнорского, Ф.П. Филина, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Д.С. Лихачева, А.И. Ефимова.

В ХХ в. был проанализирован большой фактический материал.

Но ИРЛЯ в целом еще не написана. Единой концепции ИРЛЯ пока еще нет, а существует много частных исследований.

Цель курса ИРЛЯ – изучение процессов формирования и развития русского литературного языка.

Курс ИРЛЯ имеет целью охарактеризовать процесс развития языка русской письменности с древней поры до современности, при этом учитывая особенности различных стилей (разновидностей, типов) языка письменности на разных этапах его истории.

Предмет ИРЛЯ – русский литературный язык, его развитие в историко-функциональном плане, в плане языкового употребления.

ИРЛЯ призвана изучать все исторические изменения в условиях общественного функционирования литературного языка на разных этапах, начиная с XI в. и до наших дней.

Главное содержание курса – изучение употребления фактов литературного языка – лексических и грамматических – в разнообразных типах памятников письменности в различные периоды его развития.

Материалом для ИРЛЯ является язык произведений различных жанров и стилей, начиная с древнейших известных нам памятников.

Русский литературный язык старшего, донационального периода отличается от литературного языка национального периода. Но есть ряд общих признаков, свойственных русскому литературному языку всех периодов. К ним относятся:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Если колонтитул отсутствует или напечатан не полностью | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.